Главные вкладки

    Волшебная инициация в профессию
    материал на тему

    Беляева Инга Владимировна

    Практический семинар, цель которого - актуализация ресурсов педагога для развития личности, формирования профессионально значимых качеств. Семинар направлен на оказание помощи педагогам ДОУ в адаптации в данной профессии, создание условий рефлексии собственной деятельности и самостоятельному управлению своим профессиональным развитием.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon volshebnaya_initsiatsiya_v_professiyu.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ВОЛШЕБНАЯ ИНИЦИАЦИЯ В ПРОФЕССИЮ»

    практический семинар для молодых педагогов и специалистов ДОУ

    Цель: актуализация собственных ресурсов педагога для развития личности, формирования профессионально-значимых качеств.

    Задачи:

    - адаптация молодого педагога к профессии;

    - развитие стремления педагогов к рефлексии собственной деятельности и самостоятельному управлению своим профессиональным развитием;

    - развивать способности эффективно взаимодействовать с окружающими, актуализировать внутренние ресурсы личностного развития;

    - профилактика профессионального выгорания.

       Ресурсы:

    - нарисованная на ватмане корзина, вырезанные из цветной бумаги цветочки;

    - скотч;

    - планшеты;

    - карандаши, ручки;

    - резинка, сшитая в кольцо;

    - портновские булавки;

    - карточки для упражнения «Плюсы и минусы профессии»

    Педагоги регистрируются, оформляют бейджики  (именем, рисунком)

    Ход семинара

    1. Упражнение «Букет настроения»

    Прислушайтесь к своему состоянию, возьмите  цветок, цвет которого соответствует вашему настроению. Мы с вами составим букет.

    Посмотрите на букет. Что можно сказать о настроении нашей группы?

    2. Игра «Алфавитная шеренга»

    Не используя вербальное общение в максимально короткий срок вам необходимо построиться в одну шеренгу:

    - по именам в алфавитном порядке;

    - по длине волос;

    - по размеру обуви.

    Вступительное слово ведущего

    Рассуждая об адаптации к дошкольному учреждению, мы часто забываем о том, что трудности привыкания к новым условиям могут быть не только у детей, но и у взрослых. Поступление на работу в сложившийся коллектив ДОУ может стать настоящим испытанием для молодого специалиста.

    Как показывает практика, наибольшие трудности в адаптации к дошкольному учреждению, новому коллективу и выработке собственной стратегии педагогической деятельности педагоги испытывают на двух этапах профессионального становления: в период подготовки и вхождения в профессию. Специфика в том, что начинающие педагоги с первого дня работы выполняют те же обязанности и несут тот же объем ответственности, что и педагоги с многолетним стажем, а дети, родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

    Воспитатели, не получившие в первый год работы поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя брошенными, испытывают неуверенность. Молодой педагог боится собственной несостоятельности во взаимодействии с подопечными, их родителями, опасается критики администрации ДОУ и опытных коллег.

    Часто ситуативная тревожность превращается в устойчивую личностную черту, страх и неудовлетворенность своей деятельностью становятся привычным состоянием. Чтобы этого не произошло, начинающим педагогам необходимо следить за собственными ощущениями от профессии, своим самообразованием, общением с детьми, родителями, педагогами и вовремя вносить изменения во все сферы своей профессиональной деятельности. Иными словами, обладать навыками рефлексии, совершенствоваться и развиваться профессионально, личностно, духовно.

    Целью нашей встречи является актуализация собственных ресурсов для развития своей личности, формирования профессионально-значимых качеств педагога.

    Следующее наше упражнение направлено на познание себя и своей профессии.

    Я

    3. Упражнение «Необходимые качества»

    Необходимо выделить личностные качества, которые помогают вам в профессиональной деятельности и личностные качества, которые мешают.

    4. Упражнения «Во всей красе»

    Необходимо рассказать о профессиональных качествах, не утаив своих недостатков и подчеркнуть достоинства.

    Например:

    - «Я часто откладываю работу до последнего дня, зато делаю все быстро и качественно».

    - «Я часто опаздываю на работу, однако никогда не трачу рабочего времени впустую».

    Вывод: Необходимо принимать себя со всеми недостатками и ценить свои достоинства, использовать их для самореализации и развития своей личности. Потому что, если человек самореализован, находится в гармонии с самим собой, он счастлив.

    5. Упражнение «Педагогический принцип»

    Педагогам предлагается попробовать сформулировать свой педагогический принцип, которым они руководствуются в своей работе и ответить на вопрос: «Чего Вы никогда не сможете сделать по отношению к ребенку?».

    Моя профессия

    6. Упражнение «Плюсы и минусы профессии»

    Педагогам предлагаются карточки, лежащие на столе в двух стопках. На одних карточках изображен знак «котомка» (сума), на других – «решетка» («#» - тюрьма). Педагоги по желанию берут соответствующую карточку и освещают положительные или/и отрицательные стороны своей профессии.

    Обсуждение: Каких знаков получилось больше?

    В каждой профессии есть плюсы и минусы. Важно уметь видеть положительное в любом деле, которым ты занимаешься, уметь видеть перспективы для себя, учитывая отрицательные моменты. Учиться находить положительные стороны даже в недостатках своей профессии.

    7. Упражнение «Плюс в минус»

    Педагогам предлагается «трансформировать» «минусы» профессии в «плюсы».

    Вывод: Всегда необходимо посмотреть на проблему с двух сторон, используя прием «Две стороны одной медали». Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Это закон жизни и, как бы мы к нему ни относились, он действует.

    Любая проблема – это опыт, пусть даже негативный. А любой опыт нужно использовать. Он помогает человеку развиваться, делает его сильнее, увереннее в себе. О способах решения проблем мы поговорим позже, а сейчас поиграем.

    8. Упражнение «Резинка»

    Участники стоят в ругу. На руку одного из игроков надевается резиновое кольцо-лента. Затем все участники берутся за руки.

    Задание: кольцо передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Так как руки игроков сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук), перешагивая через него и т.д. По сути, вся живая цепочка должна «пролезть» через кольцо, не разжав соединенных рук.

    9. Упражнение «Мои сильные стороны»

    Упражнение проводится в малых группах по 3 человека.

    Каждому предлагается рассказать о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников.

    После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной, а не условной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение.

    На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками.

    Общее время работы микрогрупп – 15 минут.

    Вопросы для обсуждения:

    - Какие чувства вызвало задание?

    - Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?

    - Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?

    - Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?

    - Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете?

    - Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности детей?

    Вывод: Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед воспитанниками, то есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого каждому педагогу необходимо развивать в себе такие качества, которые, являясь неотъемлемыми чертами его личности, будут положительно влиять на формирование определенных сторон личности детей.

    Способы реагирования в сложных ситуациях

    В жизни и профессиональной деятельности каждого из нас возникают какие-либо проблемы. Когда люди попадают в сложные ситуации, они склонны реагировать привычным способом.

    Выделяют три таких способа реагирования или различных состояний нашего «Я»: Родитель, Взрослый, Ребенок.

    Родительское «Я». Состояние, перенятое в детстве от родителей. Характеризуется по преимуществу приказами, запретами и правилами. Существует две стороны родительского «Я»: контролирующая и помогающая. Контролирующий родитель пользуется следующими словами:

    - правильно/неправильно;

    - хорошо/плохо;

    - никогда/всегда;

    - разумно/неразумно;

    - что скажут другие;

    - всему есть предел;

    - должен, обязан.

    Помогающий родитель говорит:

    - бедняжка;

    - будь осторожен;

    - не бойся;

    - я тебе помогу;

    - потерпи.

    У воспитателей часто развито родительское эго-состояние. Если оно становится преобладающим, могут возникнуть трудности в общении.

    Взрослое «Я». Это зрелая, размышляющая часть человека. Своеобразный компьютер, собирающий, оценивающий и просчитывающий информацию. Действия взрослого продуманы и логически обоснованы. Языковые знаки такого «Я»:

    - могу;

    - сумею;

    - это возможно;

    - давай подумаем;

    - разберемся;

    - попробуем.

    Ребенок. В этом состоянии собраны наши чувства и переживания. Характерными качествами являются импульсивность, требовательность, спонтанность, непосредственность, послушание, желание идти на компромиссы, протест. Языковые показатели:

    - хочу/не хочу;

    - мне нравится;

    - буду/не буду;

    - помоги мне;

    - я тоже устал;

    - я чувствую.

    Надо уметь почувствовать, кто говорит в вас сейчас, и изменить свой способ поведения в зависимости от обстоятельств.

    10. Упражнение «Трое во мне»

    Педагогам предлагается разбиться на подгруппы и взять описание одной из ситуаций. Необходимо обсудить и высказать три способа реагирования на данную ситуацию с точки зрения  Я-Родитель, Я-Взрослый, Я-Ребенок.

    Ситуация

    Я-родитель

    Я-взрослый

    Я-ребенок

    Вас поставили перед фактом, что через неделю придется показать открытое занятие в рамках семинара, потому что другой человек отказался от этого.

    Лучше занятие покажет педагог со стажем. Педагоги с категориями обязаны это делать. А я еще мало работаю для того, чтобы показывать открытые занятия.

    Это возможность для меня показать, что я умею работать с детьми

    и шаг к получению категории. Хорошо подготовлюсь, попрошу

    о помощи методиста.

