Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
учебно-методический материал по теме

Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opytword.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»    

Инновационный педагогический опыт  «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Ишеева Людмила Вадимовна,

 воспитатель.

Содержание.

                          1.Актуальность и перспективность опыта.

Степень соответствия современным тенденциям  развития образования, его практическая значимость.

                          2. Новизна опыта.

                          3. Теоретическая база опыта.

                          4. Формирование ведущей идеи опыта:

Характеристика целей и задач обучения.

                          5. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,               содержание, методы, приемы обучения и воспитания детей 5-7 летнего возраста.

                          6. Результативность, уровень умений и навыков:

 Диагностика определения уровня развития навыков нетрадиционного рисования.

Общий уровень развития.

Работа с родителями.

                         7. Приложения.

       Актуальность опыта.

       Нормативные требования ФГТ, закона об образовании, типовое положение устава ДОУ, внутренне - локальные акты ДОУ подтверждают,  что современное общество нуждается в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.        Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

     Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

     Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

     Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами.  

      Изучая и осваивая более 20 различных техник рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию и открыть кружок по изобразительной деятельности. Для своей работы решила взять детей подготовительной  группы. Считаю, что дети этого возраста очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.     Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

 

     Новизна опыта.

     Как и многие воспитатели, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

     Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. 

     Теоретическая база опыта.

     Детское рисование заключает в себе большие возможности. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

     В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

     Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

    О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

1. Давыдова Г.Н.  Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий

  2003», 2008.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.                               Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.     Часть 2. –2.-М:        Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Курочкина Н.А.  Дети и пейзажная живопись.- Санкт-Петербург-«Детство», 2004;

     5. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.

     6.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания       детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество    России, 2000

     7.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990     48с.

     8.Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988

     9. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование,   конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.

   10.Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС, 2002

   

     Изучая различные источники, для работы с детьми я составила «Программу по нетрадиционной технике рисования», которая ежегодно утверждается в МБОУ ДОД ЦВР.

   Использую методические разработки, созданные в процессе обучения детей   нетрадиционной технике  рисования в течение 2-х лет, консультируюсь со специалистами              районной художественной школы. 

     Ведущая педагогическая идея:

     Идея опыта – способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

    Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы

3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

6. Сформировать у детей технические навыки рисования.

    Оптимальность и эффективность средств позволяет:

- выявить и развить творческие способности детей, применяя нетрадиционную технику  рисования;

- направить творческие способности детей на улучшение микроклимата в группе;

-пробуждать в детях интерес к познанию и применению в работе новых техник нетрадиционного рисования. 

    Технология  опыта.

Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

 В ходе проведения творческой  работы мною был определен ряд задач:

-проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;

-разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области рисования различными живописными материалами;

-апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей детей  дошкольного возраста.

     Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

     В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной  задачей   воспитания   и обучения     в изобразительной     деятельности     выделяют    развитие      творческих способностей    детей.

3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности

     Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6.Принцип интегрированного подхода реализуется  в сотрудничестве с воспитателями  и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

     В своём творчестве я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

Решать обозначенные проблемы в изобразительном творчестве дошкольников я попробовала использованием нетрадиционных способов рисования.

Сначала я познакомила детей с наиболее простыми в исполнении графическими техниками: пальчиковая живопись, оттиск различными видами печаток, печать по трафарету, а также таким способом изображения  как «рисование каплями».

Затем я обучила детей рисованию способом тычка. В процессе закрашивания тычками какие-либо неточности не влияли  на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получались более приближенными к реальным.

На последующих занятиях я подвела детей к решению новых задач и применению различных способов изображения. Неотъемлемой частью работы стали экспериментирование с красками (создание новых оттенков), совместная разработка способов рисования и наконец, самостоятельный выбор способа осуществления замысла.     Эмоционально воздействующим средством на занятии являлась музыка, которая учит детей размышлять и  переживать.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.  Чтобы оживить занятия я практикую на них дидактические игры, такие как « Нарисуй свое настроение», «Радость и грусть», Цвет глазами художника», «Дружба красок». Игры способствуют установлению хорошего настроения у детей и контакта с ними.

Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Ее я строю по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных способностей ребенка:

- ребенок не усвоил даваемого мной материала в силу каких – то обстоятельств;

- закрепление или повторение пройденного материала;

- работа с одаренными детьми.

Особое внимание хочу обратить на работу с одаренными детьми. В нашем детском саду действует кружок по изобразительной деятельности «Маленький художник», в котором занимаются 15 детей. При осуществлении работы в кружке я отошла от объяснения техники рисования и постаралась сделать обучение проблемным, т.е.- ставлю перед ребенком задачу: создать фантастический объект имеющимися в арсенале ребенка средствами.  Ребята самостоятельно выбирают предмет для рисования и подбирают  нетрадиционную технику для осуществления замысла.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования я стараюсь научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Все представленные в опыте нетрадиционные для отечественного дошкольного образования художественные техники изучены и апробированы мною в работе с детьми, а их эффективность в создании выразительных образов проверена на практике.

