Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: «Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр».
    консультация по теме

    Горкина Светлана Сергеевна

     

    Всем хорошо известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx18.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей: «Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр».

     Составитель: Горкина С.С. МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад №7» Свердловская область

    Всем хорошо известно, что речь не являются врождённой способностью человека. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В старшем дошкольником возрасте продолжается развитие связной речи - диалога или монолога. Особое значение следует уделять диалогическому взаимодействию детей друг с другом. Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, чем в общении со взрослыми. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейших возможности для приобретения ребёнком собственного опыта.

    На основе  взаимно противоречивых тенденций ребёнка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослыми зарождаются новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живёт с ним общей жизнью. Одной из черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра- продукт, который создают сами дети. Сюжетно- ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Поэтому, игровая деятельность носит ярко выражений, самостоятельный и творческий характер.

    Что может служить источником содержание сюжетно- ролевой игры дошкольника? Но этот вопрос существуют разные точки зрения. Например, Р. И. Жуковская утверждает, что творческий ребёнок играет тогда, когда содержание беседы с ним захватывает его чувство. Для ребёнка роль – это его игровая позиция: он сравнивает себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с ним. Тем самым предполагается, что педагог влияет на расширение  тематики этих игр,  обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Автор выделяет несколько компонентов для успешного проведения сюжетов игр: 1) На занятиях, прогулках при чтении книг, рассматриванием иллюстраций педагог расширяет представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формированию эмоционально- нравственные оценки. 2) Обучающая игра, как способ перевода реального опыта ребёнка в игровой; обучающей игрой могут стать дидактические, театрализованные, подвижные игры, а также игры- шутки, игры – забавы,     разыгрывание воспитателями с детьми отдельных игровых ситуаций – всё то, что обеспечивает, усвоению или способов воспроизведения в игре действительности. 3) Своевременное изменение игровой среды и общение с ребёнком во время игры; Предметно- игровая среда, должна способствовать закреплению полученных ребёнком впечатлений при ознакомлении с окружающем в обучающих играх. Проведение воспитателями индивидуальных занятий с детьми разнообразны, так как организуя предметно- игровую среду, воспитатель может предусматривать ситуацию индивидуальной игры, где ребёнок самостоятельно выбирает игру, а воспитатель исполняет ведущую роль; Предметно – игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребёнка, на степень овладения или игровым опытом и обогащением содержания игры. Предполагается, что формирование игровых умений не только будет происходить на специальных обучающих играх, но и на других занятиях, где будет связаны задачи с диалогической речью.

    Формирование фонетической стороны речи может быть связано с определёнными образами, что облегчает принятие роли и понимание того,  что в игре можно быть кем- то другим. На занятиях по совместному пересказу художественных произведений и сочетанию новых сказок и историй дети получают опыт согласования  индивидуальных замыслов и представления о необходимости учитывать мнение своего партнёра, для того, чтобы стать интересным партнёром в игре, уметь играть в игры – придумки, игры – фантазирования, чтобы участвовать в совместном  создании сюжетно – ролевой игры, где каждый имеет право на инициативу. Большей частью бывает так, что дети «зацикливаются» на одном и том же содержании игры, что снижает её потенциал, дети не разыгрывали новых тем. Поэтому, воспитателю необходимо: 1)Помнить содержание игр, создание интереса к новым сюжетам; 2) Обогащение жизненного опыта детей; пополнение знаний детей; 3) Своевременное изменение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного и игрового опыта; 4) Активизация общения взрослого с детьми в процессе их игр;

     На индивидуальных занятиях по развитию речи взрослый чаще всего выступает в роли организатора игры, так как может исполнить главную роль в игре, объяснить постановку правил поведения в игре; дать совет, напоминание, создавать воображаемые ситуации.  В свою очередь дети станут  разнообразие и сложнее выбирать сюжеты игр, дети станут переплетать, комбинировать события и роли, участились моменты чисто речевого взаимодействия,  когда дети только проговаривают очередное событие, а не обыгрывают его, умение прислушаться к партнёрам, соединить их замыслы со своими привело к уменьшению конфликтов в игре. В нашей группе детям нравится занятия по развитию речи, где используется «сказкотерапия». На этих занятиях дети занимаются деятельностью, которая способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предполагаемой ситуации.

    Собственный негативный опыт и уточнить значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. В программе по сказкотерапии развития личности и речи дошкольников осуществляется по следующим: активность,  самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность, связная речь.  

    Также, находить интерес игры- изображение, где игра с фигурками обычно обговаривается с детьми, с их действиями, дети охотно отвечают на вопросы о создаваемых изображениях, составляют короткие рассказы. Таким образом, используя игрушки – изображения развивается речь детей. Большое количество занятий было посвящено общению. Как научить детей лучше понимать друг друга, других людей? Обучая детей общению, мы ставили перед собой задачу: показать детям, что внутренние качества человека соответствует внешним проявлениям отношения к человеку, что  существует закономерная связь между проявлениями эмоций и чувств, т.е. что проявляется открыто, и тем, что скрыто. Учились понимать друг друга с помощью рук. «Для чего человеку нужны руки?», « Какие они бывают? Могут ли руки помочь подружиться?» и  т.д.

     В результате проведённой работы, с целью обогащения сюжетов игры детей дошкольного возраста выявлены положительные изменения: повышение интереса к игровым уголкам, улучшение эмоционального настроения в коллективе, содержательной стали сюжетно- ролевые игры между детьми, речевая активность детей возрастает, т.к. всё чаще дети вступают в разговор, поддерживают беседу, делятся своими переживаниями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Влияние словарной работы на развитие речи детей."

    Консультация для воспитателей,прочитанная на педагогическом часе в рамках методического месячника по развитию речи....

    "Влияние индивидуальной работы по развитию речи на обогащение сюжетов игр" (из опыта работы)

    В статье рассказывается о том, какое влияние оказывает индивидуальная работа логопеда по развитию речи на игры детей....

    Консультация для воспитателей "Музыка на занятиях по развитию речи дошкольников"

    Предложенный материал развивает мысль о взаимосвязи музыки и речи. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, тем самым стимулируя инициативность и самостоятельност...

    Консультация для воспитателей "Музыка на занятиях по развитию речи"

    Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей...

    Круглый стол с воспитателями: «Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики у детей».

    Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...