Использование игр В.В.Воскобовича в работе логопеда..
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

Чунтонова Лидия Викторовна

Представлен мастер - класс для педагогов по использованию технологии интенсивного развития "Сказочные лабиринты игры игры" В.В. Воскобовича .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igr_voskobovicha.rar2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов технологии «Сказочные лабиринты игры» в работе логопеда

Мастер - класс

Провела:  Чунтонова Лидия Викторовна,    Учитель – логопед первой квалификационной  категории  МБДОУ «Детский  сад №75»комбинированного вида.

Место проведения: МБДОУ «Детский  сад №75» Комбинированного вида.

Оборудование:  экран, проектор, фломастеры или маркеры,  Игры В.В.Воскобовича : «Лабиринт букв», «Предметный мир вокруг нас», «Читайка на шариках», «Шнур – грамотей:  Яблонька, Снеговик, Ромашка», «Необычное животное», «Буквоцирк».

Ход мероприятия:          Участники сидят за столами перед экраном. На экран проецируется сопровождающая презентация.

- Начать свой мастер – класс мне хотелось бы цитатой из пьесы Александра Свечникова «Путешествие в историю» :

 Царь Прометей спросил Евклида: «Нет ли более короткого и менее утомительного пути к познанию?» На что учёный ответил: «НЕТ царской дороги к познанию».

На современном этапе развития образования острой стала проблема увеличения числа детей с ОНР. Соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей проявляется в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем, социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.

Развитие речи детей в значительной мере определяется осознанием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придаётся реализации развивающего характера игры, при обучении детей.(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)

В логопедической литературе отмечается специфика игровой деятельности у детей с ТНР, разработаны научно- методические аспекты применения игры, как коррекционного средства (В.И. Селивёрстов, Т.Б. Филичева). Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций.

Использование развивающих игр в коррекционно- педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей  «Сказочные лабиринты игры.» В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности «Сказочных лабиринтов» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

Преимущество развивающих игр В.В. Воскобовича.

  • Широкий возрастной диапазон (от 2х  до 7-8 лет).

Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребёнку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии. Такие игры, как «Геноконт», «Прозрачный квадрат», способны развивать от простых сенсомоторных актов, локальных функций внимания, памяти, мышления, пространственного воображения до структурной модели осознания себя, как части живого. От фокусирования внимания и точности в исполнении до спонтанного творчества и поиска дивергентных решений.

  • Дидактическая мультимодульность.

Одна и та же игра может быть направлена на развитие математических, конструктивных, творческих способностей, на развитие речи, обучение грамоте. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться педагоги, родители без специального обучения.

  • Образность и универсальность.

Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.

  • Эмоциональная культура игры.

Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьёзными. Но игра- дело весёлое. Поэтому яркой особенностью этих игр является лёгкость в отношении, искромётный юмор и ирония, которую ребёнок воспринимает как язык равенства, поддержки. Что будет, если соединить галошу и лошадь? Будет галошадь. Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребёнок развивает главные качества личности- творца непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и  выбирать из многообразия вариантов.

  • Возможность индивидуального коррекционного обучения.
  • Предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности.

           Развивающие игры В.В. Воскобовича позволяют:

  • Подбирать материал разной степени сложности. Конкретным детям всегда можно предложить то, что соответствует в данный момент его возможностям и задачам обучения.
  • Во время логопедических занятий с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала.
  • Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

В нашей логопедической группе мы создали  развивающую среду «Фиолетовый лес» Почему фиолетовый? Наверное потому, что необычный и интересный. Вместе с любознательным Малышом Гео  наши воспитанники путешествуют по этой чудесной стране, узнают много нового, развиваются. Цель путешествия – золотой плод познания, который дети собирают из чешуек новых знаний. Путь нелёгкий, и преодолеть его помогают лесные жители: Ворон Метр, Незримка Всюсь, гусеница Фифа, кот Коттерфильд и другие.

Развивающие игры мы условно разделили на четыре группы:

  • Игры, по обучению грамоте.
  • Игры на развитие лексико – грамматического строя.
  • Игры  на развитие связной речи.
  • Игры, способствующие развитию пространственно – временных отношений и формированию пространственного словаря.

С участниками проводятся игры:

«Буквоцирк» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).

