КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
проект (старшая группа) на тему

Ирина Викторовна Семёнова

КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ТЕМЕ «Овощи и фрукты – полезные продукты»   (для детей старшего дошкольного возраста).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi_i_frukty_-_poleznye_produkty.docx57.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ТЕМЕ «Овощи и фрукты – полезные продукты»

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема проекта: «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Участники: Дети старшего дошкольного (подготовительного) возраста, педагоги, родители.

Сроки проведения:  2 неделя сентября

Итоговое событие: Развлечение «Витаминный калейдоскоп»

Линии развития

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Физическое

Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Приобщать детей ЗОЖ.

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях.

Развивать физические качества: ловкость, быстроту, силу.

Формировать умения выполнять физические упражнения.

Социальнно-

коммуникативное

Воспитывать дружеские отношения, трудолюбие, наблюдательность.  Воспитывать уважение к людям  сельско-хозяйственных профессий.

Развивать игровую и трудовую деятельность.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

Познавательное

Воспитывать интерес к профессиям овощевода, садовода.

Развивать творческое воображение, инициативу, композиционные умения.

Расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, их роли в жизни человека.

Художественно-эстетическое

Формировать интерес к художественным и музыкальным процветаниям.

Развивать творческое воображение, инициативу, композиционные умения.

Обучать различным техником продуктивных видов деятельности.

Речевое

Продолжать обобщать словарь формулами словесной вежливости.

Развивать литературную речь.

Совершенствовать связную речь через составления описательных рассказов.

Обогащать словарный запас.

Предпосылки к определению цели детьми: Зачем людям овощи и фрукты?

Цель (детей): Научиться использовать овощи и фрукты в разных областях.

Изменения предметно-развивающей среды

тема: «Овощи и фрукты – полезные  продукты»

Центр развития

План

Предметы (деятельность)

Педагоги

Дети, семья

Центр книги

Книги:  Н. Носов «Огурцы»,

«Про репку»;

 В. Волина «Наша грядка»;

 К. Ушинский «История одной яблоньки»;

В. Сутеев «Мешок яблок»;

Ю. Тувим «Овощи»;

Е. Благинина «Приходите в огород». (читать, обсуждать, учить)

Плакаты: «Овощи. Фрукты», «Полезные продукты». Набор картинок «Овощи. Фрукты».

Альбомы и изображениями овощей и фруктов (Рассматривать, обсуждать, сравнивать).

Принести книги, детские энциклопедии, иллюстрации (рассматривать, сравнивать).

Принести фотографии на тему «Во саду ли, в огороде» (оформлять альбом).

Центр

экспериментирования

Картинки с изображением фруктов, сухофрукты, консервированные и свежие фрукты, стаканы с фруктовым компотом (проводить опыт «Фрукты: как можно их есть?»)  

Свекла, огурец, яблоко, огуречная маска, шампунь с фруктовым запахом, терка, нож, бумажные салфетки, зеркало (проводить опыт: «Овощи и фрукты как косметика»)

Принести овощи, фрукты, зеркало (проводить опыты, дидактические игры).

Игрушки – формы овощей и фруктов (для игр с песком).

Центр изобразительной деятельности

Раскраски, трафареты, цветная бумага, пластилин, ножницы, клей  (рисовать, раскрашивать, делать аппликации).

Принести раскраски по теме (рассматривать, раскрашивать).

Принести цветные мелки (рисовать).

Принести поделки из овощей и фруктов для организации выставки.

Центр сюжетно- ролевых игр

Муляжи овощей и фруктов, коробки из-под сока, наборы игрушечной посуды, наборы игрушечного сельско-хозяйственного инвентаря (Для игр: «Магазин», «Повар», «Овощеводы»).

Принести фартуки, косынки (для игры, развлечения).

Принести поделки овощей и фруктов из пластилина и соленого теста (для сюжетно-ролевых игр).

Привлечь родителей к организации итогового развлечения.  

дата

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно образовательная деятельность

8.09

Утро: 1.   Рассматривание  альбома «Овощи. Фрукты»

            2.   Д/и «Что сажают в огороде?»

