СЕМЬЯ И ДОУ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Жирнова Наталья Анатольевна

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. Они оценивают характер и стремление воспитателя работать с детьми. В дальнейшем залогом успешного посещения ребенком садика станет налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Родителям нужна конкретная помощь в вопросе воспитания ребенка! От качества просветительской работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей, а положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жирнова Н.А.,

воспитатель

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 37 «Ягодка»

г. Губкин

Белгородская область

СЕМЬЯ И ДОУ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. Они оценивают характер и стремление воспитателя работать с детьми. В дальнейшем залогом успешного посещения ребенком садика станет налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

К сожалению, не все родители откликаются на желание воспитателей сотрудничать, проявляют должный интерес, усилия в вопросах воспитания своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как место подготовки к школе. Конечно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, над чем поработать дома? В большинстве случаев воспитатели всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно, они спешат, бегут, торопятся. А жаль! Ведь наиболее успешным формирование личности будет только тогда, когда и в группе и в семье требования будут одинаковые. Например, если воспитатель приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома: «Оставь, потом я уберу», ребенок и в саду будет вести себя также, говоря что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется кушать чуть ли не руками, в таком случае возникает конфликт между ребенком и воспитателем. Потом вскоре начинается «я в садик не хочу», капризы и т.д. Именно поэтому воспитатель сегодня целенаправленно ищет пути решения проблемы взаимодействия с родителями.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Родителям сегодня доступна масса информации педагогического и психологического характера, но не всегда получается грамотно воспользоваться этой информацией. Родителям нужна конкретная помощь в вопросе воспитания ребенка! От качества нашей просветительской работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить его качество, так как кто, если не родители, лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей! В своей работе я ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз. Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций я использую разнообразные формы работы, применяю следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.

Для того чтобы лучше узнать семью, в начале года я составляю «социальный паспорт» группы, в котором отмечаю следующие факторы: возраст родителей, количество детей в семье, состав семьи, образовательный уровень родителей, социально-экономическая ситуация в семье.

Совместно с музыкальным руководителем проводился для родителей круглый стол с чаепитием, на котором присутствовали и дети, обсуждалась тема «Традиции нашей семьи». Было, что рассказать и послушать: кто-то подготовил презентацию, кто-то красочный рассказ, а некоторые оформили фотоальбомы. Была очень теплая, дружелюбная атмосфера. В другой раз за круглым столом нас собрала тема «Мы жители Губкина», приуроченная к 75-летию города. По инициативе родителей была организована «Изба-читальня», в которой раз в квартал проходят совместные с детьми посиделки. Дети вместе с родителями и воспитателями изучают православную литературу, рассматривают иконы, книжные иллюстрации, репродукции, читают стихотворения. Проводился диспут «Опыт семьи по духовно-нравственному воспитанию детей». Очень порадовало то, что родители оказались заинтересованы, им было чем поделиться друг с другом. Совместно с семьями воспитанников оформлены коллажи «Любимые места отдыха моей семьи», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровый образ жизни нашей семьи». Родители вместе с детьми каждый год активно участвуют в организации выставки поделок из природного материала, Новогодней и Рождественской выставки, в создании Пасхальных композиций, которые мы размещаем в раздевалке группы. В прошлом году с удовольствием приняли совместное участие в Пасхальной ярмарке. Участвуют в муниципальном конкурсе «Семейный очаг». Приняли участие в муниципальном этапе международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Эта работа способствует обмену творческим опытом, единению родителей и детей, укрепляет связь детский сад – семья. В ходе совместной деятельности было проведено анкетирование «Семейное хобби», «Знаете ли вы своего ребенка», «Творческое воспитание детей дома». Отвечая на вопросы анкеты, мамам и папам было над чем задуматься. Совместно был оформлен «Бабушкин сундучок», который содержит памятные предметы семей, лоскутные куклы, изготовленные руками мам и бабушек, детей и воспитателей. Дети рассматривают их, рассказывают о своем предмете. Генеалогическое древо семьи – одно из заданий, к которому родители ежегодно возвращаются совместно с детьми. Дети в восторге от этой творческой работы. Древо каждой семьи дополняется, видоизменяется, получается интересным, содержательным, поучительным для детей. Каждый ребенок в последующем готовит рассказ «Генеалогическое древо моей семьи». В конце года совместно с музыкальным руководителем готовится творческий отчетный концерт «Споем для мам и пап».

Это лишь капля в море, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно, дает положительный результат! Я собираюсь в дальнейшем продолжить работу над собой, готовя себя к грамотному общению с родителями посредством творческих заданий, практикумов, диспутов и дискуссий. Хочется отметить, что успех взаимодействия воспитателя и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон, с их желанием научиться, измениться. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!

(Из опыта работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Данная методическая разработка содержит:- факторы, влияющие на духовно-нравственное развитие личности,- алгоритм взаимодействия  ДОУ  и семьи, состоящий из 3-х блоков(информационно-аналитиче...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан ...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...