Использование малых фольклорных форм в формировании образной стороны речи у детей с ОНР III уровня
статья по развитию речи на тему

Чалова Елена Викторовна

К концу пребывания в детском саду у детей с ОНР III уровня, как правило, сформированы все нарушенные компоненты речи – лексика, грамматика, связная речь, звукопроизношение. Эти дети в дальнейшем успешно обучаются в школе, о чем свидетельствуют результаты катамнеза. Но ни для кого не секрет, что часто речь детей бедна в плане образности речи. Дети правильно строят фразы, согласуют слова в предложении, чисто произносят звуки речи на выходе из детского сада, но их речь не выразительна, изобилует речевыми штампами, они с трудом подбирают эпитеты, сравнения, часто не понимают значение образных выражений.  В данной ситуации развитию у детей с ОНР образной стороны речи поможет фольклор. Фольклор - одно из действенных и ярких средств народного творчества, таящий огромные дидактические возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chalova_statya.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малых фольклорных форм в формировании образной стороны речи у детей с ОНР III уровня

Чалова Е.В., воспитатель

МБДОУ №12, п. Псебай.

К концу пребывания в детском саду у детей с ОНР III уровня, как правило, сформированы все нарушенные компоненты речи – лексика, грамматика, связная речь, звукопроизношение. Эти дети в дальнейшем успешно обучаются в школе, о чем свидетельствуют результаты катамнеза. Но ни для кого не секрет, что часто речь детей бедна в плане образности речи. Дети правильно строят фразы, согласуют слова в предложении, чисто произносят звуки речи на выходе из детского сада, но их речь не выразительна, изобилует речевыми штампами, они с трудом подбирают эпитеты, сравнения, часто не понимают значение образных выражений.  В данной ситуации развитию у детей с ОНР образной стороны речи поможет фольклор. Фольклор - одно из действенных и ярких средств народного творчества, таящий огромные дидактические возможности.

Использование малых фольклорных форм в коррекционной работе способствует:

- освоению системы родного языка,

- расширению возможностей развертывать высказывание,

- логически обосновывать и доказывать собственную мысль.

Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно - речевой деятельности ребенка с ОНР, повышает эффективность коррекционной работы, способствует развитию всех сторон речи дошкольников. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык на русский лад».

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метаморфического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формирую представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично предавать образы предметов, развивает у детей «Поэтический взгляд на действительность». Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Следует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные им образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по – разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котя».  К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития у детей с ОНР можно и нужно использовать этот богатейший материал словестного творчества народа.

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.
  2. Аникин В. П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная: Жизнь человека в Русском фольклоре. М. 1991 – 150с.
  3. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов ДОУ. «Детство – пресс», 2003. – 400с.
  4. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание.-1990.-№7
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Москва Просвещение, 1981. -111 с.,
  6. Ушинский К. Д., «История педагогики» - Книга Фонд- 240с.,
  7. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в формировании здорового образа жизни

помогает развивать интерес к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста....

Использование малых фольклорных форм в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Как с помощью малых фольклорных форм  сформировать   культурно-гигиенические навыки у детей?Формирование культурно-гигиенических навыков – важная составная  часть культуры поведени...

План по самообразованию на тему : " Использование малых фольклорных форм при формирование КГН у детей раннего дошкольного возраста"

План по самообразованию для воспитателя 1 младшей группы. Тема: "Использование малых фольклорных форм при формировании КГН у детей ранего дошкольного возвраста"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3 – 4 Г.)

образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка....

Использование малых фольклорных форм при формировании эмоционально-нравственного отношения к миру детей дошкольного возраста

В статье раскрыто духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование малых фольклорных форм при формировании эмоционально-нравственного отношения к миру....

Семинар-практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников"

Расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Проект: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»

Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации...