Главные вкладки

    «ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА»
    консультация на тему

    Ляхова Валентина Алексеевна

     

    «ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trebovanie_k_rechi_pedagoga.docx23.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 50 города Ставрополя

    тезисы консультации

                                                                                                     для  педагогов

    «ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА»

    материал  подготовлен

    воспитателем

    Ляховой В.А.

    • Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
    • Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребёнка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающегося на владение родным литературным языком.
    • Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребёнок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз. Но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
    • Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

     -  Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи    

        педагога   и от речевой среды, которую они создают в ДОУ.

    -   Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина,

        уделяли особое внимание созданию развивающей среды в детском саду  

        как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам

        должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри

        которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно»

    -    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи    

         педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и

         требования к ней.

    -    К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

    - качество языкового оформления речи

    - ценностно - личностные установки педагога

    - коммуникативная компетентность

    - четкий отбор информации для создания высказывания

    • строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию,

    запасу представлений, с опорой на их опыт

    • владение педагогами методическим мастерством, знание приёмов, необходимы, для оказания соответствующего влияния на печь детей, и умение их применят: во всех случаях общения с дошкольниками

      - ориентация на процесс непосредственной коммуникации

      -       Культурные и методические требования к речи педагога.

    Установить и выявить недостатки своей речи не всегда предоставляется возможным, так как в процессе речевого общения внимание говорящего чаще вес обращено не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме того, отдельные речевые недочёты прочно закрепляются, и потому их говорящий не замечает (например, торопливость, невнятность, небрежность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов, монотонность речи и др.) Какие же требования должен предъявлять педагог в своей речи, чтобы избежать аналогичных недостатков у воспитанников.

    -      Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

    ПРАВИЛЬНОСТЬ-  соответствие речи языковым нормам.

    Ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи педагогов:

    «Ложи» - клади, кладу, положи, положу

    «Бежи» - беги, бегите, бежит, бегут, бежишь, бежим

    «Ляж» - ляг, лягте, ложись, ложитесь, ложатся

     «Извиняюсь» - извини, извините

     «Зво'нит, зво'нишь, позво'нишь» - звоню', звони'т, звони'шь, позвони'шь

     «Фамилие» - фамилия (ж.р)

     «Глянь, гляньте»- посмотри, посмотрите

     «Лазить, не лазий, я лазию, ты лазиешь, он лазиет» - я лазаю, лажу, ты лазаешь, лазишь, они лазают, лазят, не лазай, не лазь и др.

    Необходимо  запомнить:

    Р. П: носков, чулок, яблок, помидоров, тортов, апельсинов, лимонов, килограммов, бананов, яслей, абрикосов, баклажанов

    М.р: ноль- ноля, шампунь- шампуня, кофе

    Красивый - краси'вее          Гру'ша - гру'шевый             Сли'ва- сли'вовый

    ТОЧНОСТЬ- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе (далее идёт расшифровка понятия)

    ЛОГИЧНОСТЬ - выражение в смысловых связях компонентов речи и их отношений между частями и компонентами мысли (расшифровка понятия)

    ЧИСТОТА - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку((расшифровка понятия)

    ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - особенность речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания (расшифровка понятия)

    БОГАТСТВО - умение использовать все языковые единицы с целью оптимальной выражения информации (расшифровка понятия)

    УМЕСТНОСТЬ - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (расшифровка понятия)

    -   К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное   использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребёнком, но и слышать его.

    - Безусловно, знание педагогом ДОУ названных требований, их соблюдение постоянное совершенствование качества своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей.

    Работа над устранением недостатков речи у воспитателей

     ПРОИЗНОШЕНИЕ

     Работа с детьми при наличии у педагога дефектов речи недопустима. Некоторые считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи в зрелом возрасте невозможно. Такое положение неверно. При систематической и упорной работе воспитатель может улучшить свою речь и устранить недостатки произношения.

    ДИКЦИЯ

    Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти. Для этого используются специальные упражнения перед зеркалом, которые также можно найти в логопедической литературе.

    ОРФОЭПИЯ.

    Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что оно не всегда совпадает с правописанием (безударные гласные: акно (окно), висна (весна), звонкий согласный в конце слова : зуп (зуб), морос (мороз), сочетания согласных сч и зч произносятся как щ - щастье (счастье), ращёска (расчёска) и т.д). Часто возникают вопросы в постановке правильного ударения в словах.

    ИНТОНАЦИЯ.

    Используется чтение предложений с поочерёдным выделением голосом в каждой фразе отдельного слова (Девочка играет в саду с куклой. Девочка, играет в саду с куклой. Девочка играет в саду с куклой. Девочка играет в саду с куклой.), чтение стихов и пословиц, скороговорок (меняя громкость голоса, темп речи)

    СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

    Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигается благодаря систематическому чтению художественной, научно - популярной, специальной и другой литературы. Неоценимую помощь в работе над словом, грамматикой оказывают различные словари, учебники по грамматике. Обогащению словаря будет также способствовать заучивание крылатых слов, фразеологизмов, поговорок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога ДОУ ".

    Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога  ДОУ  "....

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация "Требование к качеству речи педагогов ДОУ"

    Консультация для воспитателей. Содержит основные требования , предьявляемые к речи педагога ДОУ, тестовое задание для деловой игры....

    Требования к качеству речи педагога ДОУ

    Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в ДОУ.Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах д...

    Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

        Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...