Особенности организации предметно-развивающей среды как условие для возникновения речи.
статья (младшая группа) на тему

Рузанова Оксана Владимировна

 Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ № 21 структурное подразделение детский сад             « Гвоздичка» городского округа   Новокуйбышевск  Самарской  области.

Тема: Особенности организации

предметно-развивающей среды как условие для возникновения речи.                                

Воспитатель: Рузанова Оксана Владимировна


У ребенка есть страсть к игре,

И ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему время

Поиграть, но надо пропитать

Этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь — это игра.

А. С. Макаренко

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек позволяют дошкольникам полноценно развиваться. Предметная среда  направлена на обогащение, совершенствование игрового опыта маленьких детей.                                          

 Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.                                                                                                         Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая её более целенаправленной и осознанной.                                                                                                                                       

Особенности организации предметно-развивающей среды

     В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия  со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды.

     Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

     В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.     Предметно-развивающая среда должна  соответствовать возрасту воспитанников и способствовать  всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, удовлетворять  его потребности в игровой, познавательной деятельности, обеспечивать психофизическое благополучие каждого воспитанника.                                                                                                          Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки группового помещения    отражающие многообразие цвета, форм, материалов.

 

Созданный сенсорный уголок обеспечивает самостоятельную индивидуальную деятельность. Дети в соответствии со своими интересами и желаниями могут заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.                       Формирование целостной картины  мира.                                                                                                                                          Обеспечение возможности для исследования. Организация среды побуждает детей к взаимодействию с ее различными элементами, повышая функциональную активность ребенка. Окружение дает детям разнообразные и меняющиеся впечатления, содержит стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и преставлений об  окружающем                                                 

 Детское экспериментирование. В детском саду есть оборудованный экологический зал, уголок экспериментирования.  Где  мы проводим  элементарные  опыты с песком, водой, крупами .                                

Конструктивная деятельность. В  группе созданы условия для совместной и индивидуальной конструктивной деятельности детей. Для этого  собраны в соответствии с возрастом детей:

· различные виды мозаик,  разрезные картинки, головоломки, тематические конструкторы;                                                                     · .бросовый и природный материал.

.дидактические игры (лото, домино, наборы картинок);

. игрушки и оборудование для  сенсорного развития                                                                        . конструкторы «Лего», «Строитель», блочный конструктор, мягкие модули                                                                                            

Формирование элементарных математических представлений. В группе  имеется  демонстрационный и раздаточный материал для обучения развития представлений о величине и форме.В  группе  оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны  содержит в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.                                                                                                                        Такая организация предметно-пространственной  развивающей среды группы раннего возраста кажется  наиболее  рациональной,  так как она учитывает  основные  направления развития ребёнка  и способствует  его благоприятному развитию.                                                                                                                              Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

Используемая литература:

• М.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

• А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»

• А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

• С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

• Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

• Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения развивающей среды в контексте работы в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях перехода на ФГОС.

.Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Этнокультурная среда как условие воспитания правильной речи у детей в национальном детском саду.

Воспитание правильной речи – одна из основных задач развития речи детей-дошкольников. Это и овладение нормальным произношением звуков, выразительностью, четкой дикцией, и умение пользоваться мимикой, ...

«Особенности формирования современной качественной предметно-развивающей среды в условиях разновозрастной группы дошкольной организации в свете требований ФГОС ДО»

Предметная развивающая среда - это:-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с тре...

Презентация на тему: "Особенности проектирования предметно развивающей среды в условиях реализации ФГОС ДО".

При оформлении развивающей предметно развивающей среды мы учитывали возрастные особенности и задачи воспитания, принцыпы гигиеничности, безопасности. организовали предметную среду так, что бы каждый р...

Особенности организации пространственной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рекомендации для организации пространственной среды в групповом помещении детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи...