Эссе "В руках педагога - душа поколения!"
статья на тему

Вострикова Светлана Хуснуллаевна

Моя педагогическая философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_v_rukakh_pedagoga-_dusha_pokoleniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Моя педагогическая философия

«В руках педагога – душа поколения»

Вострикова Светлана Хуснуллаевна

педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности

Детские мечты всегда немного наивны, но желания чисты, искренни. В период пребывания в детском саду, я  помню, говорила всем – непременно буду воспитателем. Став школьницей я изменила свое решение, теперь я хотела быть учителем. Может быть, этому желанию способствовало то, что я всегда любила возиться с детьми, находила с ними общий язык, а они в свою очередь тянулись ко мне, а самое главное слушались больше чем кого – либо. Сколько себя помню, я всегда любила рисовать.  Дома рисовала, где попало: на бумаге, на журнальных листках, на полу, на обоях, за диваном. В школе  была в редколлегии,  стен - газеты нашего класса  занимали первые и вторые места.

Когда после школы я заявила родителям, что собираюсь учиться  на педагогическом  факультете, они были немного удивлены, но отговаривать не стали. Годы учебы пролетели для меня быстро, так как все было ново и  интересно.

Во мне боролись две личности:  с одной стороны – педагогическая профессия, с другой – художественное самосознание, которое вовсю готовилось к переходу на следующий уровень.  Все решилось само собой, когда стала работать в детском саду педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности. Я совместила призвание и  внутреннюю потребность к творчеству. Начав работать, мне пришлось столкнуться с массой трудностей: это и работа с родителями, и взаимоотношения с администрацией и коллегами, и непредвиденные ситуации с детьми. Оказалось, многому в колледже не учили… Говорят, опыт приходит с годами, поэтому училась на ходу и до сих пор учусь.

Воспитание детей представляется мне всегда сложным и трудным делом, особенно в настоящее время, когда нравственные, моральные ценности и любовь ко всему прекрасному утрачивают свою значимость. Главным в работе педагога изобразительной деятельности остается умение передать детей миру добрыми, честными, творческими личностями. А чтобы они были такими, взрослые, должны быть для них живым примером ведь сила подражания так велика и значение ее громадно. Все мы, перенимаем, друг у друга и мысли, и суждения, и желания, видение окружающего мира, слова, поступки. Без этого было бы не возможно распространение культуры, идей, обычаев.

Педагог по изобразительной деятельности – это не только требовательный учитель, воспитывающий новое поколение, но и чуткий друг, настоящий помощник. Педагог – это зеркало, в котором отражаются не только улыбки и слезы детей, их радости и капризы, их первые печали, но и восторг, удивление, их познание мира в моем случае через рисование и лепку. Это мир сказок и фантазий, где не должно быть фальши, ведь дети – самые большие фантазеры, их выдумкам порой поражаешься. Приятно видеть счастливые детские лица, когда они демонстрируют работу, сделанную своими руками. Поэтому одно из важных  качеств педагога должно быть  духовность и искренняя любовь ко всему, что нас окружает.

Дети чуткие создания, гораздо проницательнее нас. Только в умелых руках педагога по изобразительной деятельности «вода мокрее, трава зеленее», звуки слаще, стихи лиричнее, самое живое слово, до безумия завораживающий звук, ослепительно мерцающие краски. Чуткий педагог, умеющий созидать,  продлевает детство и дает радость первого впечатления, а в первых «нескладных» мелодиях детей слышат музыку будущего… А еще поддерживает творческие увлечения и дает «испить из родника общечеловеческой  духовности», наполняет сердца изумлением и дает расцвести необычной красоте в детской душе; это мы учим смотреть и видеть божественную «красоту в полевом цветке» а в «старой вишне – кудрявое благоухающее облако» во время цветения. Формируя эмоциональный и духовный мир ребенка, педагог наполняет сосуды их душ яркими впечатлениями вечных ценностей.

Именно учителя искусства понимают тонкую душу ребенка через «альбомный листок» и колорит рисунка, изобретают «лекарство», повышающее эмоциональный тонус, снижающее утомление и тревожность? Это мы верим, что все дети талантливы и стараемся развивать их, привнося в детские сердца уверенность и радость. Педагоги  по изобразительной деятельности открывают своим маленьким любителям прекрасного окружающий мир, помогая жадно и с любопытством постигать законы красоты, учат уважать отечественную культуру, показывая ее величие на фоне художественной мировой.

Дети наблюдают за нами и делают свои выводы, которые они потом прикладывают ко всему человечеству и к каждому человеку в отдельности. Не ведая это сами, мы часто воспитываем детей своим поведением. Это налагает на нас, взрослых, огромную ответственность. Наша жизнь, отраженная таким образом в душе детей, перейдет вместе с ними в будущее – к нашим внукам и правнукам. Поэтому правильно нам говорит старшее поколение: «В руках педагога - душа поколения!»

Тысячи фактов доказывают, что добрый, чуткий, убежденный, самостоятельный, правдивый, любящий и верящий в свое дело педагог окажет неотразимо благоприятное влияние на детей. Поэтому воспитание, тогда настоящее, когда передается важное, духовное, правдивое в ясной, разумной, понятной форме.        Следовательно, главным условием воспитания детей  является такое качество педагога как  духовность. Он должен стремиться, чтобы не было «ложью» то, что он пытается внушить детям в нежные, ранние годы, когда благодаря чистоте детства и силе первых впечатлений, все неизгладимо запечатлеется в душе ребенка. Лучше пусть ребенок не узнает многих истин, чем свято сохранит в сердце своем равнодушие и черствость.

Поэтому воспитание других включает, прежде всего, воспитание себя.              Л.Н. Толстой говорил: «…Стоит заняться воспитанием, чтобы увидеть все свои прорехи. А, увидав, начинаешь исправлять их. А исправлять самого себя, и есть наилучшее средство воспитать своих и чужих детей и больших людей…» Мы стараемся быть непогрешимыми перед детьми, но их не обманешь: они умнее нас. Мы хотим показать, что мы разумны, но не это интересует их. Дети хотят знать, добры ли, правдивы ли, сообразительны, есть ли в нас светлая душа.

Дети чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем не убедиться, что не от сердца говориться». Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить детей светлым, добрым настроением, мы должны сами  чувствовать себя бодро. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова. И хотелось бы закончить свои размышления словами римского писателя Катона Старшего «Велик тот учитель, кто исполняет на деле то, чему учит».

Вострикова Светлана Хуснуллаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Воспитатель - профессия души"

Педагогическое эссе " Воспитатель- профессия души"...

Эссе "Музыка моей души"

Эссе музыкального руководителя....

Российский конкурс Эссе "Воспитатель-профессия души."

Мой  рассказ о профессии воспитателя...

Эссе "Воспитатель- профессия души"

Статья - размышление о профессии воспитателя. О разнообразии подходов в ввоспитании детей. О том, каким должен быть современный воспитатель....

Конспект тренинга для педагогов "Душа с душою говорит".

Тренинг для начинающих специалистов по развитию эмоционального интеллекта....