Развитие певческой интонации у дошкольников
статья на тему

Семушина Наталия Олеговна

В статье приведены методы и приемы работы над развитием певческой интонации у старших дошкольников. К статье прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие певческой интонации у дошкольников

Детский голос – очень нежный, хрупкий, гибкий музыкальный инструмент.  Его создание и сохранение – увлекательная, но сложная  работа. Главная задача педагога – найти  те формы и методы работы, которые помогут сделать голоса красивыми, звучными, не напряженными, а занятия увлекательными, интересными и любимыми.

Задача музыкального педагога детского сада – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. Это приоритетная задача, поэтому мы не ставим во главу угла чистоту интонации при пении. Дети могут петь не без огрехов, но с желанием, получая удовольствие от самого процесса пения. Однако, осознавая важность работы по развитию всего комплекса вокально-хоровых навыков в целом и чистоты интонации в частности, и учитывая, что дошкольное детство – наиболее  благоприятный период для этого, мы используем каждую возможность, чтобы способствовать этой работе (занятия, подгрупповая и индивидуальная работа, занятия в кружке). Инструментарий для развития интонационных навыков детей достаточно обширный, объединяющий словесный, наглядный и практический методы.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры. Используя различные игровые приемы и упражнения  можно научить ребенка  петь, точно интонируя мелодию.

Рассмотрим  приемы,  способствующие развитию  чистоты интонации у детей дошкольного возраста.

  1. Игры с голосом.  

Это подражание звукам окружающего мира: человеческому (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать) и звукам природы (капать, тикать) и т.д. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковой направленности.

Систематическое использование таких игр дает возможность:

  • Почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
  • Выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;
  • Расширить диапазоны речевого и певческого голоса;
  • Успешно развить интонационный и фонематический слух;
  • Подготовить ребенка к управлению своим голосом.
  1. Ритмо-интонационные игры и упражнения, игры-диалоги.

При монотонной, маловыразительной речи детей необходимо целенаправленно видоизменять, расширять тональную сферу речи. Для этого можно

  • рассказывать стихотворения в различных регистрах;

  • использовать упражнения фонопедического метода Д. Емельянова на разговорное глиссандо;

  • проводить игры на импровизацию диалогов и т.п.

     Например, игра «Путешествие язычка»  (Кацер О.  «Игровая методика обучения детей пению»).

Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос — ответ»):

Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в дорогу. Шел он и пришел в удивительную страну, где говорили не словами, а звуками.  Язычок очень хотел понять язык этой страны и поэтому всё время внимательно слушал, запоминал и повторял.

Какой- то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: У——О?

Язычок не понял и переспросил: У——О?

На что незнакомец ответил: У—О.

Язычок повторил: У——О.

Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: У—О—А?

Язычок переспросил: У—О—А?

На что незнакомец ответил: У—О—А.

Язычок повторил: У—О—А.

Постепенно язычок стал понимать своего собеседника и продолжал разговор

(применять с любыми фонемами).

- цокать языком

 

 

-произнести с повышением интонации

-произнести с повышением интонации

-произнести с понижением интонации

-произнести с понижением интонации

-произнести с повышением интонации

-произнести с повышением интонации

-произнести с понижением интонации

-произнести с понижением интонации

 

  1. Формирование  представлений  о высоте звука.

Начинать работу над точностью интонирования отдельных звуков и интервалов необходимо с понятия высоты звука. Хорошим подспорьем в этом станут  хрестоматийные уже сборники Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь» и «Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса» Г. М.  Орловой, С. И. Бекиной.  В них представлены короткие песенки  и упражнения на каждый интервал. Для наиболее эффективной работы  необходимо использовать наглядные пособия, которые помогают зрительно представить изменение высоты звука, его движение. Облегчат задачу формирования у детей звуковысотных представлений и развития звуковысотного слуха разнообразные музыкально-дидактические игры, которые можно проводить в различных видах (настольно-печатные и подвижные).  Целесообразно  использовать задания на узнавание попевок по графическому изображению мелодии с последующим пропеванием их, выкладывание фрагментов мелодий, показ направления движения мелодии. («Ходит зайка по саду» рус. нар. песня, «Василек» рус. нар. песня)

  1. Рисование голосом. («Поющие окна»,  «Художник», «Волшебное заклинание»)

В.В.Емельянов предлагает голосом «рисовать»  динозаврика.  Можно изобразить голосом разных зверей: высокого жирафа и маленького колючего ёжика, толстого бегемота и мягкого котика. Для этого потребуются звуки не только в разных регистрах, но и звуки на легато и стаккато.

  1. Распевание.

Польза распевания неоспорима, но сделать это довольно скучное занятие интересным и увлекательным помогут следующие приемы:

  • Использование сказок, историй при распевании. (Сказка «Лесенка» В.   Штейн)
  • Игры-повторялки  («Музыкальное эхо» М. Андреевой, «Попугаи»  М. Картушиной,  «Пой со мной» Т.Тютюнниковой)

Педагог поет попевку по фразам, а дети стараются ее точно повторить. Старшие дошкольники могут дать оценку точности интонирования.

  • Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у».  

Звук «у» позволяет точно направить  звук, достать каждую ноту, как иголочкой, уколоть ее.

  1. Пение  а capella.

Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом.

  1.  Пение в сопровождении металлофона.

Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции.

  1.  Пение с солистами. 

Все дети поют песню, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни. («Кукушка» рус. нар. песня, «Где был, Иванушка?» рус. нар. песня)

  1.  Игра «Музыкальная цепочка» 

      При повторении знакомой песни используется пение по “цепочке”. Этот приём позволяет нее только вспомнить песню, но и проверить внимание, память, чистоту интонирования, звукопроизношение. Поётся по очереди: педагог— ребенок, чтобы не потерять чистоту интонации.

  1.  Пение про себя

По знаку музыкального руководителя часть ранее выученного произведения пропевается как обычно, а часть «молча», в уме. Сигналом к введению «пения про себя» служит мимика музыкального руководителя — утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак: «поем про себя».

В начале использования этого упражнения удобно построчно чередовать разные способы пения, например при разучивании песни.

Окончание песни необходимо спеть вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию, понять, сумели ли они вернуться к тонике.

Этот прием можно использовать в проведении игры «Испорченный телевизор». Ребенок поёт  разучиваемую песню, а  педагог то «включает» звук, то «выключает», показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует  «внутренний слух». Этот игровой прием применяется после того, как будет достигнута чистая интонация в упражнениях.

  1.  Игровое упражнение  «Телеграмма»

Музыкальный руководитель говорит, что хочет послать телеграмму (например, Тане), и пропевает на слоге «ля-ля» мелодию, знакомую детям, например 4 такта песни «Во поле березка стояла». Таня должна ответить такой же телеграммой, т. е. интонационно точно спеть эту же мелодию в ответ.

Вокальные упражнения требуют многократного повторения, а  играя в фонетические игры, дети будут всегда увлечены певческим процессом. Они не занимают  много времени и, выполняя роль распевания, делают занятие динамичным,   формируют артистические и коммуникативные способности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д /с №14 Семушина Н. О. Развитие певческой интонации у дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14

Слайд 2

Детский голос – очень нежный, хрупкий, гибкий музыкальный инструмент. Его создание и сохранение – увлекательная, но сложная работа.

Слайд 3

Приемы способствующие развитию певческой интонации: Игры с голосом Систематическое использование таких игр дает возможность: Почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним; Выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление; Расширить диапазоны речевого и певческого голоса; Успешно развить интонационный и фонематический слух; Подготовить ребенка к управлению своим голосом.

Слайд 4

Р итмо-интонационные игры и упражнения Расширению тональной сферы речи способствует: рассказывание стихотворений в различных регистрах; использование упражнений фонопедического метода Д. Емельянова на разговорное глиссандо; проведение игр на импровизацию диалогов и т.п.

Слайд 5

Формирование представлений о высоте звука «Музыкальный букварь» Н. А.Ветлугиной «Учите детей петь» Г. М. Орловой, С.И. Бекиной Наглядные дидактические пособия с движущими деталями : « Ученый кузнечик», «Музыкальные лесенки», «Качели», «Птички на дереве» Музыкально-дидактические игры: «Бубенчики», «Три медведя», «Музыкальное лото», «Матрешки пляшут» Узнавание попевок по графическому изображению мелодии с последующим пропеванием их, выкладывание фрагментов мелодий, показ направления движения мелодии («Ходит зайка по саду» рус. нар. песня, «Василек» рус. нар. песня)

Слайд 6

Рисование голосом «Поющие окна» «Художник» «Волшебное заклинание»

Слайд 7

Распевание Использование сказок, историй при распевании. (Сказка «Лесенка» В. Штейн) Игры-повторялки («Музыкальное эхо» М. Андреевой, «Попугаи» М. Картушиной , «Пой со мной» Т.Тютюнниковой , «На птичьем дворе» И. Рыбкиной) Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у».

Слайд 8

Пение а capella Пение в сопровождении металлофона Пение с солистами Игра «Музыкальная цепочка» Пение про себя Игровое упражнение «Телеграмма»

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте "Мы зажигаем звёзды"

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте «Мызажигаем звёзды»из опыта работыПение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очен...

электронный опыт "Развитие певческих навыков старших дошкольников"

развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста по игровой методике  О.В. Кацер...

Использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у дошкольников

   Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. ...

Значение и использование зоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у дошкольников

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста....

К вопросу об использовании традиционных и нетрадиционных технологий в развитии певческих навыков у дошкольников

Актуальность поиска инновационных музыкально-педагогических технологий, обеспечивающих   творческое развитие целостной личности каждого ребёнка очевидна. Среди разнообразных видов  ...

Развитие певческого дыхания у дошкольников

Дыхание - один из факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдо...