Конспект занятия на тему: «Сказочное слово» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

по программе «Социокультурные истоки»

Семинар-практикум для воспитателей

«Раскрытие социокультурной категории «Слово»

Конспект занятия на тему: «Сказочное слово»

(подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnoe_slovo.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 - Центр развития ребёнка»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

по программе «Социокультурные истоки»

Семинар-практикум для воспитателей

«Раскрытие социокультурной категории «Слово»

Конспект занятия на тему: «Сказочное слово»

(подготовительная группа)

Подготовила и провела:

воспитатель I квалификационной категории

Саетгалиева Л.В.

29 марта, 2013


Конспект занятия на тему «Сказочное слово» для детей 6-7 лет

Задачи:

Познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова».

Развивать навык совместной деятельности в группе.

Совершенствовать умение детей работать в паре.

Создание атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимопонимания в группе.

Развивать эмоциональную сферу и образное мышление у детей.

Предварительная работа:

 Чтение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье», «Морозко», «Царевна Лягушка», «Крошечка Хаврошечка»; произведение А.С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане»; прослушивание пьесы «Февраль» (аудиозапись) из альбома П.И. Чайковского «Времена года», заучивание отрывков из сказок А.С. Пушкина. Работа в альбоме «Мои истоки» - «Моя любимая сказка».

Оборудование: иллюстрация к сказке «Зимовье», пьеса «Февраль» из альбома П.И. Чайковского «Времена года», книга для развития детей «сказочное слово», книги со сказками.

Ход занятия:

Присоединение:

Дети заходят под музыку в группу встают полукругом.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир. А куда – секрет. Выполнив задания, вы сумеете угадать, куда мы направимся.

Отгадайте загадку:

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшито,

Не человек, а рассказывает.

( книга)

 О чем может рассказывать книга?

Дети:

  1. Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир знаний.
  2. Читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.
  3. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия по сказкам.

Педагог обращает внимание на выставку книг. Приглашает их подойти поближе и рассмотреть их.

Воспитатель. Какие книги на полочках? Какие сказки вы узнали? (Дети называют знакомые сказки)

Воспитатель. Молодцы. Да, мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам.

 -А вы любите сказки? За что мы любим сказки?

Дети.

  1. Сказки веселые и грустные, страшные и смешные. Они рассказывают нам о добре и зле, о мире и справедливости.
  2. Сказки любят не только дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кино, создаются оперы и балеты.
  3. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Обобщение воспитателя: Действительно, они все разные, в них происходят удивительные события и превращения.

Ребенок:

Сказки стародавние

Грустные, забавные,

Добрые, серьёзные,

Лунные и звёздные.

Мы любим их слушать

Любим их читать

С ними можно даже

Просто поиграть!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.

 Девушка - … красна девица

 Парень - …добрый молодец

Красивая -…ни в сказке сказать, ни пером описать

 Губы-…уста сахарные

 Глаза-…очи ясные

 Печаль-…голову повесил, закручинился, пригорюнился

 Идти далеко – за тридевять земель, за тридевять морей.

Воспитатель. Ребята, а кто придумывает сказки?

(народ, сказочник)

Воспитатель. Ребята, а теперь покажите, как хорошо вы знаете сказки.

Проводится викторина «Угадай сказку»

  1. Инсценировка отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Автор:

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

Ребенок:

Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

Автор:

Что же зеркальце в ответ?

Ребенок:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Автор:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!...

Ребенок:

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела

Да снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди все царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?

Автор:

Зеркальце в ответ:

Ребенок:

А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее.

Дети называют сказку: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написал эту сказку А.С. Пушкин.

Ребенок.

Сказки Пушкина мы знаем,

Любим их мы, и читаем,

Учим сказки наизусть.

В них живёт наш русский дух.

Воспитатель. Сказки А.С. Пушкина – это всегда торжество добра и справедливости.

  1. Чтение отрывка из сказки «Царевна-Лягушка» в стихах:

Ребенок 1.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Ребенок 2.

Царь сыновей боготворил,

Безмерно их любил.

Но время в сказке быстро мчится,

И им пришла пора жениться.

Царь луки в руки им дает,

И в чисто поле их ведет.

Там отдал им такой приказ:

Стреляет каждый только раз,

И где стрела чья приземлится

Там брать девицу, чтоб жениться.

Ребенок 3.

Старший сын стрелу пустил

В двор боярский угодил.

Стрела среднего взлетела

И в двери купца засела.

Младший промахнулся что-то

И попал стрелой в болото.

Взял лягушку он с собой

И отправился домой.

Дети называют сказку: «Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Воспитатель. Как в сказке «Царевна-лягушка» проявилось уважение сыновей к родительскому слову?

Дети.Сыновьясдержали данное слово (отец велел - а сын не сбежал - пошел выполнять). Сыновья проявили ПОСЛУШАНИЕ к родительскому слову.

Воспитатель.Какой жизненный урок вы получили, прочитав эту сказку?

Дети.

УРОК ПОСЛУШАНИЯ

УРОК ЛЮБВИ

УРОК ТЕРПЕНИЯ

УРОК ТРУДОЛЮБИЯ

УРОК ВЕРНОСТИ

  1. Прослушивание пьесы «Февраль» из альбома П.И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель. Как вы думаете, какой сказке подходит эта музыка?