            3.   Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара    

                  пришла»

Прогулка: 

  1. Экскурсия на огород. Беседа. Разгадывание загадок. Помощь в прополке.
  2. П/и «Горячая картошка.»
  3. Самостоятельные игры с песком (Формы - овощи)

Перед сном:  Чтение. Н.Носов «Огурцы»

Вечер:  1. Раскраски, трафареты, шаблоны (Атрибуты для п/и «Овощи -    

                 фрукты»)

2. С/р игра «Овощеводы»

3. П/и по выбору детей

1. Коммуникация

            Развитие речи

         «Овощи – живые витамины»

2. Музыкальное

3. Художественное творчество.

            Рисование. «Загадки с грядки»

И.А. Лыкова  «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр. 44

9.09

Утро:  1.  Беседа «Польза от овощей»

       2.   Д/и «Чудный мешочек»

Прогулка:

            1.  Экскурсия на хозяйственный блок д/с (Овощехранилище)  

                 Наблюдение за трудом взрослых.

            2.  Сбор овощей на огороде

            3.  П/и «Овощи» (со словами)

Перед сном:  Чтение Н.Носов «Про репку»

Вечер: 

           1.  Театральная игра «Репка» (Бибабо)

           2.  С/р игра «Магазин» «Овощи»

           3.  Чтение стихотворения.  В.Волина «Наша грядка». Обсуждение.

           4.  П/и «Горячая картошка»

1. Познание. ФЭМП

2. Физкультурное

      3. Познание.

Конструктивная деятельность.

«Скульптуры на грядке»

Т.М. Бондаренко «Организация НОД в подготовительной группе д/с» с.232

И.А. Лыкова «Художественный труд в д/с» с.64-65

10.09

Утро: 

           1.  Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением

                фруктов. Беседа

           2.  Разучивание физкультурной минутки «Вот так яблоко»

Прогулка: 

           1.  Прогулка вокруг д/с. Рассматривание фруктовых деревьев (яблоня).  

                Беседа.

           2.  Уборка территории участка.

           3.  П/и «Овощи - фрукты» (использовать эмблемы)

           4.  Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Перед сном:   К. Ушинский «История одной яблоньки»

Вечер: 

           1.  Опыт «Фрукты: как их можно есть?»

           2.  С/р игра «Повар»

           3.  Оформление альбома «Во саду ли, в огороде»

          4.  П/и «Репка» (эстафета по сказке)

      1.  Познание

      2.  Музыкальное

       3.  Художественное творчество

     Лепка «Осенний натюрморт»

 Лыкова  И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» с.40

11.09

Утро: 

           1.  Д/и «Что где растёт?»

           2.  Разучивание пальчиковой гимнастике «компот»

Прогулка:

           1.  Наблюдения за изменением погоды.

           2.  Беседа о труде людей осенью в саду и огороде.

           3.  Игра – эстафета «Собери овощи, фрукты»  

           4.  Трудовые поручения.

Перед сном: р.н. сказка «Гуси-лебеди»

           

Вечер: 

           1. Опыт «Овощи и фрукты. Косметика»

           2.  Просмотр мультфильма «Вершки и корешки»

           3.  С/р игра

           4. П/и «Овощи - фрукты»

 

    1.  Познание.

         ФЭМП №4

    2.   Физкультура

     3.  Художественное творчество.

Рисование «Фруктовая сказка»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе д/с. ИЗО» с.11

12.09

Утро:

           1.  Д/и «Определи на вкус»

           2.  Просмотр выставки поделок «Сказка с грядки».

                Рассказы детей.

Прогулка: 

           1.  Экскурсия к сельско-хозяйственным участкам. Наблюдения за    

                трудом взрослых на огороде и в саду.

           2.  Рисуем на асфальте.  (Овощи. Фрукты)  

           3.  П/и «Пугало»

           4.  Самостоятельные игры детей с выносным материалом

Чтение перед сном: бел. нар. сказка «Пых»

           

Вечер: 

            Развлечение «Витаминный калейдоскоп». С участием родителей.

1.  Чтение художественной литературы

      В. Сутеев «Мешок яблок»

2.   Художественное творчество.

Аппликация  «Волшебное дерево»

(коллективная работа)

3. Физкультура (на воздухе)


ПРИЛОЖЕНИЕ

к тематической неделе

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

(старший дошкольный возраст)

В. Сутеев «Мешок яблок»

Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Не долго думая, раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать. Тут Ворона прилетела, на пенёк села и каркает:

— Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!

— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.

Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый — не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке... И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел — перед ним Медведь стоит!

— Что у тебя там в мешке? — спросил Медведь.

Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит:

— Вот... Яблоки... Угощайтесь, дядя Миша!

Попробовал Медведь одно яблоко.

— Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой.

А Заяц — к себе домой.

Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:

— Дяденька Заяц! Дайте яблочек!

Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открыть.

По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.

— Куда идёшь, Колючая Голова? — спросил Заяц.

— Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.

— Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзину яблок. Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет. Их Заяц тоже яблоками оделил. Ходил, ходил Заяц и устал. Присел было на какой-то бугорок, как вдруг...

— Спасибо, дружище! — сказал Крот и исчез под землёй вместе с яблоками.

В заячьем домике давно ждут папу-Зайца. Чтобы скоротать время, мама-Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам. И тут кто-то постучал в дверь...

Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.

— Вот! Это вам мама просила передать! — пропищали бельчата и убежали.

— Чудеса... — прошептала Зайчиха.

Пришёл Ёжик с корзиной, полной грибов.

— Хозяин дома? — спросил он Зайчиху.

— Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.

Попрощался Ёж, ушёл, а корзину с грибами оставил Зайчихе. Соседка Коза принесла капусты и крынку молока.

— Это для ваших детей, — сказала она Зайчихе.

Чудеса продолжались...

Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота.

— Это дом Зайца? — спросил он.

— Да, мы тут живём, — сказала Зайчиха.

— Значит, я правильно подкоп вёл! — обрадовался Крот, и полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла. — Привет Зайцу! — крикнул Крот и исчез под землёй.

А Ворона всё каркает:

— Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!

Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:

— Вот... Самое лучшее! Клюй на здоровье!

— Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!

— А я... А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!

— Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!

И побежал Заяц обратно в лес. А когда прибежал к своей заветной яблоне, то там...

Увидел Волк Зайца, облизнулся и спрашивает:

— Тебе что здесь нужно?

— Я... Яблочки хотел собрать... Зайчатам...

— Значит, ты яблочки любишь?

— Лю... Люблю.

— А я зайцев очень люблю! — зарычал Волк и бросился на Зайца.

Вот тут-то и пригодился Зайцу пустой мешок. Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому. А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке. Вдруг скрипнула дверь.

Вскочили зайчата:

— Ура! Папа пришёл!

Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.

— Я ничего... совсем ничего вам не принёс, — прошептал он.

— Зайчик мой бедный! — воскликнула Зайчиха.

И вдруг страшный удар потряс дом.

— Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все! — закричал Заяц.

Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя.

— Вот! Держи от меня подарок, — прорычал Медведь. — Мёд настоящий, липовый...

Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.

А злая Ворона удивляется:

— Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?

История одной яблоньки 
                                                                             Константин Дмитриевич Ушинский 
                                                              I 
Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. 
Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось. 
Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой - и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко. 
Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: "Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится". 
Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: "Пропала я совсем!" Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю. 
                                                           II 
Загордилась яблонька в саду: "Должно быть, я редкое дерево, - думает она, - когда меня из лесу в сад перенесли", - и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу. 
На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать. 
Задрожала яблонька и думает: "Ну, теперь-то я совсем пропала". 
Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл. 
                                                        III 
Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой. 
Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами. 
Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые! 
И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.

                                                                                                                                       

ЗАГАДКИ

Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.  (Морковь)

За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь — гладкая,

Кушаешь — сладкая. (Морковь)


Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)

Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?  (Лук)

Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук)

Маленький, горький
Луку брат. (Чеснок)

Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор)

Растут на грядке зелёные ветки,
А на них красные детки  (Помидор)

Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили.

А потом все съели

И всегда хвалили. (Картофель)

Зеленые поросятки выросли на нашей грядке,

К солнцу — бочком, хвостики у них — крючком.

Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)

Летом - в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в банке,
Крепкие, солёные. (Огурцы)

 Вверху — зеленая,

Внизу — красная,

 В землю вросла.

 А что же это? (Свекла)

Зеленый дом тесноват:

Длинный, узкий, гладкий.

 В доме рядом сидят

Малые ребятки.

Пришла осенью беда –

Треснул дом их гладкий,

Побежали кто куда

Малые ребятки. (Горох)

Он из тыквенной родни.

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем …

(Кабачок)

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)

Само оно с кулачок,

Имеет красный бочок,

Дотронешься — гладко,

 А откусишь — сладко. ( Яблоко)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

 Он похож на апельсин,

С грубой кожей, сочный.

Недостаток есть один –

 Кислый он уж очень.. (Лимон)

Этот фрукт как неваляшка,

Одет в желтую рубашку.

 В саду покой нарушив,

 С дерева сорвалась… (Груша)

Он похож рыжий мяч,

Только уж не мчится вскачь.

В нём есть С витамин –

Это спелый …(Апельсин)

А. Барто «Морковный сок»

Глушит сорная трава
Кустики гороха,
И морковь видна едва -
В общем, дело плохо.

Так не вырастет морковь,
Так не будет толку!
Две сестры сегодня вновь
Вышли на прополку.

У Маринки две руки,
И у Светы две руки:
Хорошо пошла работа!
Берегитесь, сорняки!

Поработали часок -
И, пожалуй, хватит.
Будет пить морковный сок
Через месяц братик.

 Е. Благинина «Приходите в огород»

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород –

Здесь так интересно.

В. Волина «Наша грядка»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат.

Наша грядка – просто клад!

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?


 

Юлиан Тувим « Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,(сжимают и разжимают пальцы)
Хозяйка с базара домой принесла:
(загибают поочерёдно пальцы)
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!…

Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Закрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

Физкультминутка « Огород у нас в порядке»

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

Физкультминутка«Вот так яблоко!»

Вот так яблоко! (Встали)

Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно.  (Руки на пояс)

Руку протяните,(Протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (Руки вверх)

Стал ветер веточку качать,(Качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать.(Подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну(Подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву!(Хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко!(Встали)

Оно(Руки в стороны)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс)

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот,  (левую   ладошку   держим   «ковшиком», правой «мешаем»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, 
(ребром правой ладошки "режем" по левой ладошки)
Грушу будем мы рубить,
(меняем руки, ребром левой ладошки "режем" по правой ладошки)
Отожмем лимонный сок,
(делаем соответствующие движения)
Слив положим и песок. 
(выполняем движения как будто кладем сливы в кастрюлю, а потом сахар как солят  пальчиками)
Варим, варим мы компот.
( «варим» и «мешаем»)
Угостим честной народ. 
(« пьем» из кружки)

Подвижная игра «Овощи»

Как-то вечером на грядке

(дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами)

Репа, свекла, редька, лук        

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:(останавливаются, крутят водящего)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,(разбегаются, приседают)

Ну, а ты иди искать!(водящий ищет, угадывает наощупь ребёнка)

Подвижные игры

«Горячая картошка»

(игра средней подвижности)

 Цель:  упражнять в передаче  мяча, быстроте реакции.

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Указание.     Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Усложнение.  Мячи разной массы.  Мячи разного размера.  Количество мячей более двух.

 «Пугало»

Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль пугала. Он встает на одной стороне зала, на голове у него шляпа. Остальные – «птицы» встают врассыпную по всему пространству, где проводится игра. По сигналу взрослого «пугало» начинает выполнять любые движения руками, стоя на месте, а дети ходить в произвольном направлении по залу, поднимая руки в стороны и опуская вниз, и произносить слова:

Как на наш огород Птичий налетел народ.

Галки, воробьи, синицы – им на месте не сидится.

Урожай клюют, клюют, и щебечут и поют.

Только вот боятся галки Человечка на палке.

Взрослый произносит:

Пугало, скорее оживай, гостей незваных разгоняй!

