Проект:"Колыбельные песни моей мамы" в младшей группе
проект (младшая группа) на тему

Реутова Татьяна Владимировна

Колыбельная несёт в себе народную мудрость, красоту, она- частица фольклора ( с английского «фольклор»- «народное знание», «народная мудрость»).Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берёт начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx421.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Колыбельная песня моей мамы»

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность: 1,5 месяца.

Сроки реализации: апрель-май 2013 года.

Руководитель: воспитатель Реутова Т.В.

Участники проекта: воспитанники младшей группы и их родители, музыкальный руководитель  Головырина Н.А., воспитатель.

Основная НОД: знакомство с художественной литературой, художественное творчество, музыка.

Интеграция образовательных  областей: коммуникация, познание, конструирование, социализация, здоровье.

Актуальность:

Колыбельная несёт в себе народную мудрость, красоту, она- частица фольклора ( с английского «фольклор»- «народное знание», «народная мудрость»).Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берёт начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке.

Проблема:

Как развивать связь между  семьёй и детским садом через колыбельную песню?

Цели проекта:

- воспитание интереса к русскому народному творчеству и быту, через колыбельные песни,

-  развитие познавательной активности, творческих способностей, развитие воображения, памяти детей,

- развитие сплочённости межу детьми-воспитателем-родителями.

Задачи:

-формирование знаний детей о традициях русского народа;

- развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

- развивать артистические и музыкальные способности;

-создание условий для активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения;

- развивать стремление детей и родителей передавать в костюме, поведении образ ребёнка, жившего на Руси;

- воспитывать чувство удовлетворения от совместной подготовки к развлечению,

-посредством совместного изготовления кукол-пеленашек  дома, вовлечению  Всех родителей в процесс подготовки к развлечению.

Ожидаемый результат:

- разработка плана мероприятий по реализации проекта;

-сформированность познавательного интереса у детей и родителей к изучению традиций русского народа, развитие творческих способностей и творческого восприятия у детей и родителей;

- гармонизация детско-родительских отношений в совместной деятельности,

-улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса в ДОУ, создание условий для сплочения родителей,

-включение известных детям произведений в игровую деятельность.

Этапы проекта

Подготовительный

-определение темы, актуальности, проблемы, задачи проекта;

- консультация для родителей о традициях русской народной колыбельной песни и её виды,

-проведение мастер-класса для родителей по изготовлению куклы-пеленашки,

-обсуждение проекта, выяснение возможностей. Средств необходимых для реализации проекта,

- согласование совместной деятельности воспитателя, родителей и музыкального руководителя в подготовке развлечения,

-определение репертуара для развлечения,

- организация совместной деятельности воспитателя, родителей в изготовлении костюмов,

-прослушивание колыбельных песен  в группе с музыкальных дисков.

Основной этап

НОД-название мероприятий

Место проведения

Сроки проведения

Ответственный

1

2

3

4

5

6

Чтение художественной литературы

Чтение сказки С.Маршака «О глупом мышонке»

Чтение и заучивание наизусть потешек и колыбельных песен

Познание

Экскурсия в музей «Русская изба»

Художественное творчество

Рисование

«Украсим подушку»

Лепка

«Кукла-пеленашка»

Конструирование

«Кровать, диван, кресло»

Социализация

Сюжетно ролевые игры и игроыве ситуации:

«Тихая песня»

«Перед сном»

«Мамы укладывают детей спать»

Кукла Катя проснулась»

Музыка

Разучивание текстов колыбельных песен.

Пение колыбельных песен.

Разучивание элементов русского танца, хоровод.

Разучивание танца «Звёздочек»

Индивидуальная работа с детьми,(отработка исполнения песен)

МБДОУ №100

Группа

МБДОУ №100

Группа

МБДОУ №100

Музей

МБДОУ №100

Группа

МБДОУ №100

Группа

МБДОУ№100

Группа

МБДОУ№100

Группа

МБДОУ №100 группа, музыкальный зал

16.04.13

23.04.13

26.04.13.

21.05.13

22.04.13

24.0413

18.04.13

Весь период

Весь период

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагоги детского сада

Музыкальный руководитель, воспитатель.

Заключительный этап

  1. Оформление выставки «Куклы пеленашки».
  2. Развлечение «Колыбельная песня моей мамы».
  3. Подведение итогов.

Консультация для родителей

Кукла Пеленашка

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу – считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая не вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.

При рождении ребенка также и в родильном обряде применяли куклу-«пеленашку». Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). Малыша сразу после рождения прятали в хлеву или чулане. В это время к лежащему на постели в женском платье и стонущему мужу, изображавшему рожающую жену, приносили куклу-«пеленашку». Считалось, что этот обряд отводил опасность от матери и ребенка.

Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

В основе правил изготовления Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканной одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Завязанный тугой узел посередине скатки символизировал пуп (узел распологается спереди куклы!). Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая существенная деталь – голова. Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – с этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.

Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка.

В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый.

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"

               В изготовлении Пеленашка проста. Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани.  Лоскут он такой дли-и-иный. Вот вроде этого слова. А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.

  Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Кто-то мне говорил, что старообрядцы носили такие пояски на теле всю жизнь. И сейчас наши парни видели в бане. Но тот человек  сказал, что одевает только в баню от сглаза. Завязывают узел, символизирующий пуп  - центр жизненной силы. Концы у пояска откусывают, как и пуповину ребенка.

     Потом обозначают голову. Для этого перетягивают  скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником.      Кукла готова.

     Поразительно сколько умений передается при изготовлении этой простой куколки! Я так и вижу бабушку, которая приговаривает, делая куколку: «А пуповиночку откусим не коротко, да подождем, чтобы биться перестала. Потом уж завяжем. А кончикито потом уж отсохнут. Да запеленаем. Вот так. Да так. Ну, вот и хорошо. И ладно». И теперь застанут роды в неурочном месте - не растеряется роженица, всплывут знания, полученные в детстве.

    Сам процесс изготовления символизирует выделение человека из мира природы. Была бесформенная тряпочка, а стала куколка. Интересно и то состояние, которое возникает при скатывании. Оно близко к состоянию созерцания. Состояние созерцания, как я думаю, это такое внимание спокойное, как бы без мыслей, и думается там образами. Или мысли там текут плавно и вытекают одна за другой. И как-то хорошо решать в нем задачи. Руки там сами делают. А я как-то расширяюсь и просто смотрю. Если оно не возникает, скрутка не получается. То кривится, то разваливается.

     Дети при изготовлении скруток, витых поясков получают опыт состояния созерцания, которое необходимо при творении нового. А по тому, какие трудности возникают у ребенка при изготовлении куколки, и как он их преодолевает, можно судить о его характере.

      Самим способом скатывания передается и длительный труд вынашивания ребенка.     А также способ навивания тела пеленашки, как и кукол закруток и столбушек, передает образ слоистого устройства тонких тел человека, образ постепенного воплощения. Тут отзываются и слои личности.    Но все это требует более подробного изучения. Так что простая куколка оказывается не такой уж и простой.

Про младенцев - конструкции у всех разные, у калужский непропорционально большая голова. Калужский и тульский (пеленашка) крутятся. ДО родов, даже можно ещё не беременной женщине (например, новобрачной), чтобы пригласить душу ребёночка. Калужский делался недели за две до родов, он был оберегом колыбельки и прятался потом в сундук до следующего ребёночка. Вятский младенец, да не один, а семь сразу, крутились ВО время родов между схватками, как оберег перехода идущей души через врата между мирами. Если роженица не успевала или не могла сама - помогали родственницы.

Итоговое мероприятие

Колыбельные

Дети заходят в зал, в руках  игрушки –куклы-пеленашки, выстраиваются полукругом, куклы держат в руках.

Воспитатель:  Стало в комнате темно.

                          Светят звёздочки в окно.

                          Все устали, надо спать,

                          Лягут куколки в кровать.

   Звучит музыка                        Колыбельная с игрушками (1 куплет)

                         Я с игрушкою хожу ,

                         Глаз с неё не свожу.

                         Баю-бай, баю-бай   (качают)

                         Глазки ты не открывай.

Дети кладут куклы на скамейку .Мама и дочка садятся возле кроватки, остальные   садятся на стульчики.

Воспитатель: За морями Солнце спит,

                         Мама рядышком сидит.

Мать:               В нашей горнице тепло,

                         Печка топится давно.

                         Что, Маняша, загрустила?

                         Свою косу распустила….

                         Давай, доченька, волосыньки  в косу соберём,

                         Причешем частым гребешком.

                        (причёсывает, приговаривает)

                         Расти, коса, до пят

                         Все волосыньки в ряд,

                         Расти, коса. Не путайся,

           Маму, дочка, слушайся.

Вот теперь ты, Маняша,  хорошая да пригожая.(даёт куколку)

          Вот тебе куколка,

           Ротик-клюковка.

           Носик-пуговка,

           Глазки-луковки.

