Развитие речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Асадуллина Алла Альбертовна

     Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач. Таких частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи, выделяют семь.

1.     Развитие словаря.

2.     Формирование грамматической стороны речи.

3.     Воспитание звуковой культуры речи.

4.     Формирование разговорной (диалогической) речи.

5.     Обучение рассказыванию (монологической) речи

6.     Ознакомление с художественной литературой.

7.     Подготовка детей к обучению грамоты (для детей старшего возраста).

     В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания.

     Вся педагогическая работа по развитию речи ребёнка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища.

     Исходя из задач по развитию речи детей среднего возраста, я использовала перспективное планирование разработанное В.В. Гербовой. Отметила системность, чередование чтения художественной литературы, звуковой культуры речи,  обучение рассказыванию по картине, составление рассказа об игрушке и заучивание стихотворений. Также учтены беседы и составление рассказов на тему общественных праздников, что способствует нравственному воспитанию детей. При планировании занятий, учитываются сезонные изменения в природе.

     Заметила, что воспитание звуковой культуры речи выделено отдельным занятием и проходит раз в месяц. Нет составления сюжетного рассказа по набору игрушек, описания по лексической теме «Овощи», «Мебель», «Посуда», «Зимняя одежда». Нет пересказа сказок, рассказов; придумывание загадок – описаний,  составление описаний внешнего вида.

    Изучая разработки перспективного планирования О.С. Ушаковой, убедилась, что много занятий нацелены на составление сюжетных рассказов не только по картинам, но и по набору игрушек, есть описания по лексическим темам, пересказы. Звуковая культура речи представлена как часть занятия, на которых учит выделять и чётко произносить заданный звук  в словах и фразах; подбирать слова на это звук. Даётся представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определённой последовательности.

      Несмотря на более глубокий подход к обучению рассказыванию и системность обучения звуковой культуре речи, О.С.Ушакова не учитывает тем общественных праздников, нет чтения литературных произведений и заучивания стихотворений, учитывая сменяемость времён года.

     Я решила объединить труды В.В.Гербовой и О.С.Ушаковой,  для достижения наиболее полого решения частных задач по развитию речи детей 4-5 лет. Опираясь на планирование данных авторов, учитывая преимущества и недочёты, в данное перспективное планирование вошли все шесть задач.

      К концу года дети смогут: правильно произносить звуки родного языка; использовать в речи существительные, прилагательные и глаголы; употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, одежда, мебель, посуда; согласовывать слова в роде, числе, падеже. Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картинке, игрушке, предметам. Смогут поздравить мам и бабушек с праздником «8 марта». Наполнятся гордостью сердца за дедов и прадедов, отстоявших победу в Великой Отечественной войне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...