МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа) на тему

Топольскова Фатима Владимировна

статья из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Топольскова Фатима Владимировна

воспитатель  МБДОУ

детского сада № 33 «Солнышко»

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. [1]

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Поэтому, целью моей работы является систематизиция методов и приемов для развития речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

В соответствии с данной целью мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.

2. Обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь через малые фольклорные формы.

3. Поэтапно формировать интерес к фольклору, как одному из направлений нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Направление моей работы в контексте освоения воспитанниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи.  

Ещё в 1909 году А. М. Горький развернул и обосновал тезис о коллективности фольклора, получивший признание и развитие в советской науке. Он писал, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа».  

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих, и я стараюсь для своих воспитанников быть примерным подражателем.[3]. Для себя я выявила, что богатейшая сокровищница  русского языка открывается перед ребёнком в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки, которые он не просто слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём положительно-нравственном влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в «живом» слове, которое слышат мои дети повседневно, звучали эти драгоценные зёрна. Только тогда язык ребёнка будет живым и ярким.  

Фольклор для детей – это разновидность фольклористики и раздел художественной литературы. Главная его особенность - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец. [6].

Особая ценность фольклора заключается в том, что с его помощью я могу легко устанавливать с каждым ребёнком эмоциональный контакт, он таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяя с самого  детства побуждать к речевой активности.

Но применение отдельных жанровых произведений фольклора не приведёт к качественному развитию речевой деятельности дошкольника. Поэтому, работая над данной проблемой, я выстроила систему работу с детьми по развитию речи на материале устного народного творчества.

Изучив и проанализировав опыт работы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором», С. И. Мерзляковой «Фольклор - музыка - театр», М. Н. Мельниковой «Русский детский фольклор», я определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству и национальной культуре.

2.Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы нашего народа.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к русским народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Реализацию поставленных задач я начала:

- с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству;

- с составления перспективного плана работы для детей старшего дошкольного возраста

- с консультаций и бесед для родителей.

Для наибольшей эффективности я выделила следующие формы работы.

  1. Создание развивающей речевой среды своей группы.
  2. Использование материалов фольклорных форм в непосредственно организованной деятельности. Интегрированных формах деятельности.
  3.  Совместная работа с детьми в разных видах деятельности:
  • Развивающие игры;
  • Игры – драматизации;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Упражнения подражательно-исполнительского творческого характера;
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций декоративно-прикладного искусства;
  • Изучение традиций и обычаев русского народа;
  • Чтение художественных произведений;
  • Продуктивная деятельность детей;
  • Беседы;
  • Мини-конкурсы.
  1. Работа с родителями:
  • Родительские собрания;
  •  Консультации для родителей, индивидуальные беседы;
  • Совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела обследование в начале учебного года, которое позволило выявить:

  • Уровень развития речи детей.
  • Знание детьми малых фольклорных форм.
  • Понимание детьми жанра устного народного творчества.
  • Использование фольклора в повседневной разговорной речи.
  • Традиций и обычаев русского народа.

Для обследования я использовала следующие методики:

1.     Критерии программы «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ре. М. А. Васильевой.

2.  О.Л.Князева, М.Д. Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Полученные результаты показали, что только 18% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора. 17% детей показали низкий уровень.

Исходя из результатов проведённой диагностики, я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

  Знакомство с народным творчеством детей своей группы я начала с потешек, колыбельных песен, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они  повторяли данные манипуляции вместе со мной.

Далее перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать её. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке. 

 Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и в этом мне помог наш театр. К нему дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное, вскоре дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

 Для мотивации детей многие занятия и совместные мероприятия мы проводим в центре развития нравственно-патриотического воспитания своей группы, который в полной мере отражает все направления данной темы. Дети с большим удовольствием посетили  экскурсию в детскую библиотеку, где для них было организовано занятие по истории быта и одежды русского народа.

Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные  конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. В своей деятельности я часто использую прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогает детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использую элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы). 

Моя работа оказывается плодотворной благодаря помощи родителей. Они учат вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогают создавать и реорганизовывать предметную среду.

Я думаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению  детей в детском саду к малым фольклорным формам способствует не только развитию речи, но и развитию его нравственности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Проводимая мною работа доказывает ценность фольклорных произведений в дошкольном периоде, и обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, нравственно-смысловыми.

Малые формы фольклора представляют собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала, его расширение в разных видах и формах взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, которые будут способствовать  всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957.
  3. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 1976.
  4. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. Воспитание. – 1991. - № 9.
  5. Народная педагогика и воспитание/ Авт. – сост.: Широкова Е. Ф., Филиппова Ж. Т., Лейко М. М., Шувалова М. Н. Барнаул: БГПУ, 1996.
  6. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника)// Дошк. Воспитание. – 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка инт...

Использование малых фольклорных форм в формировании образной стороны речи у детей с ОНР III уровня

К концу пребывания в детском саду у детей с ОНР III уровня, как правило, сформированы все нарушенные компоненты речи – лексика, грамматика, связная речь, звукопроизношение. Эти дети в дальнейшем...

Консультация для родителей "Использование малых фольклорных жанров мордовского народа в развитии речи младших дошкольников"

       Детский фольклор необходим в общении взрослых и детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Исполь...

Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...