МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа) на тему
статья из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_malye_folklornye_formy_kak_neobkhodimoe_uslovie_razvitiya_rechi.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Топольскова Фатима Владимировна
воспитатель МБДОУ
детского сада № 33 «Солнышко»
МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. [1]
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Поэтому, целью моей работы является систематизиция методов и приемов для развития речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.
В соответствии с данной целью мною были выдвинуты следующие задачи:
1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.
2. Обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь через малые фольклорные формы.
3. Поэтапно формировать интерес к фольклору, как одному из направлений нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Направление моей работы в контексте освоения воспитанниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи.
Ещё в 1909 году А. М. Горький развернул и обосновал тезис о коллективности фольклора, получивший признание и развитие в советской науке. Он писал, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа».
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих, и я стараюсь для своих воспитанников быть примерным подражателем.[3]. Для себя я выявила, что богатейшая сокровищница русского языка открывается перед ребёнком в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки, которые он не просто слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём положительно-нравственном влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в «живом» слове, которое слышат мои дети повседневно, звучали эти драгоценные зёрна. Только тогда язык ребёнка будет живым и ярким.
Фольклор для детей – это разновидность фольклористики и раздел художественной литературы. Главная его особенность - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец. [6].
Особая ценность фольклора заключается в том, что с его помощью я могу легко устанавливать с каждым ребёнком эмоциональный контакт, он таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяя с самого детства побуждать к речевой активности.
Но применение отдельных жанровых произведений фольклора не приведёт к качественному развитию речевой деятельности дошкольника. Поэтому, работая над данной проблемой, я выстроила систему работу с детьми по развитию речи на материале устного народного творчества.
Изучив и проанализировав опыт работы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором», С. И. Мерзляковой «Фольклор - музыка - театр», М. Н. Мельниковой «Русский детский фольклор», я определила следующие задачи:
1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству и национальной культуре.
2.Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы нашего народа.
4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
6. Развивать интерес к русским народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
Реализацию поставленных задач я начала:
- с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству;
- с составления перспективного плана работы для детей старшего дошкольного возраста
- с консультаций и бесед для родителей.
Для наибольшей эффективности я выделила следующие формы работы.
- Создание развивающей речевой среды своей группы.
- Использование материалов фольклорных форм в непосредственно организованной деятельности. Интегрированных формах деятельности.
- Совместная работа с детьми в разных видах деятельности:
- Развивающие игры;
- Игры – драматизации;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Упражнения подражательно-исполнительского творческого характера;
- Наблюдения, прогулки, экскурсии;
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций декоративно-прикладного искусства;
- Изучение традиций и обычаев русского народа;
- Чтение художественных произведений;
- Продуктивная деятельность детей;
- Беседы;
- Мини-конкурсы.
- Работа с родителями:
- Родительские собрания;
- Консультации для родителей, индивидуальные беседы;
- Совместное разучивание произведений устного народного творчества.
Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела обследование в начале учебного года, которое позволило выявить:
- Уровень развития речи детей.
- Знание детьми малых фольклорных форм.
- Понимание детьми жанра устного народного творчества.
- Использование фольклора в повседневной разговорной речи.
- Традиций и обычаев русского народа.
Для обследования я использовала следующие методики:
1. Критерии программы «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ре. М. А. Васильевой.
2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:
- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.
- Беседа с детьми.
- Словесные игры.
Полученные результаты показали, что только 18% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора. 17% детей показали низкий уровень.
Исходя из результатов проведённой диагностики, я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.
Знакомство с народным творчеством детей своей группы я начала с потешек, колыбельных песен, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они повторяли данные манипуляции вместе со мной.
Далее перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать её. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и в этом мне помог наш театр. К нему дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное, вскоре дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.
Для мотивации детей многие занятия и совместные мероприятия мы проводим в центре развития нравственно-патриотического воспитания своей группы, который в полной мере отражает все направления данной темы. Дети с большим удовольствием посетили экскурсию в детскую библиотеку, где для них было организовано занятие по истории быта и одежды русского народа.
Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. В своей деятельности я часто использую прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогает детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.
На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использую элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).
Моя работа оказывается плодотворной благодаря помощи родителей. Они учат вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогают создавать и реорганизовывать предметную среду.
Я думаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к малым фольклорным формам способствует не только развитию речи, но и развитию его нравственности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.
Проводимая мною работа доказывает ценность фольклорных произведений в дошкольном периоде, и обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, нравственно-смысловыми.
Малые формы фольклора представляют собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала, его расширение в разных видах и формах взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, которые будут способствовать всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957.
- Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 1976.
- Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. Воспитание. – 1991. - № 9.
- Народная педагогика и воспитание/ Авт. – сост.: Широкова Е. Ф., Филиппова Ж. Т., Лейко М. М., Шувалова М. Н. Барнаул: БГПУ, 1996.
- Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника)// Дошк. Воспитание. – 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...
Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка инт...
Использование малых фольклорных форм в формировании образной стороны речи у детей с ОНР III уровня
К концу пребывания в детском саду у детей с ОНР III уровня, как правило, сформированы все нарушенные компоненты речи – лексика, грамматика, связная речь, звукопроизношение. Эти дети в дальнейшем...
Консультация для родителей "Использование малых фольклорных жанров мордовского народа в развитии речи младших дошкольников"
Детский фольклор необходим в общении взрослых и детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Исполь...
Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...