конспект занятия на тему "Время" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Коваленко Евгения Дмитриевна

Материал для освещения вопроса ориентации детей дошкольного возраста во времени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  в подготовительной группе на тему  « Время».

Цель: Расширить и обобщить представление о времени.

Задачи: 1. Познакомить детей с историей возникновении часов, их назначении,  видами, закрепить знание о расположении чисел по порядку на циферблате 2. Подвести к пониманию важности  определения времени 3. Выделить с детьми временные промежутки, показать, показать, как одна единица времени при увеличении становиться другой 4. Закрепить умение ориентироваться в частях суток,  днях недели и их последовательности, чередовании месяцев и времен года.

Воспитатель : - « Доброе утро, дети! Все пришли в сад уже или кто-то опаздывает?» Ответ детей.

Воспитатель :-«А как мы узнаем о том, опоздал человек или поторопился прийти? Правильно, нам помогут в этом часы. А как вы думаете, как давным-давно люди определяли время?  какими были самые первые часы, такими же, как у нас на стене?» Подводит детей к столу, где расставлены макеты часов. –« В самых первых часах вместо стрелки люди использовали тень, а тень что создает? Конечно, свет. Источником света было Солнце. Первые часы называли солнечными. ( Демонстрация на макете с помощью фонаря) Видите, как движется теневая стрелка – вот так Солнце помогает отследить время. И сейчас можно на улице при помощи тени следить за временем. А всегда ли можно пользоваться такими часами? В хмурый, пасмурный день это сделать трудно, так как нет солнца.

За солнечными часами люди изобрели водяные часы, определять время по которым можно было независимо от погоды. (Демонстрация на макете – два пластиковых стакана, во дне одного отверстие – перетекание воды) В водяных часах время текло, переливалось из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобно ли было пользоваться такими часами?»

 Дети: -« Воду надо было постоянно подливать»

 Воспитатель: -« Правильно, водяные часы требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с водяными существовали еще и песочные часы, устроенные по такому же принципу. ( Показ песочных часов). Песочные часы используются и сейчас. А кто пользуется ими? Врачи, когда греют нам горлышко, требуется знать точное время. А чем не удобны такие часы? Приходиться часто переворачивать часы, даже чаще, чем воду подливать в водяные. Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас». ( Показ часов).  Из чего состоят такие часы? Как называются стрелки на часах?».

Дети собирают пазл «часы» , на циферблатах стрелками указывают обозначенное воспитателем время.

 «А какие еще бывают часы?» (показ картинок) – живые, электронные. « Где они встречаются?» ( стиральная машина, микроволновая печь, компьютер) .

Воспитатель: -«Время течет, пересыпается, бежит, тянется. Когда говорят, что оно бежит? А когда тянется? А еще есть поговорка – делу- время, потехе – час. Что это значит? Вот и нам с вами настало время отдохнуть.

 ( Динамическая пауза « соблюдается совой распорядок часовой..») – «Вот как у совы день проходит. А мы с вами по такому же режиму живем? Когда мы просыпаемся? А что наступает после утра? А затем? Утро, день, вечер, ночь вместе называются…? Правильно, сутки».

Дети с воспитателем подходят к глобусу и при помощи фонаря наблюдают, как происходит чередование дня и ночи, обусловленное вращением земного шара.

Воспитатель :-«Идут день за днем, а они все одинаково называются?».  

Воспитатель читает стихотворение, дети на пальцах считают, про сколько дней недели  в нем говориться.  

В зоопарке крокодил

В гости каждый день ходил.

В понедельник – к мишке,

А во вторник – к мышке.

В среду – к льву, в четверг – к бобру,

В пятницу – к двум кенгуру.

К буйволу ходил в субботу,

В воскресенье – к бегемоту.

А пришел к нему сосед –

Крокодила дома нет.

 

Задачки про дни недели.

 

В понедельник старый крот

 Начал рыть подземный ход.

От сарая и до пня

Он копал почти три дня.

Так в какой же день недели

Он достиг конечной цели? (среда)

В воскресение Антон

Выпел залпом чай со льдом.

А потом шесть дней жалел,

Что ангиной заболел.

Так в какой же день опять

Смог Антон пойти пойти гулять? (воскресение)

 

Воспитатель :-«А дни подружились и получилась неделя» . Дидактическая игра «Назови соседей».

 Воспитатель :-« Разбились недели на группы и получились месяца. Сколько их в году?».

На плакате «времена года» дети раскладывают названия месяцев, поочередно вынимая таблички с названиями из коробочки.

Воспитатель:- «Вот мы сегодня узнали с вами, какие часы бывают, вспомнили время суток, дни недели, месяца, разобрались, из-за чего наступает ночь. А главный вопрос у нас впереди. А для чего же нам все-таки нужны часы, нужно знать , какой день недели,  и вообще, для чего нам время надо знать и уметь его определять? Есть история одна:  У пилота самолета не было часов, ждал он пассажиров, ждал, ждал, надоело ему сидеть на месте, решил он пройтись до парка, погулять. Ушел, а это время пришли пассажиры, которые тоже за временем не следили, не нашли пилота, стали ждать, и  тоже отчаявшись,  ушли в магазин. Вернулся пилот с прогулки – так никого и нет. И улетел один. Вот такая история. А из-за чего так получилось? А нам  с вами  для чего надо за временем следить?»

 Ответы детей.

 Воспитатель: « Будем мы с вами с временем дружить, чтобы успевать делать великие и добрые дела? Так на последок, чтобы мы запомнили сегодня наш день ярким и увлекательным, найдем и отметим его на календаре нашей группы» .

Отмечаем день ( год, месяц, день недели, число).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по художестено-эстетическому развитию на тему: афиша к спектаклю по сказке «Дюймовочка»

1. Закрепить знания детей об афише как части художественного оформления спектакля.2. Продолжать учить создавать образы сказочных героев и рисовать их знакомыми приемами и способами.3. Развивать творче...

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по художестено-эстетическому развитию на тему: у лукоморья дуб зеленый

1. Познакомить детей с биографией А. С. Пушкина. Развивать устойчивый интерес к его творчеству.2. Учить создавать художественные образы, используя различные выразительные средства. Воспитывать любовь ...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия "Огонь-друг и огонь враг" план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Формировать знания детей о причинах возникновения пожара правила поведения при пожаре. Закрепить знания детей об опасных ситуациях; научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;знак...