Цель: закреплять знание гласных звуков и букв, развивать речевое дыхание, голосовые характеристики.

Содержание: Участникам на слайде презентации представляется «Буквоцирк».В нём работают поющие клоуны: Арликин, Орлекин, Урлекин, Эрлекин и т.д. Участникам предлагается спеть вместе с клоунами песню гласных.( компьютерная игра «Поем гласные»)

«Лабиринт буквы А» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).

Цель: Закрепить знание буквы А. Развивать навык буквенного анализа слов, чтения. Совершенствовать процессы внимания, памяти, логического мышления. Развивать графо – моторные навыки.

Содержание: Участникам раздаются лабиринты с «Игровизорами», маркеры.

Предлагается выполнить следующие задания:

-Найдите все буквы А, закрасьте их.

-Найдите путь от «стрелки» до буквы А в центре лабиринта , минуя бусины с другими буквами. Обвести главную букву А по контуру.

-Пройти в лабиринте от «стрелки» до главной буквы через все буквы А.

- от «стрелки» до картинок собрать слова по бусинам.

«Шнур – грамотей» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).

Цель: Развивать мелкую моторику, координацию «глаз – рука». Закрепить навык буквенного анализа и синтеза слов, чтения. Совершенствовать память, способность ориентироваться на плоскости. Развивать гибкость мышления, сообразительность.

Содержание: Участникам предлагается несколько пособий: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик». Даются задания:

- составьте слова из 2 – 3 -4 букв не используя звёздочку.

-составьте слова, используя звёздочку в начале слова, в середине, в конце.

- составьте имена.

-составьте родственные слова.

«Читайка на шариках» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).

Цель: Развивать навык чтения, мышление, сообразительность, ориентировку на плоскости.

Содержание: Участникам предлагаются модели читаек. Педагоги, сгибая уголки в разных направлениях составляют слова.

«Предметный мир вокруг нас» (развитие лексико – грамматического строя речи)

Вариант: «Найди лишнюю картинку»

Цель: Активизация словаря, закрепление обобщающих понятий.

Содержание: Участникам предлагаются пластиковые «Игровизоры» и фломастеры. Педагоги выполняют задания:

-найдите лишнюю картинку.

-почему считаете её лишнеё?

-как одним словом назвать оставшиеся предметы? – почему их называют игрушками, мебелью, и т. д.

Вариант: «Назови одним словом»

Цель: Активизация словаря, закрепление обобщающих понятий.

Содержание: Участникам предлагаются пластиковые «Игровизоры» и фломастеры. Педагоги выполняют задания:

-как можно назвать все эти предметы одним словом?

- помогите дирежёру, портнихе и столяру найти свои инструменты.

- как можно назвать инструменты для оркестра? Для шитья? Для работы с деревом?

- какой инструмент оказался лишним?поче6му? для какой работы он может пригодиться?

«Необычное животное» (связная речь).

Цель: Развивать конструктивное, образное мышление, умение образовывать сложные слова путём сложения двух основ (лягушко – хряк, крококот, китозай). Развивать умение составлять описательный рассказ с элементами творчества.

Содержание: Участникам раздаются наборы деталей мягкого конструктора. Предлагается составить из него необычное животное, придумать ему имя и составить небольшой описательный рассказ по плану:

- кто это?

-как выглядит?

-чем питается?

-чем любит заниматься?

Благодарю всех за помощь в проведении мастер – класса. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование валеологического сопровождения, как технологии, в работе логопеда.

В настоящее время остро встала проблема здорового образа жизни.  Работа логопеда должна основываться на создании атмосферы взаимопонимания с другими специалистами и родителями, оказании помощи в ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребёнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые с...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.»

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократи...

Использование игровых методов и приемов в работе логопеда в обучении дошкольников грамоте.

В статье рассматриваются особенности русской письменной речи, предпосылки ее формирования у дошкольников и этапы формирования основ грамоты у детей 6-7 лет....

Мастер-класс для педагогов «Использование игр В.В. Воскобовича в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Использование игр В.В. Воскобовича в работе с детьми раннего дошкольного возраста»...

Опыт использования методики В.В. Воскобовичав практике работы первой младшей группы

Развивающую сенсорную среду «Фиолетовый лес» педагог использует в различных формах работы с детьми: занятиях, в организованной деятельности детей, проведение  развлечений, придумывани...