Для успешного решения поставленной в опыте работы проблемы я соблюдаю  педагогические условия, которые заключаются в следующем:

-  создание художественно-эстетической развивающей среды. В детском саду создана изостудия, в которой собраны образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, скульптуры, вышивки, оригами, гильоширования, различный материал для творчества. Все занятия по изобразительной деятельности я провожу в изостудии, так как считаю, что сама окружающая обстановка позволяет воспитывать художественный вкус у детей.

- авторских разработках педагогической технологии по развитию детского художественного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.

-создание и использование мультимедийных презентаций на НОД в продуктивных видах деятельности.

Работая над этой темой, я изучила программу PowerPoint. Определила содержание презентации, тематику, целевое и зрительное назначение. Определила условия, которые помогут обеспечить работу над презентацией. Разработала структуру и модель будущей презентации. Определила механизм работы над презентацией. Выстроила модель презентации на электронном носителе (технический процесс). Подобрала элементы, дополняющие содержание презентации. Считаю, что использование на НОД мультимедийных презентаций:

- обогащает знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор.

Компьютерные презентации — эффективный метод представления и изучения любого материала.  При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели, процессы.

Результативность.

Такая целенаправленная работа дает положительные результаты. При осуществлении мониторинга, который провожу с целью диагностики знаний и умений, определились задачи по устранению недостатков в работе и дальнейшего развития творческих способностей детей.

Данная система проводилась в течение 2011 – 2014 годов.

В  2011 -2012  на занятиях редко применялись нетрадиционные техники рисования, при этом дети показали следующие результаты:

из 15 детей  высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 26 %

средний уровень развития показали 8 воспитанников, что составило 53 %

низкий уровень развития показали 3 воспитанников, что составило 21 %

в 2012 -2013  систематически применялись нетрадиционные техники рисования и воспитанники показали следующие результаты:

из 15  детей высокий уровень развития показали 6 воспитанников, что составило 40%

средний уровень развития показали 8 воспитанников, что составило 54 %

низкий уровень развития показали 1 воспитанник, что составило 6 %

в 2013 – 2014  воспитанники показали следующие результаты:

из 15 детей высокий уровень развития показали 13 воспитанников, что составило 86 %

средний уровень развития показали 2 воспитанников, что составило 14 %

Проведенная работа показала, что в течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 26% до 86%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения.

Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51% , со средним уровнем 49%.

Критерии качества освоения ребенком техники нетрадиционного рисования.

Сравнительный анализ:

Ряд 1 – Дети, не занимавшиеся по данной программе

Ряд 2 – Дети, прошедшие курс обучения  по данной программе

По результатам диагностики:

75 % детей выделили нетрадиционное рисование в разряд одного из любимых занятий (опрос);

Была отмечена большая активность детей на занятиях, в том числе детей с дефицитом внимания.

Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетраде отзывов.

Более 60 % родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми (опрос);

По мнению родителей, такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника.

Пополнилась дидактическая база различным бросовым материалом для группы.

Из результатов мониторинга можно судить об эффективности использования нетрадиционных техник рисования на занятиях.

Положительная динамика наметилась в основном по таким направлениям работы как «Развитие творческого воображения» и «Самостоятельность и интерес».

Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей,  но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают  позитивные результаты проделанной работы:

        

Практика показывает, что с помощью необычной техники рисования дети лучше усваивают живопись и графику, закономерности композиции и колорита. Такое рисование вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование свечой, рисование мелом, граттаж.

Показателем и результатом работы  можно считать то, что в детском саду  постоянно устраиваются  выставки и конкурсы рисунков, украшаются  группы своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное воздействие на весь коллектив в целом.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения детей.

На муниципальном уровне:

Конкурс детского изобразительного творчества «Зимняя сказка» (грамота за призовое место) .

Конкурс детского изобразительного творчества «Наша Армия сильна. (грамота за активное участие).

Конкурс детских рисунков  «День Победы» (грамота за активное участие).

Конкурс рисунков «Светлая Пасха» (грамота за активное участие).

На российском уровне:

Участие детских работ в международном творческом конкурсе детских рисунков на сайте www.МААМ.ru

Участие детских рисунков в международном творческом конкурсе «Космические дали».

Участие детских рисунков в международном творческом конкурсе «Светлая Пасха».

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, мастер -класс. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радует детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

Возможность тиражирования. Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Трудоемкость.  Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ. Это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности...

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»....

Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

материал о том, как расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техни...

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования - эбру.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания....

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, удивляться и радоваться миру...

2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Чичеватовой Т.Ю. по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетр...