Проект « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"
проект (старшая группа) на тему

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ. Это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_netrad.doc148.5 КБ
Файл iznetraditsionnoe_risovanie1.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный конкурс работников образования.

Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества

(2013 – 2014 учебный год).

Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и школьников.

Название работы: Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Автор: Воспитатель

 высшей квалификационной категории

 Ишеева Людмила Вадимовна.

Место выполнения работы:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида

«Золотой петушок»,

город Темников.

 Республика Мордовия.

 Актуальность выбора темы.

      Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

      Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

      Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

      И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают  развитие навыков рисования.

     Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

    Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

     Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

    Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

    Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность все необходимое.

    Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было  найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально попробовала применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования.

    Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

   Цель проекта:

Развитие у дошкольников художественного творчества  и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
  2. Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей  развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.
  3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  4. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
  5. Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные  техники рисования.
  6. Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении района и города по развитию детского творчества.  

Тип проекта: творческий.

По содержанию:  детское творчество.

По составу участников: дети старших групп, взрослые.

Сроки реализации:   1 год.

Гипотеза образовательного проекта:

      В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, возможно, улучшатся качественные характеристики процесса изображения и сами графические образы.

Обеспечение проектной деятельности:

 Методическая литература.

Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок».

Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».

Г.Н.Давыдова «Пластилинография».

Г.Н.Давыдова «Пластилинография -2».

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 1.

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 2.

Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».

Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись».

 «Дошкольное образование» №2 2002г., №2 2004г., а также опыт работы и исследовательская деятельность с детьми 5-6 летнего возраста по развитию творчества в процессе обучения их нетрадиционной технике рисования, проводимые в течение 2-х лет.

Основное содержание и методы  реализации проекта.

Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап. 

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.

1 этап.

  1. Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей: 

       экспериментирование с разными художественными и изобразительными  материалами при решении творческих задач;

       умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

       умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

       самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными       предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

  1. Развитие художественного вкуса.
  2. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  3. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.
  4. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
  5. Разработка учебной программы «Увлекательное рисование»  по развитию художественного творчества на основе пособий Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  6. Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.
  7. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.
  8. Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники.
  9. . Организация работы по реализации проекта.

2 этап.

  1. Совместная художественная  деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.
  2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
  3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

    Реализация проекта.

   

  1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С  этой   целью   в  детском саду  была создана  изостудия для  организации занятий  по изобразительной деятельности.   В   студии   собраны высокохудожественные образцы народно –  прикладного   искусства, картины русских  и  зарубежных художников, магнитофон, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Изостудия украшена репродукциями картин, произведениями народного искусства,  вышивками, оригами,   гильоширования, игрушками,   выставкой авторских работ сотрудников ДОУ и родителей предметами детского творчества.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная,  картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки,  трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон. 

   

  1. Реализация проекта через внедрение программы кружка по изобразительной деятельности «Увлекательное рисование». 

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет средствами нетрадиционного рисования.

   

           Задачи:

      1.  Познакомить   детей  с  нетрадиционной изобразительной  техникой:  рисование        пальчиками, ладошкой,  размывание     краски     пальцем, тычкованием,    оттиска печатками, свечой, монотипией, кляксографией,   граттаж,   набрызг, ниткографией  и     др.).

      2. Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон.

     3. Развивать     у     детей      наблюдательность,      умение  видеть характерные   эстетические   признаки     окружающих     объектов.

       Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.

       4. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.

       5. Развивать   познавательные   и   творческие     способности      детей.

     


 Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет. 

1. Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

3. Рисование пёрышком

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

4. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

5. Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

7. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

8. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят.

9. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

11. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуть  к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

12. Рисование мятой бумагой.
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

13. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

14.«Пластилинография.» Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

          Проанализировав    и   отобрав    для    работы   с   детьми   те  нетрадиционные  изобразительные техники,  которые  наиболее  доступны,  понятны  и   интересны    ребёнку – дошкольнику,  разработала перспективный  план  изобразительной  деятельности  с  использованием  нетрадиционных  техник  рисования.


Перспективный план работы по нетрадиционной технике рисования.

Октябрь

1.Как художники составляют натюрморт.

   Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт. Дать детям представление о композиции, композиционном центре картины. Показать роль цветового фона для натюрморта. Поупражнять детей  в составлении композиции из разных предметов и рисовании составленной композиции.

2.Дары осени. Создание натюрморта. Пластилинография.

   Создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы. Развивать мелкую моторику рук.

3.Мы рисуем осень. Рисование пластилином.

   Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

4.Осенние деревья. Пластилинография.

   Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

5.Золотая осень.

   Учить детей замечать красоту в природе и в пейзажной живописи. Познакомить с творчеством пейзажиста И.И.Левитана, подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, а передают свои чувства через состояние природы. Учить рисовать пальчиками – гроздья рябины, мятой бумагой – деревья, способом «набрызг» - листья деревьев.

6.Секреты художника – пейзажиста.

   Продолжить работу над пейзажем. Закрепить и уточнить знания детей о законах композиции, перспективе в пейзаже, цвете. Вызывать эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства.

7. Осенний пейзаж.

   Совершенствовать умение детей самостоятельно придумывать сюжет рисунка, определяя главное и второстепенное. Учить рисовать всеми пальчиками руки, получая интересный рисунок.

8.Подарки осени.

   Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков.

9.Как краски искали друзей.

   Ознакомление детей  с методом печати различными природными материалами. Чтение сказки.

10. Шишкой, маком, колосочком, мы рисуем на листочке.

    Познакомить детей с техникой печатания пробками, тампонами, поролоном, обратной стороной карандаша.

11.Экскурсия в лес

с целью наблюдения за изменением  в  осенней природой.

12. Печать листочком.

   Познакомить детей с техникой печатания листочком от дерева.

Ноябрь

1.Унылая пора.

   Развивать у детей умение эмоционально воспринимать цвет, обратив внимание на то, что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать любое время года. Учить видеть выразительный образ унылой  поры осени – грустный, задумчивый.

2.Идет дождь.

   Познакомить детей с техникой рисования по - сырому.

3.Осенний парк

   Рисование  в технике монотипия.

4.Кто такой художник.

   Познакомить детей с профессией художника, значимостью его дела для общества, орудиями труда, направлениями в искусстве.

5.Последний лист.

  Учить детей рисовать веревочкой.

6. Я и мое царство.

   Предложить нарисовать детям себя в качестве сказочного или фантастического героя любым нетрадиционным способом рисования.

7. Как  художник использует цвет для передачи сезона,  состояния погоды, настроения.

   Развивать у детей умение эмоционально воспринимать цвет, обратив внимание на то, что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года время суток, состояние погоды, настроение

8.Город в тумане.

   Учить детей рисовать по мокрой бумаге.

9. Поздняя осень.

   Учить создавать выразительный образ поздней осени – грустной, задумчивой, находить для этого соответствующие изобразительные средства: цветосочетания, рисунок – пятно, ломаная   линия.

Рисование с использованием любых средств изображения.

10. Чудо-хохлома.

    Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике пластилинография.

11.Удивительная дымка.

   Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.

12.Городец-удалец.

   Учить изображать элементы городецкой росписи при помощи пластилина, развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

Декабрь

1. Художники-анималисты рисуют животных.

   Познакомить детей с особенностями анималистического жанра, определить понятие «художник – анималист. Рассмотреть картины Е.Чарушина о животных.

2. Кто живет в лесу.

   Предложить нарисовать шерсть диких животных жесткой кистью, поролоном, ватой.

3. Звери, птицы-небылицы.

   Приобщение детей к нетрадиционной технике рисования. Продолжить формирование художественных умений и навыков, творческого подхода к изобразительному искусству.

4. Зима в произведениях русских живописцев.

   Предложить рассмотреть картины и репродукции о зиме. Воспитывать наблюдательность, интерес к явлениям природы и их отображению в различных видах искусства: поэзии, изобразительном творчестве.

5. Зимушка-зима.

   Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Совершенствовать владение различными приемами рисования и закрашивания, в том числе нетрадиционной техникой - набрызг.

6. Волшебница зима.

   Развивать умение передавать радостное настроение в рисунке. Учить рисовать свечой.

7.Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь.

   Вызвать у детей интерес к изображению лунной зимней ночи или

 синего зимнего вечера. Развивать фантазию, творческие способности.

Закрепить навыки рисования в технике тампонирования.

8. Снеговик.

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.

9. Приключения Деда Мороза в зимнюю ночь.

    Учить рисовать любимого персонажа, комбинируя знакомые техники изображения.

10. Зимняя новогодняя сказка.

     Дать ребятам понятие «фон», находить наиболее эффективные гармоничные цветные сочетания. Вызвать трогательно – заботливое отношение к доброму празднику. Учить рисовать клеем.

11, 12. Украсим елку к Новому году.

     Коллективное украшение елки пальчиками-палитрами и другими средствами изображения.

Январь

1.Зима в произведениях русских живописцах. Рассматривание репродукций.

   Уточнить основные законы, по которым создается пейзаж, средства      выразительности,  используемые художниками, основу композиционного построения рисунка.

2. Зимушка – зима.

     Продолжать знакомить детей с различными видами пейзажей; воспитывать наблюдательность, интерес к явлениям природы и их отображению в  изобразительном творчестве. Совершенствовать владение нетрадиционными приемами рисования и закрашивания  - тампонирования.

3.Зимняя сказка.

   Формировать умения составлять сюжет рисунка. Упражнять в композиционном освоении всего пространства листа. Развивать умение передавать радостное настроение в рисунке. Учить рисовать в технике «набрызг».

4. Размытый рисунок в зимних композициях.

   Упражнять в композиционном освоении всего пространства листа. Развивать умение передавать радостное настроение в рисунке. Упражнять в рисовании по сырой бумаге.

5. Маски для колядования.

   Освоение символики новогодних и рождественских украшений и композиций, обратить внимание на их цветовую гармонию.

Учить рисовать в технике монотипия.

6.  Знакомство с творчеством В.Васнецова на примере картины «Снегурочка».

   Закрепить знания детей о творчестве художников – иллюстраторов. Совершенствовать стремление создавать в рисунке образы сказочных героев, используя определенную цветовую гамму.

7. Дворец для Снегурочки.

    Вызвать у детей интерес к Снегурочке, стремление передать ее образ в рисунке, используя нежные, мягкие цвета. Развивать чувство дизайна, искать гармоничное сочетание цветов для создания дворца для нее, используя технику по – сырому.

8. Снегурочка.

   Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию.

9. Морозные узоры.

   Познакомить детей  с основными законами построения снежинки.

Учить  рисовать цветными ниточками, создавая узор.

10. Зайки белые сидят.

  Учить рисовать детей в технике тампонирования.

11. Цвет как средство передачи настроения и отношения художника к изображаемому.

   Обратить внимание на то, что цвет и цветосочетания используются художником для передачи настроения к изображаемому.

12. Нарисуем картинку для малышей.

   Учить детей трогательному обращению с малышами, дарить им подарки. Закреплять умение рисовать в технике  - веревочкой.

Февраль

1. Творчество В. Васнецова. Беседа по картинам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

   Закрепить знания детей о средствах выразительности, которые используются  в сказочно – былинном жанре. Рассмотреть фигуру человека в движении, обратить внимание на  пропорции фигуры.

2. Рисуем сказку.

   Развивать у детей целенаправленность зрительного видения, умение сравнивать и сопоставлять характер образа и средства выразительности.

Учить рисовать в технике пластилинография.

3. Мы рисуем мультик.

Развивать образное представление. Продолжать учить передавать в рисунке образы сказок и характерные черты полюбившегося героя. Закреплять умение использовать в работе различные изобразительные средства.

4. Баба – Яга.

   Закрепить знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут отразить характер героя. Совершенствовать навыки графического изображения, использования в рисунке линий и пятен различного характера. Продолжать знакомить детей с кляксографией.

5.Лес Бабы – Яги.

   Развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, интерес к персонажу. Использовать пальчиковую живопись, кляксографию.

6.О чем рассказывает пейзажная картина.

   Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин, способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами и переживаниями, личным опытом общения с природой.

7.  Белая береза в инее стоит.

  Закреплять представления детей о природе, как основе воплощения дизайнерских идей художника. При рассмотрении иллюстраций обратить внимание на грациозную форму березы.

8. Снегопад.

   Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту, используя нетрадиционную технику рисования – набрызг

9. Метель.

   Продолжить работу над композиционным размещением изображения на листе бумаги. Учить рисовать в технике по сырому листу.

10. Дидактическая игра «Подбери на своей палитре краски, которые художник использовал в картине».

   Развивать у детей точность и тонкость цветового восприятия, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины. Упражнять в составлении на палитре цветосочетаний, близких колориту картины.

Учить рисовать с помощью клея и крупы.

11. Почему художники по – разному пишут цвет снега.

   Вызвать у детей интерес к тому, как изображают снег художники, эмоциональный отклик на разнообразие художественных способов его изображения, развивать зрительное восприятие цвета – цветовидение.

12. Дикие животные на лесной поляне.

   Вызывать интерес к изображению диких животных. Показать способы рисования свечой. Развивать фантазию, наблюдательность, творческие способности.

Март

1. Весенние цветы для мамы.

   Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Закреплять умение  рисовать пальчиками – палитрами, тампонированием, в технике «набрызг».

2. Портрет. Женский образ.

   Рассмотреть с детьми портреты, выделить из них наиболее выразительные. Предложить детям нарисовать портрет любимого человека – мамы. Украсить одежду узором в любой технике.

3. Русский богатырь и русская красавица.

   Познакомить детей с особенностями создания русского образа в живописи. Учить рисовать народные костюмы.

4. Вот уж на проталинах весенних появились первые цветы.

 Продолжать развивать у детей интерес к весенним явлениям в природе, появлению первых весенних цветов. Вызвать желание создать выразительный образ весны, ее первых цветов, используя средства изображения  - рисунок, цвет, композицию в технике  пальчиковой живописи.

5. Как птицы возвращаются из дальних стран.

   Рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели».

Учить создавать в пейзаже выразительный образ весны и возвращающихся с юга птиц, используя средства выразительности: рисунок, цвет, композицию.

Закрепить рисование в технике монотипия.

6.Сказочная птица.

   Учить рисовать и украшать птицу в нетрадиционной технике – печатками из картофеля, кляксографией, оттиском листьев.

7.Жар – птица.

    Развивать воображение, эстетическое отношение к окружающему, формировать художественные способности в условиях интеграции видов изобразительной деятельности (самостоятельно находить способы изображения для создания своего сказочного образа.)

Познакомить детей с техникой – граттаж.

8.Лепка сказочных птиц на плоскости.

Учить лепить птиц в технике пластилинография.

9. Весна в образе девушки.

   Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее, замечать мелкие детали. Создать фантастический образ весны – в технике по сырой бумаге.

10.Весенний пейзаж.

    Прогулка в весенний лес.

Учить замечать изменения в природе, смотреть на знакомые предметы под другим углом зрения, при другом освещении.

11.Весенний лес.

   Учить рисовать впечатления от прогулки. Закрепить умения отражать изменения в природе на рисунке,  замечать основные цвета и их оттенки.

12. Первые цветы под весенним солнцем.

   Учить рисовать солнце  свечой, цветы – мыльными пузырями.

Апрель

1. Кто украшает город.

   Рассказать детям о том, что украшение бывает монументальное, станковое, объемное, рельефное. Научить детей восхищаться красотой зданий и выражать свое отношение к увиденному.

2.  Город, в котором я хочу жить.

   Предложить детям нарисовать город своей мечты. Развивать творческое воображение, художественную фантазию. Использовать любую технику рисования.

3. Теремок для зверей.

   Закрепить знания детей о холодных и теплых тонах. Закрепить умение рисовать сказочные постройки для зверей. Учить рисовать теремок пробками, палочками, пальчиками. Развивать творческую активность.

4. Цветы за занавеской.

   Воспитывать эстетический вкус, творческую фантазию при составлении букетов.

Закрепить знания детей о холодных и теплых тонах.

Учить рисовать в технике по - сырому.

5.Радуга.

   Закрепить знания детей об основных цветах и производных, теплых и холодных тонах, порядке расположения цветов в спектре.

Учить рисовать в технике по - сырому.

6. Первые бабочки и стрекозы.

   Закрепить знания детей о насекомых, раньше всех появляющихся весной.

Учить бережному отношению к природе.

Учить рисовать с помощью соли.

7. Волшебное  яичко.

   Познакомить детей с праздником Пасхи.

Учить расписывать  объемную форму  косметическими палочками.

Развитие мелкой моторики.

8. Сказка  про холодные и теплые краски.

Познакомить детей с холодными и теплыми красками.

9. Мне приснились сны.

   Побеседовать с детьми о том, что они видят во сне.

Предложить им нарисовать наиболее интересный сон способом по – сырому.

10. Прогулка по весеннему городу.

  Наблюдение за цветущими деревьями, кустарниками.

12. Цветущая весна.

   Предложить детям нарисовать цветение природы пробками, палочками, печатками.

                                                         Май

1.Май в изображении русских художников – пейзажистов.

   Вызвать у детей радостное ощущение от прихода весны, теплого ясного солнышка, цветения вербы.

Рассмотреть картины с изображением весны.

2. Юный лес.

   Соотносить художественные образы с собственным опытом восприятия весеннего пейзажа. Продолжать развивать у детей умение воспринимать художественные картины, видеть единство содержания  и средств выразительности живописи: рисунок, цвет, композиция. Учить рисовать листву способом «набрызг».

3. Букет нежных ландышей.

   Вызвать интерес у детей к изображению букета ландышей, эмоциональный отклик на их красоту, изящество и нежный аромат. Учить детей изображать цветок ландыша пальчиками – палитрами.

4. Разноцветные насекомые.

   Продолжать знакомить детей с миром насекомых. Учить рисовать пробками, пальчиками, другими средствами изображения.

5. Сегодня мы – волшебники.

   Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне; познакомить с нетрадиционным  рисованием кляксографией.

6. Морское царство.

   Научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета и его характер с помощью мелких деталей. Познакомить с рисованием в технике «граттаж»

7. Разноцветная рыбка.

   Познакомить детей с речными обитателями.

Закрепить рисование пальчиковой живописью.

8. На морском дне.

Учить рисовать  морских обитателей акварелью и мелками.

9. Наш аквариум.

   Рассмотреть в группе аквариум с рыбками, дать им название.

Учить рисовать рыбок ватными тампонами, косметическими палочками, пальчиками.

10. Цветущий луг.

   Вызвать у детей интерес к живописному пейзажу, эмоционально нравственный отклик на художественный образ необъятных просторов земли, красоту родных лугов. Закрепить рисование способом по – сырому.

11. Экскурсия в лес.

   Рассматривание цветов, распустившихся поздней весной.

Обратить внимание детей на различие красок и оттенков.        

12. Любимые рисунки на асфальте.

Предложить детям  для рисования цветные мелки.


Система работы проекта.

Работа с педагогами.

 Консультации:

1.«Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».

2.«Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Семинары-практикумы:

1. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

2. «Увлекательное рисование».

Работа с родителями:

Консультации:

1.«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии

креативности детей».

2.«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию».

Беседа с элементами практикума:  

«Рисуя – играем».

Цель: показать родителям значение совместных  творческих игр в семье для творческого развития ребенка.

Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

Совместная деятельность родителей и детей.

1. Открытые занятия:

1. «Кто живет в лесу».

2. «Грачи прилетели».

3. «Разноцветные бабочки».  

2. Развлечение  по изобразительной деятельности

«Путешествие в страну  «Рисовандию».

3. Выставки рисунков и конкурсы.

1. «Осенние мотивы».

2. «Разноцветные кляксы».

3. «В мире животных».

4. «Времена года».

 5.  Выставка работ семейного творчества.

Прогнозируемый  результат проектной деятельности:

для педагогов:

повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

удовлетворенность работой;

систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

для детей:

развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке;

умение самостоятельно искать нужное решение;

способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

навыки коммуникативного общения;

для родителей:

осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

бережное отношение к продуктам детского творчества;

партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Диагностика на начало реализации проекта проводилась через диагностические занятия.

Показатели уровня художественных способностей выявлялись по следующим параметрам:

  1. Самостоятельный выбор замысла рисунка.
  2. Умение передавать выразительность образа, используя нетрадиционные приемы рисования.
  3. Выбор техники рисунка.
  4. Умение передавать необычность, оригинальность образа.

Результаты диагностики художественных способностей детей.

 Начало проекта.

Замысел рисунка -15%

Выразительность образа -20%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -20%

Оригинальность рисунка -15%

        Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в  разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка». Следует вести целенаправленную, углубленную работу по развитию творческого воображения и способов его реализации: через дидактические игры на развитие воображения, занятия по рисованию.

                                                   Середина проекта.

Замысел рисунка -25%

Выразительность образа -30%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -30%

Оригинальность рисунка -30%

     Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков  в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.

       Подводя итоги проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала или лепкой из пластилина. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.

В планах на следующий год:

1. На занятиях с детьми:

  • Разнообразить и усложнить техники нетрадиционного рисования на занятиях;
  • Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;
  • Ввести ранее не используемый материал для рисования;
  • Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
  • Использовать занятия на улице;
  • Принимать участие в различных районных и городских  конкурсах.

2. В работе с родителями:

  • Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы.
  • Ежемесячно проводить анкетирования на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;
  • Организовывать различные выставки завершённых работ родителей и работ, выполненных с детьми в домашних условиях;
  • Продолжать пополнять альбом «Увлекательное рисование».

3. В работе с педагогами:

  • Запланировать семинары – практикумы с методическими рекомендациями для использования элементов нетрадиционного рисования в совместных занятиях с детьми по развитию их творческих способностей ;
  • Выступить на педсовете с обобщением опыта работы кружка «Маленький художник»;
  • Провести мастер-класс для педагогов района.

4. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нетрадиционного рисования и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.

5. Продолжить публикацию материалов по данной теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 - 2014 учебный год). Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и дошкольников. Название работы: Проект « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Автор: Воспитатель высшей квалификационной категории Ишеева Людмила Вадимовна. Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой петушок», город Темников. Министерство образования Республики Мордовия.

Слайд 2

Актуальность выбора темы. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. С помощью нетрадиционных техник рисования можно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

Слайд 3

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Цель проекта:

Слайд 4

Задачи проекта:

Слайд 6

Методическая литература. Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок». Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте». Г.Н.Давыдова « Пластилинография ». Г.Н.Давыдова « Пластилинография -2». Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 2. Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество». Н.П. Сакулина , Т.С. Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду». «Дошкольное образование» №2 2002г., №2 2004г., а также опыт работы и исследовательская деятельность с детьми 5-6 летнего возраста. проводимые в течение 2-х лет.

Слайд 7

Этапы работы проекта Этапы Работа с педагогами Работа с родителями Совместная деятельность родителей и детей 1. 2. 3. Консультации: 1. « Развитие мелкой моторики пальцев рук». 2. «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к искусству». 3. Семинар-практикум на тему: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Консультации: 1 . «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве». 2. «Как научить ребенка рисовать». 3. Мастер-класс «Ластик-художник». Цель: показать родителям способы рисования ластиком. 1. Открытые занятия: 1 . «Кто живет в лесу». 2. «Грачи прилетели». 3. «Разноцветные бабочки». 2 . Развлечение по изобразительной деятельности »Путешествие в страну « Рисовандию ». 3 . Выставки рисунков и конкурсы. 1 . «Осенние мотивы». 2. «Разноцветные кляксы». 3. «В мире животных». 4. «Времена года». 5.Выставка работ семейного творчества.