После этих слов «пугало» снимает шляпу и начинает ловить «птиц» - старается коснуться ею головы каждого играющего. Ребенок – «пойманная птица» выбывает из игры.

Конспект НОД для детей  подготовительной группы

«Овощи – живые витамины»

Цели:

1. Закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части).

2. Учить находить сходства и различия (по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь).

3. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных.

4. Закрепить употребление в речи предложений со значением противопоставления.

5. Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.

6. Воспитание культуры поведения за столом во время приема пищи.

Оборудование: корзина, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель:Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу... Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке,

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла... Ох!

Воспитатель: Что принесла хозяйка с базара?

Дети называют овощи, воспитатель достает их из корзины.

Воспитатель: Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?

2. Рассказ воспитателя.

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают. Капусту срубают. Картошку выкапывают. Огурцы, помидоры, перец срывают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

3. Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина). Сравнение моркови и свеклы, огурца и помидора, тыквы и кабачка.

4. Игра «В огороде у козы Лизы»

Воспитатель: Коза Лиза пошла в огород собирать овощи, давайте поможем ей.

Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы «какой?» и «какая?».

– Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свекла, сладкая морковь и т.д.

5. Игра «Большой – маленький»

Огурец – огурчик.

Помидор – помидорчик.

Чеснок – чесночок.

Перец – перчик и т.д.

Физкультминутка

« Огород у нас в порядке»

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки   (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород   (наклоняемся, достаем руками пол).

Поливали огород   (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту   (присесть на корточки, обхватить руками колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь   (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!»   (топнуть ногой в конце фразы)

6. Игра «Назови, какой это сок?»

Дети становятся в круг, воспитатель бросает ребенку мяч и называет овощ. Например: «огурец». Ребенок бросает мяч обратно и отвечает: «огуречный».Томат – томатный, морковь – морковный, свекла – свекольный, капуста – капустный, тыква – тыквенный.

7. Игра «Составь предложение»

Помидор круглый, а морковка – …

Огурец овальный, а тыква – …

Лук горький, а морковка – …

Помидор кислый, а чес нок –…

Огурец зеленый, а помидор – …

8. Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко». Узнавание овоща по описанию.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидора)

Белобока, круглолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У неё листочки с хрустом,

А зовут её… (капуста)

Пушистый и зеленый хвост

На грядке горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

«Вылезай на свет …» (морковка)

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые… (огурцы)

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился… (горох)

10. Игра «Мы считаем»

Воспитатель:Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

Посчитай-ка их, сумей!

– Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

– Два огурца. (Счет в игре идет до пяти.)

11. Итог.

Воспитатель: О чем мы с вами говорили? Где растут овощи? Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»? А сейчас я приглашаю вас за стол – отведать дары осени!

Дети пробуют овощи, обсуждают  вкус, сочность, запах, цвет овощей, их полезность.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие вы стали сильные, красивые, потому что съели «живые витамины»!

http://www.detsadclub.ru/igry/13-vospitatelu/proektnaya-deyatelnost/2643-proekt-ovoshi

«Фрукты как их можно есть?»

Цель. Показатель детям различные способы приготовления блюд из фруктов.

Материалы и оборудование. Картинки с изображениями фруктов, сюжетная картинка «Сбор урожая в саду», тарелочки с сухофруктами, консервированными и свежими фруктами, стаканы с фруктовым компотом.

Ход.Педагог вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями фруктов и сюжетную картинку. Педагог спрашивает детей, чем отличаются фрукты от овощей. Далее педагог предлагает детям рассмотреть сырые фрукты и спрашивает, как еще человек придумал их употреблять в пищу и почему.

Вместе с детьми педагог рассматривает и пробует сушеные и консервированные фрукты, пьет компот. Все сравнивают, чем отличаются эти продукты, и делают вывод.

Результат. Дети учатся находить один и тот же фрукт, по-разному приготовленные, определять на вкус разницу.

Вывод. Человек придумал заготавливать фрукты на зиму по-разному: сушить, консервировать, варить. Во фруктах находится много витаминов, которые полезны нашему организму. Но полезнее всего свежее фрукты – в них все витамины сохранены.

