Выступление на пед.совете МАДОУ №4 2014г.
материал (младшая группа)

Акилина  Лариса Владимировна

«Роль сенсорного развития на развитие речи детей раннего возраста»

      Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие  взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок, и многое другое – вызывает у него интерес. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ped.sovet_4.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сенсорного развития на развитие речи детей раннего возраста»

Составитель воспитатель

 1 младшей групп Л.В.

      Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие  взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок, и многое другое – вызывает у него интерес.  

     Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

     Ребенок слышит человеческую речь постоянно. Взрослый не только обращается с ней к малышу, но и разговаривает в его присутствие; к тому же звучащая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но далеко не всегда малыш слышит и различает речевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на развитие собственной речи только в том случае, если она включена в общение с человеком.

     С древнейших времен первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.      Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают  достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.

    Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особое внимание обратите на совершаемые во время прослушивания мелкие движения руки. Становление речи тесно связанно с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движение имеют сходную физиологическую основу. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости  от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы.

 Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.
   Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
    Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции руки ребенка и ее координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является использование игровых упражнений, пальчиковой гимнастики и включение их в занятия по развитию речи во всех дошкольных учреждениях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План экологических мероприятий по МБДОУ ДСКВ "Сардана" на 2014г

Разработан план по экологическому воспитанию в МБДОУ ДСКВ "Сардана"...

Перспективное планирование тематических развлечений и праздников на 2013-2014г.

Буду рада,если представленный материал будет для кого-то полезен....

Перспективный план работы с родителями 2013-2014г. 1группа младший возраст

Перспективный план работы с родителями 2013-2014г. 1группа младший возраст...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 14.01.2014г.по 20.01.2014г. 1 младшая группа и группа 2-го раннего возраста. Тема: « Зима. Зимующие птицы ».

Квлендарное планирование. Воспитываем  у детей любовь и бережное отношение к птицам ;желание помогать им ,подкармливать зимой; расширять знания о птицах, ...

выступление на городской конференции: "Психолого - педагогические аспекты организации игровой деятельности детей". март 2014г.

Развитие творчества дошкольников в игровой деятельности с помощью психогимнастики....

Сценарий проведения торжественного закрытия Городской недели Малых Олимпийских игр в структурном подразделении №3 ДО ГБОУ "Школа № 920" . 27.01.2014г. - 31.01.2014г.

Сценарий  проведения торжественного закрытия Городской недели Малых Олимпийских игр в структурном подразделении №3 ДО ГБОУ "Школа № 920" .27.01.2014г. - 31.01.2014г....