Слайд 8

Прогнозируемый результат проектной деятельности. Для педагога: повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост; удовлетворенность работой; систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

Слайд 9

Прогнозируемый результат проектной деятельности. Для детей: развитие детского творчества в изобразительной деятельности; совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке; умение самостоятельно искать нужное решение; способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование; способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей; навыки коммуникативного общения;

Слайд 10

Прогнозируемый результат проектной деятельности. Для родителей: осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей; бережное отношение к продуктам детского творчества; партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Слайд 11

Система работы по развитию творчества детей Индивидуаль ная работа Предметно- развивающая среда Самостоятель ная работа детей Одаренные дети Кружок детского творчества «Маленький художник» Выставки, конкурсы Совместная работа семьи и детского сада Мониторинг

Слайд 12

Предметно – развивающая среда Изостудия украшена репродукциями картин, произведениями народного искусства, вышивками, оригами, гильоширования, игрушками, выставкой авторских работ сотрудников ДОУ и родителей предметами детского творчества.

Слайд 13

Реализация проекта через внедрение программы «Увлекательное рисование» кружка «Маленький художник». развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет средствами нетрадиционного рисования. Цель программы:

Слайд 14

Нетрадиционное рисование В содержании программы представлено описание нетрадиционных художественных техник, рекомендуемых для использования в детском рисовании .

Слайд 15

А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточки нет, фломастеры закончились, а рисовать хочется.

Слайд 16

Пальчиковая живопись «Цветок» «Снеговик» «Солнышко»

Слайд 17

Кляксография Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают воображение.

Слайд 18

Кляксография «Заснеженная ветка» «Гусь»

Слайд 19

Монотипия Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета ( предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета , пока не высохла краска , лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Слайд 20

Монотипия «Бабочка» «Аленький цветочек»

Слайд 21

Рисование восковыми мелками Ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным . «Зима»

Слайд 22

Рисование восковыми мелками «Камыши в воде» «Рыбка в аквариуме»

Слайд 23

Пластилинография Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Слайд 24

Загадочные рисунки Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают дети. «Цветы»

Слайд 25

Рисование ниточками «Волшебные птицы»

Слайд 26

Рисование веревочкой Выкладывание простых узоров на столе. Выкладывание воздушных петелек с помощью образца. Изображение легких рисунков. Выкладывание изображения животных. Перенос нужного образца на картон. Наклеивание веревочки на картон. Раскрашивание полученного рисунка. «Снеговик»

Слайд 27

Рисование веревочкой

Слайд 28

Точечный рисунок Ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску. . «Сказочная птица»

Слайд 29

Рисование по мокрой бумаге Необходимо намочить в чистой воде комочек поролона , отжать его и провести по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению. «Рыбки в аквариуме»

Слайд 30

Рисование свечой Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь . «Деревья»

Слайд 31

Рисование свечой «Зимние фантазии»

Слайд 32

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Набрызг «Метель» «Закружила осень золотая»

Слайд 33

Рисование поролоном Поролоновый штампик привлекает детей своей мягкостью и способностью изображать пушистые комочки – так появляются котята, собачки, крона на деревьях.

Слайд 34

Граттаж Натереть свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. «Наш двор»

Слайд 35

Рисование мятой бумагой «Деревья осенью» «Береза»

Слайд 36

Самостоятельная работа детей

Слайд 37

Самостоятельная работа детей

Слайд 38

Индивидуальная работа с детьми

Слайд 39

Работа с семьей строится по принципу тесного контакта детского сада и семьи в воспитании маленького человека. На родительском собрании сообщаю цель проекта, налаживаю контакт, определяю уровень наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщаю диагностические данные. Для родителей провожу консультации по темам: «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей» «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию». В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаю, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов и приглашаем на открытое развлечение «Путешествие в страну « Рисовандию ».

Слайд 40

Мониторинг Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству

Слайд 41

Итоги работы Эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования из доступного материала, или лепкой из пластилина. Это - маленькие художники

Слайд 42

Спасибо за просмотр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития....

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»....

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

материал о том, как расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техни...

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования - эбру.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания....

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, удивляться и радоваться миру...

"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования - Ниткография!

Творческий процесс является интересной игрой, которая дарит детям множество положительных и ярких эмоциональных переживаний....

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в о...