Дети. Русская народная сказка «Морозко»

  1. Педагог выставляет иллюстрацию.

Воспитатель. Внимательно рассмотрите иллюстрацию. К какой сказке эта иллюстрация?

Дети. К русской народной сказке «Зимовье»

  1. Загадка:

Круглый бок, желтый бок,

Растет на грядке колобок,

Прирос к земле крепко,

Что это?

(репка)

Воспитатель хвалит детей.

Динамическая пауза./Координация речи с движениями/

(Звучит аудиозапись «Полёт шмеля». Дети выходят на ковёр, образуют круг и выполняют упражнение).

Тут князь очень уменьшился,      Дети приседают.

Шмелем он оборотился.              Встают, выполняют мелкие взмахи

руками.

Полетел и зажужжал;                   Жужжат и передвигаются

                                                       изображая шмелей.

Судно на море догнал,                  Бегут на носочках, взмахивая руками,

Потихоньку опустилсяВновь приседают.

На корму и в щель забился.

Воспитатель. Какая это была сказка?

Дети. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Воспитатель приглашает детей сесть за столы.

Воспитатель. Ребята, чем же так важны сказки для человека?

Дети.1. Слова сказки метки, звучны, благодаря этому мы представляем героев ярко, они перед нами как живые.

2. Мы вместе с ними преодолеваем трудности, испытываем радость от успеха.

3. Каждая сказка побуждает нас следовать лучшим качествам героев.

Педагог хвалит детей за интересные ответы.

Активное занятие. Работа в паре. «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок»

 I. Подготовительный этап

В каждой сказке скрыт глубокий смысл, передан опыт старших поколений. Сказки учат добру, терпению, согласию, послушанию, трудолюбию.

 II. Основной этап.

Воспитатель. Самостоятельно рассмотрите иллюстрации к сказкам. Герои каких сказок изображены на данных рисунках? Кто автор этих сказок? Подумайте, чему учат эти сказки.

 Время работы – 3 минуты.

По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех детей одновременно закончить работу и послушать следующее задание.

Зрительная гимнастика.

Месяц по небу плывет                    Рукой полукруг, прослеживают взором.

Кто на месяце живет?                     Пожимают плечами, удивляются.

Там гуляет хитрый лис,                  Грозят пальцем.

Он на землю смотрит вниз             Взор вниз.

Машет лис своим хвостом,             Рука влево, вправо

Серебрится мех густой                   Прослеживание взором.

А вокруг летают звезды,                 Круговые движения глазами

Залетают к лису в гости.                 Взор на потолке.

Воспитатель. Следующее задание, возьмите иллюстрации, которые лежат перед вами, и выполните задание в паре, договоритесь и придите к согласию выбрав сказку и отвечая на следующие вопросы: «Какая сказка изображена на иллюстрации?» «Кто автор этой сказки?» «Чему учат эти сказки?».

Работа в паре:педагог предлагает детям сообщить друг другу свое решение и прийти к единому мнению.

Схема общения: первый ребенок сообщает партнеру свой выбор, второй внимательно слушает и выражает свое согласие или несогласие, знакомит со своим решением. Далее дети пытаются прийти к единому решению.

Время работы – 3 минуты. За 30 секунд до окончания данного времени следует предупредить детей о необходимости своевременного завершения диалога.

 III. Обсуждение в группе, экспертная оценка.

Заслушивается мнение любой пары, и выявляются те, кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание детей на начальную фразу выступления: «Мы решили…», «Мы думаем…», так как это общее решение пары. Затем заслушиваются объяснения детей, сделавших иной выбор.

 IV. Рефлексия.

Воспитатель. Легко ли было прийти к согласию?

(Ответы детей)

Воспитатель.Сказка не только развлекает, но и учит. В сказке сберегается житейская мудрость. Сказочное слово – мудрое слово. Чему учит сказочное слово?

Дети.

ТЕРПЕНИЮ.

ПОСЛУШАНИЮ.

ТРУДОЛЮБИЮ.

СОГЛАСИЮ.

УВАЖЕНИЮ К СТАРШИМ.

ДРУЖБЕ.

Воспитатель. Да, ребята. Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру. Не зря в народе говорят: «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок».

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие в сказочном мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Вы все хорошо поработали, большое вам спасибо!

Под музыку уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Космос"в подготовительной группе

конспект занятия в подготовительной группе по теме "Космос"...

конспект занятия на тему "Время" в подготовительной группе

Материал для освещения вопроса ориентации детей дошкольного возраста во времени...

Конспект занятия на тему: "Спорт" в подготовительной группе

Конспект занятия на тему: "Спорт" в подготовительной группе....

Конспект занятия на тему «Космос» в подготовительной группе Путешествие в центр Космонавтики.

Расширять представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей....

Конспект занятия по аппликации «Сказочный луг» (подготовительная группа)

Учить детей составлять единую коллективную работу, находить место своей работе в общей композиции, учитывая при этом сочетание цветов, форму, величину.Упражнять детей в вырезывании листьев симметричны...

Конспект занятия на тему: «Насекомые» в подготовительной группе

Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к окружающему миру.Задачи:Образовательные задачи:Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, о насекомых, основных цве...