«Овощи и фрукты как косметика»

Цель. Показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств.

Материалы и оборудование. Свекла, огурец, яблоко, персиковый крем, огуречная маска, шампунь с фруктами запахом, терка, нож, бумажная салфетки, зеркало.

Ход. Педагог и дети рассматривают косметические средства и продукты, сравнивают по запаху и обнаруживают сходство. Затем педагог рассказывает детям о ценности некоторых фруктов и овощей и об использовании их при изготовлении косметических средств.

Педагог предлагает детям натереть лицо очищенной свеклой и, посмотреть в зеркало, сказать, как изменился цвет лица. Далее педагог предлагает всем вместе сделать маску из огурца или яблока, натерев их а терке и положив на лицо. Сняв огуречную маску бумажными салфетками, дети и педагог рассказывают о том, как изменился цвет лица.

Результат. При использовании свеклы лицо окрашивается в красный цвет в месте, где его натирали овощем. После огуречной (яблочной) маски лицо приобретает первоначальный цвет (очищается), кожа становится нежной и мягкой.

Вывод. Взрослые, зная о пользе фруктов и овощей для кожи, придумали использовать это при изготовлении косметических средств (кремов, масок). После употребления этих средств кожа становится мягкой и бархатистой, приобретает желаемый цвет. Так взрослые люди ухаживают за своей кожей.

Развлечение «Витаминный калейдоскоп»

для детей 5 – 7 лет

Задачи: Закрепить знания детей о витаминах; об их пользе для здоровья

человека; о содержании витаминов в овощах и фруктах.    

Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять

здоровье с помощью витаминов.

Развивать познавательные и творческие способности в процессе

поисковой деятельности.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

Интеграция образовательных областей:

Здоровье, коммуникация, познание, труд, социализация, безопасность,  

чтение художественной литературы.

Материалы: фланелеграфы, карточки с изображением овощей и

фруктов,  карточки с символами витаминов, шапочки-маски  с

изображением овощей и фруктов, корзина,  овощи,  фрукты, соль, сахар,

растительное масло, шпажки, посуда, фартуки.

Дети стоят вокруг воспитателя. Входит  доктор с корзиной, накрытой салфеткой.

Доктор:   Здравствуйте. Я пришла к вам в гости, принесла гостинцы. Попробуйте угадать, что у меня в корзине.

                                                          Загадки.

  1. Висит румяный колобок,

Блестит   его румяный бок.

  1. Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

  1. Этот фрукт на вкус хорош,

Он на лампочку похож.

  1. Летом - сладкий и зелёный,

В зиму – жёлтый  и солёный.

  1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он  из жарких стран,

Называется  …  банан.

  1. В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

  1. Близнецы висят на ветке.

Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад –

Это сладкий   …..  виноград.

  1. Маленький,  горький,  луку  брат.

 9.  Очень он похож на мяч,

            Только он не мчится вскачь.

            В нём полезный витамин.

 Это спелый ……  апельсин.

Доктор:   Молодцы, ребята. Все мои загадки отгадали. Это вам!

Стук в дверь.  Входит  девочка – Нехочуха.

Воспитатель:    Здравствуй. Ты кто?

Нехочуха:   Я – Нехочуха!

Воспитатель:  А почему ты такая сердитая?  У тебя что-то случилось?

Нехочуха:   Меня обедать заставляют!

                      Не хочу я есть салат,

Дайте, лучше мармелад!

                       Не хочу я винегрет,

                       Дайте сладостей, конфет!  (топает ногами)

Воспитатель:  Нехочуха, что  с тобой? Не кричи,  успокойся.  Ребята, вы что-нибудь          

понимаете?

Предположения детей.

Нехочуха:  Не слушайте взрослых!

                     Приносите в детский сад

                     Фанту,  пепси-колу,  спрайт.

                     А  из фруктов разных соки

                      Доведут вас  до мороки!

Воспитатель:  Ребята, вы согласны с  Нехочухой?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ребята, что же случилось с Нехочухой?  Почему она такая нервная?

И лицо у неё бледное.

Предположения детей.

Воспитатель:   К кому же нам обратиться за помощью? Кто поможет Нехочухе?

Ответы детей.

Воспитатель:   Конечно! Нам поможет во всём разобраться  доктор.   Доктор, посмотрите, пожалуйста,  нашу  гостью.

Доктор:  Давайте осмотрим  девочку.  (Слушает, смотрит горло, осматривает кожу рук, лица.  Комментирует свои  действия).Да, Нехочуха, ты больна.

                               Чтоб здоровым, сильным быть,

                                Нужно фрукты, овощи любить.

                                Все без исключения –

                                В этом нет сомнения!

Воспитатель:   Ребята, а вы едите овощи и фрукты?  А зачем их есть?  Чем они                                     полезны?

Ответы детей.

Доктор:   Правильно, ребята. В овощах и фруктах содержатся витамины. Это такие волшебные вещества, которые помогают людям бытьздоровыми,бодрыми, весёлыми, румяными. Они и тебе помогут,Нехочуха. Вот смотри.

На фланелеграфе ставятся карточки с  символами  А, В, С. Доктор рассказывает  о содержании витаминов в разных овощах и фруктах. Вокруг каждого символа выставляются карточки с изображением овощей и фруктов.

Доктор:   Посмотрите, какие  большие витаминные семейки получились.

                  А – помогает  расти, сохраняет зрение и кожу, укрепляет зубы.

                  В – делает сильными мышцы, крепкими нервы, красивыми волосы.

С – защищает от микробов и инфекций, очищает кровь.

 В каждом польза есть и вкус,

                                          А решать я не берусь,

                                          Кто из них вкуснее,

                                          Кто из них важнее.

Воспитатель:   Ребята, вы всё поняли?  Что вы можете сказать Нехочухе?

Ответы детей.

Воспитатель:   Молодцы, ребята.  А ты, Нехочуха , не упрямься, а всё запоминай. Послушай полезные стихи, может что-нибудь поймёшь.

Дети одевают шапочки и читают стихи.

  1. Я – душистый принц Лимон,

Ценный я в любой сезон.

Витаминами богатый,

Нужен взрослым и ребятам.

Чай с лимоном ароматный,

Удивительно приятный.

Тот, кто чай с лимоном пьёт,

Не болеет круглый год.

  1. Я такой хороший, чистый,

Я – зелёненький  мальчишка.

Очень сочный, сладкий я,

Как и вся моя семья.

  1. Я – Капуста, просто диво!

Я  сочна, вкусна, красива.

Кто капусту очень любит,

Тот всегда здоровым будет.

  1. Я – Морковка,  ярче всех.

У меня большой успех.

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

  1. Есть загадка для ребят,

Про меня так говорят:

Что я старый дед,

Что в сто шуб  одет,

Что все плачут от меня,

Что сердитый очень я.

Разговорам вы не верьте,

В пище очень ценен лук.

Луком вылечишь недуг,

И не враг я вам, а друг.

  1. Я – красавец  Виноград.

Очень, дети, я вам  рад.

Виноградный сок полезный.

Прогоняет он болезни.

Воспитатель: Ну что, Нехочуха. Ты всё поняла?

Нехочуха: Подумаешь, ничего в этом хорошего нет.

Воспитатель: Ребята, как же сделать так, чтобы убедить Нехочуху. Чтобы она поняла, что  всем   необходимо  есть  овощи и  фрукты,   и салаты из них,  пить соки.

Ответы детей.

Воспитатель:   А вы хотите угостить Нехочуху салатами?  Вы согласны  приготовить их сами?    У нас столько фруктов и овощей. С чего начнём?

Ответы детей.

Под руководством взрослых дети  делятся на группы,  моют руки, одевают фартуки,   обсуждают содержимое салатов, отбирают нужные овощи или фрукты, моют их.  Каждая группа детей  совместно с воспитателем режет овощи (фрукты), добавляют растительное масло, соль, сахар, придумывают название своему блюду. Общая сервировка стола.

Нехочуха   ходит вокруг стола.

Нехочуха:  Какая красота!  Как ярко! Очень хочется всё съесть!    

Дети приглашают Нехочуху  за стол,  угощают  салатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.

Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...