          На, Маняша, поиграй.

           Свою дочку покачай.

           Качай, припевай: «Бай, бай, бай, бай!»

Звучит музыка                        (девочка качает куколку и припевает)

Выходят мальчик и девочка- Сон и Сониха, их за руки ведёт Сониха(взрослый-мама одного из детей).

Звучит музыка                              Сон и Сониха  О.П. Радынова стр.31

Спи-ко, спи-ко, баю-бай,

Свои глазки закрывай.

Поскорее засыпай,

Баю, баю, баю, бай.

Ходит Сон по лавочке

В голубой рубашечке.

Баю, баю, баю, бай.

Поскорее засыпай.

А Сониха-по другой,

Сарафанец голубой.

Баю, баю, баю,бай,

Поскорее засыпай.

 Мать:            Устала куколка, глазки слипаются,

                       А у ворот петушок кричит, заливается.

                       И собачка громко лает,

                      Твоей дочке спать мешает.

Девочка:      Бай-бай, бай-бай,

                        Ты, собаченька не лай,

                       Петушок, не кричи,

                       Мою дочку не буди……

Мать:            Вот на печке кот лапкой умывается.(даёт игрушку кота)

                       Позови его на помощь,

                       Пусть он постарается.

(девочка сажает в колыбельку игрушку-кота)

Дети встают и ведут хоровод вокруг мамы и дочки.

Звучит музыка                                                                Девочка и все дети поют

***

Котя-котенька,  коток,

Котя серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать

Дочке песни напевать.

Я тебе, коту, коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока.

Платок беленький свяжу,

И на шейку повяжу.

Шубку новую куплю.

И сапожки закажу.

Баю-баю-баю, бай,

Ты скорее засыпай. (2 раза)

 Воспитатель: Нежно светит из окна

                          Круглым яблочком луна,

                          Звёзды водят хоровод.

                          И во сне мурлычет кот.

Звучит музыка                                                                    

Выходит Ночь-взрослый в исполнении одной из мам.

Танец девочек-звёздочек.

Воспитатель:   Притомилась  Маняша, заснула…

Мать:                 Наступила ночка,

                            Ты устала, дочка.

                            Ждёт тебя кроватка,

                           Спи , дочурка сладко.    

Звучит музыка                                                                                        

Исполняет колыбельную  «Ой, люлюшки, люлюшки»  О.П. Радынова  стр.32

 Ой, люлюшки, люлюшки,

Прилетели гулюшки.

Стали гули ворковать,

Стали деточек качать.

А котики серые,

Да хвостики белые,

А хвостики белые

По улице бегали.

По улице бегали,

Сон да Дрёму сбирали,

Сон да Дрёму сбирали

Да в сумочку складали.

Да в сумочку складали,

Домой Дрёму принесли.

Дрёма к деткам забрела.

Под головку спать легла.

Ой, люлюшки,  люлюшки,

Прилетели гулюшки,

Стали гули ворковать,

Стали детки засыпать.

Воспитатель:  Ночь  прошла,

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок

Полетала немножко,

Распахнула окошко

(девочка встаёт и потягивается)

Здравствуй,

Солнышко-колоколнышко.

Звучит музыка                                                      

Колыбельная с игрушкой – 2 куплет:

                        Вот игрушечки поспали (поднимают)

                        Им пора уже вставать.

                        Очень хочется ребятам

                       С ними весело плясать.

Дети с куклами выходят из зала.

ФОТООТЧЁТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Колыбельной песни добрый свет"

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные. Между тем хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И поэтическое слово...

Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: “Колыбельная песня как источник мировоззрения детей дошкольного возраста”

Паспорт проектаВид проекта: Познавательно - творческий.Актуальность.В современном мире у детей проявляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом - к знаниям культурных ценностей ...

Колыбельная песня моей мамы.

Актуальность: Колыбельная несет в себе мудрость, красоту, она- частичка Фольклора т. е. « народное знание», «народная мудрость». Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиц...

Презентация "Колыбельная песня моей мамы"

Актуальность нашего проекта заключается в том, что  Колыбельная песня несет в себе мудрость, красоту, она- частичка фольклора т. е. « народное знание», «народная мудрость»...

досуг «КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ, ДОБРЫЙ СВЕТ» средняя группа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа № 7 фактический адрес: 142701, Московская область, Ленинский г.о.,  г. Видное, ...

Познавательно – творческий проект «Удивительная работа моей мамы»

Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Они не имеют представлений о профессиональной деятельности своих родителей, не могут понят...