Распахните мир красоты и культуры для души и сердца ребёнка
статья
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Варнакова Юлия Николаевна
Музыкальный руководитель
«Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 52
Приморского района г. Санкт-Петербурга»
Распахните мир красоты и культуры для души и сердца ребёнка
Аннотация:
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Ключевые слова:
Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Восприятие - чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным.
Красота - эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры.
Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
"Подлинную красоту воспринимает
только чистая, прекрасная душа.
Душа ребенка.
Прекрасное не терпит лжи.
Если душа осквернена ложью,
глаза не видят прекрасного.
Ложь уничтожает красоту,
а красота – ложь."
Э.Межелайтис
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают! Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей.
“Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается”, – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература – все это в меньшей или большей мере может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках!
Очень важно понять, что не воспринятая Красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать Красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать Красоту, не восхититься ею, не обрадоваться. В таком случае Красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие Красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное “Смотри!” – одна из важных задач воспитателя. Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.
Развивать внимание можно на самых обиходных предметах и самыми простыми способами. Можно поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок. Можно предложить ему, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д. Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.
Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться (“выдохнуть”) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.
Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает – и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с Красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.
Задача педагога – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью.
Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование.
Список литературы:
- Большая советская энциклопедия // под. ред. А.М.Прохорова. – М., издательство «Советская энциклопедия», Т.30. – 1978. – 20000 с.
- Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:СОЮЗ, 1997. – 96 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / под.ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные сказки как проводник культуры в сердце ребёнка
Значение сказки для детей...
Народные сказки как проводник культуры в сердце ребёнка
Значение сказки для детей...
Русская народная сказка как проводник культуры в сердце ребёнка
Данная статья может быть полезна для воспитателей разных возрастных групп, учителей начальных классов, родителей. Этот материал направлен на развитие интереса к истории русского народного фольклора и ...
Окаменение души и сердца. Профилактика жестокого обращения с детьми
Окаменение души и сердца. Профилактика жестокого обращения с детьми...
Окаменение души и сердца. Профилактика жестокого обращения с детьми
Памятка для родителейОкаменение души и сердца. Профилактика жестокого обращения с детьми...
ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК ДЕТЕЙ ГРУППЫ №5 МАДОУ ЦРР Д/С № 133 г. Калининград В КУЛЬТУРЕ РОССИИ – ДУША НАРОДА
Знакомить детей, необходимо начинать с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, это способствует развитию духовного, нравственного, эстетическог...
Русская печь «Душа и сердце дома»
Без печки хата - не хата» - так говорили русские люди. Как вы, думаете для чего нужна печь? В те далекие времена и хлеб пекли, и еду для людей и живности готовили в печи. К тому же русская...