    Нет, не буду это делать. Что я себе враг что ли! Если заставят – уйду на больничный.

    Ваша напарница не передала Вам, что сегодня в детском саду Общее родительское собрание,

    и Вы не предупредили

    об этом родителей.

    Я никогда не забываю о таких важных вещах. Почему я должна извиняться перед родителями

    и просить их прийти?! Всему есть предел!

    У всех случаются упущения. Извинюсь

    и попрошу родителей прийти на собрание. Постараюсь их завлечь интересной информацией.

    Ничего делать не буду, все равно никто не придет. Родители будут возмущаться. Пожалуюсь заведующей на напарницу.

    В группе трудный ребенок (дерется, задирается, перечит Вам). Когда Вы говорите с родителями об особенностях поведения ребенка, они занимают «оборону» - обвиняют Вас в том, что педагог не может найти подход к ребенку.

    Каждый раз наказываю ребенка (сажаю на стул), ругаю, рассказываю, как нужно себя вести. Родителям даю советы по воспитанию, рассказываю о приемах, которые помогают в д/с.

    Ежедневно общаюсь с родителями. Сначала говорю об успехах ребенка, потом рассказываю о поведении. Спрашиваю

    у родителей совета,

    что помогает им при воспитании ребенка дома, стараюсь найти к ребенку индивидуальный подход. Даю родителям рекомендации, спрашиваю, помогают ли они.

    Обвиняю родителей в том, что они неправильно воспитывают ребенка.

    Ребенку говорю, что если он будет себя плохо вести – расскажу папе, «он ему покажет!»

    Вопросы для обсуждения:

    - Является ли это для вас проблемой? Почему?

    - Какие чувства вызывает ситуация?

    - Какой способ решения проблемы выбрали бы вы?

    - Как, по-вашему, какой способ был бы эффективен для решения данной проблемы?

    Вывод: Будьте внимательны к себе, своим ощущениям, чувствам, поймите, кто в вас говорит, действует, может быть, следует передать инициативу в принятии решения другому: Я-Взрослому или Я-Родителю…

    11. Упражнение «Соглашение»

    Мы с вами выбрали профессию педагога. Можно бесконечно говорить о том, какая она хорошая, полезная, необходимая и т.д. Также, можно бесконечно говорить о том, какая же это неблагодарная, рутинная работа, требующая отдачи огромных душевных и физических сил. Но, чтобы существовать в гармонии с этой профессией, надо любить то, что ты делаешь.

    Членам группы предлагается составить соглашение, контракт с самим собой, отвечая на следующие вопросы:

    1. Что я хотел изменить в своем отношении к работе?
    2. Каким образом я буду это делать?
    3. Когда я это буду делать?

    Запечатайте письмо в форме конверта. Напишите на нем дату, когда конверт нужно будет вскрыть, свои имя и фамилию, учреждение, где вы работаете, и отдайте нам.

    12. Упражнение «Букет настроения»

    Прислушайтесь к своему состоянию, возьмите  цветок, цвет которого соответствует вашему настроению. Мы с вами составим букет. Посмотрите на букет. Что можно сказать о настроении нашей группы?

    13.        Упражнение «До свидания!»

    Метафора «Белый медведь»: однажды в зоопарк привезли белого медведя, но вольер к встрече гостя не был готов. Его поместили в небольшую клетку, вокруг которой строился просторный вольер. Пока вольер строился, медведь вел себя так: сделает три шага до правого края клетки, вздохнет, развернется, сделает три шага к левому краю клетки... и так каждый день.

    Пришло время, и просторный вольер был построен, клетку убрали, но медведь вел себя по-прежнему: сделает три шага до правого края клетки, вздохнет, развернется, сделает три шага к левому краю клетки...

    Желаю вам не топтаться на одном месте, а всегда быть открытыми к новым возможностям!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эссе "Волшебная профессия".

    Раздумья на тему "Почему я стала учителем-логопедом"  – это повод взглянуть на свою любимую работу со стороны....

    План-конспект образовательного события «Волшебный мир профессий» для детей подготовительной группы

    План-конспект образовательного  события «Волшебный мир профессий»для детей подготовительной группы...

    Конспект ООД на тему «Волшебный мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста (познавательное развитие)

    Конспект ООД на тему «Волшебный мир профессий»для детей старшего дошкольного возраста (познавательное развитие)...

    Волшебный мир профессий

    Волшебный мир профессий...

    Квест-игра «Волшебный мир профессий детского сада» для детей 5-6 лет.

    Квест-игра «Волшебный мир профессий детского сада» для детей 5-6 лет.Цель: формирование знаний о профессиях работников дошкольного образовательного учреждения.Задачи.Знакомить с профессиям...