Особенности работы по использованию музыкально-дидактических игр
методическая разработка на тему

Курылёва Елена Александровна

Краткко представлен опыт работы по использованию музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx20.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Система работы по использованию дидактических игр для музыкального развития детей дошкольного возраста

     Среди многих видов искусства, музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне развитого человека. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой, пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

          Одним из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

         Под руководством взрослого, ребёнок учиться сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, играх.

          Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

         Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

          Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр - в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

          Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в том случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

В соответствии с этим музыкально-дидактические игры имеют следующие задачи:

  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие тембрового и динамического слуха
  • Развитие инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
  • Развитие творческой активности
  • Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др)
  • Обогащение новыми впечатлениями.

Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от  этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.  

     Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальном и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а также на праздниках и развлечениях.

     Применение таких игр на занятии даёт возможность провести его более содержательно и интересно, т. к. в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а также в области восприятия музыки.

      Песни и музыка  звучат во многих режимных моментах  ДОУ. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребёнок напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над развитием детского песенного творчества  применяются несколько типов упражнений – игр:

  • Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?» «Волна звуков»)
  • Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные лесенки»)
  • Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!» «Ты где?»)
  • Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)
  • Петь свои имена;
  • Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»)
  • Подражать ритмическому звучанию инструментов;
  • Музыкальные вопросы и ответы («Как живёте, дети?» «Вы куда идёте?» «Что ты хочешь, кошечка?»)
  • Сочинение мелодий контрастного характера

В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также музыкальности в целом.

     Для  того, чтобы ребёнок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы  я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр даёт возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать»,  «двигаться» с малышами. Можно поиграть в   «чудесный мешочек»,  где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей более  старшего возраста предлагаются игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня – танец – марш»,  «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку».

Использование музыкально-дидактических игр во время слушания  музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются  в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Три медвежонка», «Червячки и ворона», «Мы скакали».

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяется  умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаются с игровыми моментами. («Ах ты, Ваня-Ванечка»). Игровая форма разучивания движений помогает ребёнку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.

Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей.  Игры  «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Определи танец», «Придумай пляску», и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкально-ритмическая  деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения"

Из опыта работы"Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения"Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее ...

Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения

В этой статье я предлагаю дидактические игры для коррекционной работы со слабовидящими детьми. Эти дидактические игры можно использовать как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни р...

Особенности работы по использованию музыкально-дидактических игр

Краткко представлен опыт работы по использованию музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками...

Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)

В данной методической разработке рассматриваютя теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, а так же разработан комплекс музыкально-дидактических игр для детей с...

Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"

Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать  знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...

Использование музыкально - дидактических игр в работе с детьми.

Игры для детей раннего и младшего возраста...

Консультация для музыкального руководителя "Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения"

Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитии творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию ...