"Техники эффективного общения"
материал на тему

Беляева Инга Владимировна

 Практическое занятие с педагогами ДОУ с целью повышения коммуникативной компетентности и ознакомления с основными приемами эффективного общения, формирования навыков установления контакта в межличностном общении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhniki_effektivnogo_obshcheniya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

«ТЕХНИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

практическое занятие с педагогами ДОУ

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения

 Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Цель:

- создание и поддержание психологического климата в группе;

- моделирование отношений, максимально приближенных к реальным условиям межличностного взаимодействия;

- знакомство участников с основными приемами эффективного общения, формирование умений и навыков установления контакта в межличностном общении;

- формирование доверительной атмосферы в группе, осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению;

- дальнейшее повышение коммуникативной компетентности участников через формирование эффективной стратегии общения;

- развитие чувства «мы», навыков группового взаимодействия.

С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым, потому воспитывать и учить детей – дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и сомнениями в собственной компетентности, например, коммуникативной. Психологический словарь трактует термин «общение» как «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера».

Навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения. В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Упражнение «Круг имен»

Цель: знакомство участников группы

Участники сидят в кругу. Первый участник говорит свое имя, сидящий справа от него повторяет имя первого и свое, третий  повторяет имя первого и второго, затем говорит свое и т.д. Последний должен повторить имена всех участников, говоривших до него, и свое имя. Таким образом, будет представлена вся группа.

  1. Упражнение «Взаимные презентации»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие группового взаимодействия и навыка публичного выступления

Участники группы делятся на пары. Их задача рассказать друг другу о достоинствах своей напарницы.

Инструкция: Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие самые важные вопросы:

- кто я;

- что я ценю в самом себе и в других;

- предмет моей гордости;

- что я умею делать лучше всего;

- что я люблю, и что не люблю.

Спустя десять минут ведущий дает дополнительные инструкции:

    Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной. Стоящий будет говорить от лица
сидящего, называя себя именем своего партнера. Ваша задача – постараться построить свою презентацию так, чтобы она длилась точно одну минуту. После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет все время молчать.

Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:

- Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

- Что ты считаешь самым отвратительным?

- Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?

- Назови твое самое заветное желание.

- Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.

 Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученные от партнера сведения о нем и способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Можно использовать следующие вопросы:

- Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

- Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?

- Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе?

- Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?

- Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

  1. Упражнение «Почетный караул»

Цель: сплочение группы, настрой на интенсивный темп работы в течение занятия, создание непринужденной рабочей атмосферы

Ресурсы: скатерть или кусок ткани прямоугольной формы, воздушные шары, длинная веревка, мячик

Перед началом игры на пол кладется скатерть посередине аудитории, на нее помещаются воздушные шарики. Участники встают вокруг скатерти вполоборота так, чтобы правая рука была обращена к скатерти. По команде ведущего участники поднимают скатерть с шариками с пола (каждый держит скатерть правой рукой, а левая рука свободна). Ведущий предупреждает участников о том, что сейчас он будет давать группе различные задания, выполняя которые необходимо следить за тем, чтобы ни один шарик не упал на пол.

В качестве разминки ведущий просит участников по кругу в максимально быстром темпе передавать друг другу левой свободной рукой мячик.

Затем упражнение усложняется. В левой руке участники держат длинную веревку, одну на всех, по периметру расположения группы. Ведущий пускает по кругу мяч, который передается друг другу левой рукой. Для этого в момент передачи мяча каждый по очереди отпускает свой край веревки, при этом необходимо следить, чтобы веревка и шарики не падали вниз.

Усложнение: ведущий просит группу в максимально быстром темпе поменять положении рук: левой рукой держать скатерть, а правой рукой держать веревку. При этом должны выполняться два важных условия: ни веревка, ни шары не должны падать на пол.

Уровень сплоченности группы определяется количеством шариков, которые остались на скатерти после завершения упражнения.

Вопросы для обсуждения:

- Какие факторы способствовали, а какие мешали выполнению задания?

- Что можно было сделать лучше?

- Каких результатов достигла группа?

- Какие жизненные ситуации напоминают модель данной игры?

  1. Игра «Иван Иванович»

Цель: продемонстрировать участникам группы как искажается полученная информация в процессе передачи ее партнерам несколько раз; познакомить участников с некоторыми техниками слушания.

Участники сидят в кругу. Ведущий зачитывает заранее приготовленный текст рядом сидящему игроку (текст читает при всех). Затем игрок, которому был зачитан текст, пересказывает его следующему, тот – следующему и т.д. пока рассказ не выслушает последний участник, который его и озвучит. Затем ведущий опять зачитывает первоначальный текст.

Текст для использования в упражнении:

Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем – мальчик или девочка, так, что пока непонятно – станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.

Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт»

Обсуждение:

- схема передачи и восприятия информации.

5. Процедура «Дискуссия»

Цель: совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне

Группа разбивается на «тройки». В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
На упражнение отводится – 15 минут.

Обсуждение в группе:

- в каком образе было сложнее пребывать;

- каким образом легче было передавать информацию;

- с помощью какого образа легче было воспринимать информацию.

  1. Игра «Волшебный обруч»

Цель: сплочение группы, определение лидеров, выявление господствующего настроения в группе; проверка эффективности группового взаимодействия

Ресурсы: пластмассовый обруч

У меня в руках обычный пластмассовый обруч? Как бы не так! Его простота обманчива, этот обруч с тяжелым характером. Ваша задача – приручить его, заставив делать то, что захочет группа.

Встаньте в тесный круг. Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с вытянутым вперед указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали внутренний круг. На него я опускаю обруч. Я прошу следить за тем, чтобы пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком».

Не прерывая контакта обруча с пальцами, опустите его на пол. Чтобы добиться успеха, вам потребуется согласовать свои действия. Вы увидите, что обруч будет проявлять свой характер. Всякий раз мы будем возвращаться к исходному положению, пока команда не положит обруч на пол.

Вы сможете свободно обсуждать, предлагать различные варианты решения задания. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте с вытянутыми вперед указательными пальцами рук участников игры.

Подводя итоги, игроки обмениваются впечатлениями:

- что мешало и помогало команде;

- какие групповые настроения преобладали во время игры;

- можете ли вы сказать, что упражнение выявило лидера группы;

- как вы оцениваете собственный вклад в результат игры.

7. Упражнение «Дар убеждения»

Цель: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи

Ресурсы: два спичечных коробка, в одном из которых спрятана цветная бумажка

Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если «публика» ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).

Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

8. Упражнение «Через стекло»

Цель: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне

Ресурсы: листы бумаги, карандаши, ручки

Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

9. Упражнение «Ботинки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы помещения. Все встают, берутся за руки. Каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

После упражнения задаются следующие вопросы:

- довольны ли вы тем, как выполнили упражнение;

- кто вам помогал;

- что вы испытали, выполняя задания.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Откровенно говоря...»

Участникам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым, высказать свое отношение к занятиям.

Откровенно говоря...

Дата занятия__________________

Во время занятия я поняла, что ...

- Самым полезным для меня было ...

- Я был бы более откровенным, если бы ...

- Своими основными ошибками на занятии я считаю ...

- Мне не понравилось ...

- Больше всего мне понравилось, как работал (а) ...

- На следующем занятии я хотел бы ...

- На месте ведущего я …                                 _____________  Подпись

Подведение итогов

Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или важное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел нас, но еще труднее переживать чувство обиды и неудовлетворенности, так и не сказав об этом. Итак, кто хочет взять слово?

Л И Т Е Р А Т У Р А:

- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2007.

- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные техники речевого общения с ребенком».

«Эффективные техники ре­чевого общения с ребенком»....

Техники эффективного общения семинар-практикум

Искусство общения- ключевая компетентность педагога. Смысл общения в результате. Результативность общения зависит от умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Педагог, а особе...

Эффективные техники речевого общения

Эффективные техники речевого общения....

Семинар «ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»

Цель: Познакомить педагогов с техниками вербального общения для более эффективного взаимодействия с родителями.Задачи:- Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально...

Актуальность и применение техники эффективного общения "я-сообщение" в развитии коммуникативных умений и навыков детей младшего дошкольного возраста

      Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского,  А.Н. Леонтьева, является основой развития челов...

Техники эффективного общения с родителями

Для педагогов и администрации....