ПРОЕКТ: «Обучение старших дошкольников с ОНР связному высказыванию с использованием метода мнемотехники».
проект (подготовительная группа) на тему

Михеева Юлия Викторовна

ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВЫВАЛСЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta_.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Тема ПРОЕКТА: «Обучение старших дошкольников с ОНР связному высказыванию с использованием метода мнемотехники».

 

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Михеева Юлия Викторовна

учитель-логопед

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение.

          2. Основная часть,  этапы.

           3. Количественная и качественная обработка результатов.

           4. Заключение.

           5. Библиография.

          6. Приложения.                                        

Введение.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память и эмоции.

Формирование связной речи, изменение её функций является следствием деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредством языка.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

В последнее время снижается уровень языковой культуры общества, сказывается и на уровне речевого развития детей. Исследования Кузнецовой Е. говорят о том, что вопросам развития речи детей не всегда уделяется достаточно внимания. Более 60% детей, посещающих детские сады, и 40% выпускников – дошкольников имеют патологию речевого развития.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общении со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Результаты современных методических  и психологических исследований показывают, что умение и навыки связной речи при спонтанном развитии не достигают необходимого уровня для полноценного обучения детей в школе. Поэтому дети дошкольного возраста с ОНР нуждаются в специальном обучении. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием всех компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического.

Дополнительные затруднения в овладении связной речью может создать наличие у детей с ОНР вторичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Несформированность речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями.

Существует предположение, что традиционная методика обучения детей связной речи сложна для большинства дошкольников с ОНР, в силу общего ухудшения здоровья детей, требует дополнительных средств, облегчающих процесс становления связной речи.

Познакомившись с проблемой по развитию речи детей дошкольного возраста с ОНР, была осознана важность изучения метода мнемотехники в обучении детей связной речи с целью подготовки к дальнейшему успешному обучению в школе.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что выбранная тема: «Обучение старших дошкольников с ОНР связному высказыванию с использованием метода мнемотехники» является актуальной на данном этапе развития науки и практики.

Тема: «Составление рассказа по теме: «Весна»».

Цель: Научить детей связно и последовательно излагать мысли.

Задачи:

Область «Коммуникация»

1.Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна».

2.Совершенствовать грамматический строй речи.

3.Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с                                                                                                                                               использованием  наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

Область «Познание»

1.Формировать понятия причинно-следственных связей    и    закономерностей в явлениях природы.

2.Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

3.Продолжать развивать психические процессы: память, внимание,                                                   наглядно-образное мышление.

Область «Социализация»

1.Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу  о ней,  пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, помочь, утешить.

2.Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна», игрушка  - пингвиненок, мяч.

Предварительная работа:

1. Экскурсии и наблюдения в природе;

2. Чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

3. Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;

4. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;

5. Рисование по теме «Весна»;

6. Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне;

7.Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        весны», «В гости к весне».

Методы и приемы: анализ научно-методической литературы, эксперимент, качественная и количественная обработка результатов исследования.

Основная часть.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов,   сейчас широко используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких  лет  использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинаем  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы используют для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами начинают со средней группы. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста используют  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняется  или заменяется  другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.                                                                                     

 Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы.                                                                        

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ.                                                                                                               

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работа  по мнемотаблицам строется в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются  разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Параллельно с этой работой используются речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми.

Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно  «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития  детей дошкольного возраста.        

  Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким.

Таким образом, интеграция всех видов деятельности на занятиях и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля,  шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи  дошкольников.

Базой  для  развития  речи  становится  дошкольное  учреждение.  

Именно  в детском  саду создаётся  специальная  среда,  способствующая максимально  полному  раскрытию  речевых  возможностей  воспитанников.

        В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  значимой.  

Главной  и  отличительной  чертой  современного  общества  является    подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.      

         

                 Количественная и качественная обработка результатов.

Уровень развития умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР

составлять рассказы при помощи схем.

Практическая часть исследования проводилась в старшей группе МБДОУ детский сад №277 –г. Самары.

Констатирующий эксперимент был проведен с 11 детьми - логопатами: 4 девочками и 7 мальчиками старшего возраста. Целью эксперимента было выявление уровня развития умения составлять мнеморассказы.

Для этого в индивидуальной форме детям предлагалось составить по схемам-помошникам рассказ про скворца.

Обработка результатов проводилась с учетом основных требований к составлению рассказа:

  1. Понимание, осмысленность текста;
  2. Полнота передачи;
  3. Последовательность изложения;
  4. Ритмичность (отсутствие или наличие пауз);
  5. Передача диалога;
  6. Использование авторского словаря;
  7. Выразительность речи;
  8. Самостоятельность изложения.

Полученные данные были соотнесены с уровнями развития умений пересказывать  литературные  произведения,  определенные  автором  Глуховым В.П.:

I уровень высокий: рассказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. 6-8 баллов.

II уровень – средний: рассказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности  изложения, единичные смысловые несоответствия. 4-6 баллов.

III уровень – низкий: рассказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. Меньше 4 баллов.

Диаграмма 1

Изучение уровней развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять рассказ при помощи схем.

(констатирующий эксперимент)

               

                  Экспериментальная группа

                           Контрольная группа

Как показали результаты исследования (Диаграмма 1), всего 2 ребенка экспериментальной группы и 3 ребенка контрольной группы имеют средний уровень умений составлять текст.

Дети передавали содержание текста с помощью вопросов педагога. В процессе пересказа отмечались отдельные нарушения связного воспроизведения текста, пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента. Дети не справились с передачей диалога при пересказе, переводя его в сбивчивую косвенную речь. Отсутствуют художественно-стилистические элементы.

В основном, дети обеих групп показали низкий (8 и 9 детей) результат составление рассказа. Не передали содержание рассказа в полном объеме. Последовательность изложений событий была нарушена. Наблюдались пропуски событий и последующее возвращения к ним, причем связность текста достигалась только формально, путем использования таких слов как «потом», «еще», «дальше».

Итак, у детей экспериментальной и контрольной групп в основном низкий уровень развития умений составлять рассказ по схемам.

Формирующий эксперимент

         На основании полученных данных была спроектирована работа по обучению детей с ОНР составлению рассказов при помощи мнемотаблиц.

Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР составлению сказок и коротких рассказов с использованием мнемотехники.

Месяц

Тема

Составление рассказа

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Осень

Перелетные птицы

Зима

Профессии

Дикие животные

Зоопарк

Семья

Насекомые

Цветы

«Осень под водой» (по Н. Сладкову)

«Лесной голосок» (по Г.Скребицкому)

«Про снежный колобок» (Н.Калинина)

«Пожарные собаки» (Л.Толстой)

 «Как медведь сам себя

напугал» (по Н. Сладкову)

«Пингвиний пляж» (по Г.Снегиреву)

«Для чего руки нужны» (Е.Пермяк)

«Поющий букет» (по В.Бирюкову)

Перспективный план включает в себя подбор произведений для пересказа разных авторов. Данная подборка была построена с учетом изучаемых с детьми тем, что очень важно с детьми-логопатами.

Данный перспективный план реализовался с помощью методик, предлагаемых авторами Глуховым В.П., Лебедевой Л.В., Козиной Л.В.

Разработанный перспективный план охватывает 9 занятий, по 3 занятия на каждый период, 1 занятие в месяц.

Занятия по обучению пересказу с использованием моделей (графических схем) строились по алгоритму структуры занятия. К каждому подобранному произведению была разработана графическая схема, на которую опирались дети в процессе обучения пересказу.

Итак, можно сделать вывод, что работа в формирующем эксперименте имеет практическую значимость для обучения детей с ОНР, так как:

  • предполагает подборку произведений по лексическим темам;
  • к перспективному плану разработаны конспекты занятий с практическими моделями;
  • алгоритм построения занятий реализуется с использованием методик.

Анализ результатов контрольного эксперимента

После формирующего эксперимента  было вновь проведено изучение умений детей составлять текст. Им было предложено составить рассказ про  соловья.

Требования к рассказу и определения уровня были использованы также как в констатирующем эксперименте. Исходя из данных обследования детей – логопатов до формирующего эксперимента и после составили диаграмму.

Диаграмма 2

Анализ уровня сформированности умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР составлять текст.

до и после проведенной работы

Результаты показывают, что дети логопедической группы после систематической, достаточно глубокой работы по обучению составления текста с помощью схем показали более высокий уровень. Рассказы детей более самостоятельные, подробные, последовательные, также в них дети используют авторский стиль и диалог. Повысилась и культура изложения: меньше пауз, используют выразительные средства.

Заключение.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:

Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.

Словарный запас детей  из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.

Появился   интерес к заучиванию стихов;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Поэтому, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше дети подготовятся к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Библиография.

  1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
  2. Житникова Л. Учите детей запоминать.-М.: «Просвещение»,2004.
  3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Полянская - СПб.: ООО, «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.-64 С.

  1. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко// «Дошкольное воспитание.-2001.- № 10.- С.22-24
  2. Чохонелидзе, Т. Учим стихи по картинкам / Т. Чохонелидзе // «Обруч».- 2006.- №3. – С. 4-7.

     

Приложение

Составление рассказа «Весна идет».

Ход НОД

Дети стоят полукругом.

Логопед. Ребятки отгадайте загадку.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети. Это время года – весна.

Логопед. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только самые ласковые слова. Я скажу - солнце, а вы ласково - солнышко, ветка, ручей.., (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Логопед вносит в группу мягкую игрушку-пингвина. Дальше логопед говорит за Пингвиненка.

Логопед. Ребятки, к нам в гости пришел необыкновенный гость. Вот он. Кто это?

Дети. Это пингвин.

Логопед. Этого маленького пингвиненка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребятки, где живут пингвины?

Дети. Пингвины живут в Антарктиде.

Пингвиненок. Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.

Логопед. Конечно, ребятки тебе помогут. Садись на стульчик, и вы, ребятки, садитесь. Расскажите ему – а какая бывает весна?

Дети. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, звонкая, дождливая.

Логопед. А сейчас мы придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Дети. Весной солнце светит ярко. Весной появляются первые цветы…

Пингвиненок. Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.

Логопед. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но вставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день-весенний день, погода-весенняя погода… (Дети называют словосочетания).

Пингвиненок. Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов.

Логопед. А почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла?»  А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне?

Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки и т.д.

Логопед: А сейчас я предлагаю составить рассказ о весне, чтобы Пингвиненок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите таблицу о весне.

Рассказ по мнемотаблице «Весна №1».

Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, появляются лужи.  Дети пускают в них  кораблики. Весной распускаются первые цветы – подснежники, а на деревьях появляются первые зеленые листочки

Описание: C:\Users\вика\Desktop\солну.jpg

   

Описание: C:\Users\вика\Desktop\сосулька.jpg

Описание: C:\Users\вика\Desktop\лужа.gif

    Описание: C:\Users\вика\Desktop\кораблик.jpg

     Описание: C:\Users\вика\Desktop\цветок.png

            Описание: C:\Users\вика\Desktop\дерево.jpg

.

Рассказ по мнемотаблице «Весна №2»

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи. Все люди весной отмечают весной мамин праздник- 8 Марта. Я сделал(а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил(а) ей.

            

Описание: C:\Users\вика\Desktop\солну.jpg

Описание: C:\Users\вика\Desktop\сосулька.jpg

Описание: C:\Users\вика\Desktop\лужа.gif

     М

 

             

         

Пингвиненок. Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне  и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!

Логопед. Закройте глазки и слушайте. Весной природа пробуждается от зимнего снега, мы с вами откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими. Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. Мы медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся. Опустите ручки, сядьте. Молодцы.

Подводится итог.

Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз.

Дети. Это явление природы называется капель.

Логопед. Чей рассказ вам понравился? Почему?

Дети рассказывают.

Логопед. Все сегодня молодцы! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Обучение старших дошкольников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании».

Исследовательский проект нацелен на обоснование педагогических условий эффективности обучения старших дошкольтников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании....

Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности

Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни...

Презентация проекта «Логопедические технологии формирования связной речи дошкольников с ОНР с использованием методов мнемотехники»

В данной презентации проект  «Логопедические технологии формирования связной речи дошкольников с ОНР с использованием методов мнемотехники», защищенный на конференции для слушателей курсов повыше...

Проект «Обучение старших дошкольников прикладному плаванию в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности».

Во многих дошкольных учреждениях ведется работа по обучению детей плаванию. Но умение плавать не дает полной гарантии спокойного и уверенного общения с водной средой. Важно уметь плавать безопасно, ст...

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста.

В данном материале описывается метод наглядного моделирования и его значение в педагогической деятельности в работе с дошкольниками. Описываются приемы наглядного моделирования....

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию экологических представлений с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ на тему: "Весна идёт"

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ в логической последовательности....

«Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ОНР»

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОНР . Мнемотехника п...