Использование малых фольклорных форм при формировании эмоционально-нравственного отношения к миру детей дошкольного возраста
статья

Андросова Ольга Анатольевна

В статье раскрыто духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование малых фольклорных форм при формировании эмоционально-нравственного отношения к миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андросова Ольга Анатольевна

г.Барнаул  МАДОУ «Детский сад №250 »

Использование  малых фольклорных форм при формировании эмоционально-нравственного отношения к миру детей дошкольного возраста

«Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен» Н.М.Карамзин

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется основными чувствами, какими живет народная душа», - писал известный русский философ В.В.Зеньковский [2].

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

И сейчас духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Применяя принцип приоритетности регионального культурного наследия своего народа, идет воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края, приобщения к национальному культурному наследию, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, что достигается через сопереживание.

Около 80% всей жизненной информации ребенок получает до семи лет [8]. В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные веяниями времени. Но, к сожалению, традиции последних поколений – не самые глубокие, а нынешние веяния – не самые благотворные. Народ же на протяжении веков вырабатывал красивый и полезный свод правил – педагогических, медицинских, бытовых. При этом никто специально не занимался воспитательной работой – надо было лишь следовать традициям, которые сохранил для нас фольклор.

За последние годы в  МАДОУ «Детский сад №250» создана целостная система духовно-нравственного воспитания на культурных традициях своего народа, которая проходит через все виды детской деятельности, направленная на решение следующих задач: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастностик культурному наследию, развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе, развитие выразительности движений, речи, памяти, воображения, формирование познавательных, практических и творческих умений, воспитания этических и эстетических чувств.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогают малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки, голосянки.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

 Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины»[10].

 Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Воспитателю для налаживания эмоционального контакта с ребенком, а ребенку – войти в новый, непривычный для него, а потому таящий угрозу мир детского сада, облегчат задачу умелое использование «потешки для новичков»

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

***

Красные кафтанчики,

Синие карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят.

Все про Галеньку,

Все про маленьку.

***

Коленька хороший,

Коленька пригожий, Пройди по дороженьке,

Топни, Коля, ноженькой.

При организации дневного сна, который необходим для малыша, «потешки для сна» помогут ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее помогут «потешки после сна».

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

***

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки – на муравушке,

Детки все – по люлечкам…

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

***

Котик серенький присел

На печурочке

И тихохонько запел

Песню Юрочке:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

Использование «потешек при умывании» легко приучат детей умываться.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Антошке.

«Потешки при кормлении» - настраивают ребенка  на эмоционально-положительное отношение к приему пищи.

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

С потешками легче и веселее учиться самостоятельно одеваться на прогулку.

Вот они, сапожки

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки.

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо.

Успокоить расшалившихся малышей или тех, кому хочется поплакать помогут «потешки для тех, кто плачет или шумит».

Не плач, не плач, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки –

Для Машиной потешки.

Если будешь плакать, Дадим худой лапоть.

***

Чок, чок, чок,

Зубы на крючок.

А кто слово скажет – тому щелчок.

При организации игр «игровые потешки» незаменимы.

Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод

***

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками – топ-топ,

Глазками – хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет –

Забодает, забодает!

Общим стало утверждение о том, что экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше. Дети «приобщаются» к экологическим проблемам, получая знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним.

Курочка – тараторочка

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Своих деток подзывает:

  • Куд-куда, куд-куда!

***

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

При наблюдении за природными явлениями, любованием красотой помогут «потешки и заклички о растениях, временах года, солнце, небе…»

Сосна, сосна,

От чего ты красна?

Оттого я красна,

Что под солнышком росла!

***

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

С детьми старшего дошкольного возраста, также актуально использование малых фольклорных форм. Ребенок научается чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать меткую характеристику человеку и его деятельности. Пословицы открывают детям  правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Поговорки и пословицы которые могут сопровождать трудовую деятельность детей.

* Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

* Ешь, пей, да дело разумей.

* Судят не по словам, а по делам.

* От скуки бери дело в руки.

При знакомстве детей со сказками и рассказами о смелости и трусости, целесообразно использовать такие пословицы:

* Видно сокола по полету,  молодца по поступкам.

* За правое дело стой смело.

* Трус, что заяц - своей тени боится.

При чтении сказок, рассказов о дружбе можно использовать:

* Сам пропадай, а товарища выручай!

* Друг за дружку держаться - ничего не бояться.

* Нет друга – ищи, а нашел - береги.

Пословицы и поговорки при чтении сказок, рассказов, где высмеиваются лодыри и лентяи:

* За дело - не мы.

За работу - не мы.

А поесть, поплясать -

Лучше нас не сыскать.

* У лени семь праздников в неделе.

При чтении сказок, рассказов, где высмеиваются лгуны и болтуны можно использовать:

* Раз соврал - другой раз не поверят.

* Шила в мешке не утаишь.

* Вранье не споро: попутает скоро.

* Не спеши языком, торопись делом.

Таким образом, малые фольклорные формы в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками при использовании как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты) являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, прежде всего трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.

Используемая литература

1. Антонова Г.А. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре/ Г.А.Антонова, О.М.Ельцова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - №4. – с.29-35

2. Зеньковский В.В. Психология детства/ В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1995. – 350 с.

3. Зуб А. О роли малых фольклорных жанров в жизне детей раннего возраста/ А.Зуб// Дошкольное воспитание. – 1998. - №12. – с. 19-25

4. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие/ Л.В. Кокуева. – М.: АРКТИ, 2005. – 143 с.

5. Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста/ Н.В.Кондрашова// Воспитатель ДОУ. – 2011. - №3. – с. 57-61

6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор/М.Н. Мельников. - М.: Просвящение, 1987. – 240 с.

7. Орлова А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду 1-2 части: - Владимир, 1995.

8. Панкеев И.А От крестин и до поминок: обычаи, обряды, предания русского народа/ И.А. Панкеев. – М.: Яуза, 1997. – 254 с.

9. Чудесный короб: русские народные песни, сказки, игры, загадки/ сост. Г.Науменко. – М.: Детская литература, 1988. – 206 с.

10. Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/69-razvitie-rechi/732-ispolzovanie-folklora-razvitii-rebenka-doshkolnika


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Наблюдение как форма познания окружающего мира детей дошкольного возраста"

Методический материал для воспитателей для организации работы с дошкольнимами по познавательному развитию...

Формирование заботливого отношения к природе детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом,  в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об о...

Консультация для педагогов: "Роль дидактических игр в формировании элементарных представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста"

Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия.Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативно...

«Роль экологической сказки в формирование осознанно-правильного отношения к природе детей дошкольного возраста»

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой....

Выступление на консультации "Формирование познавательного интереса к предметному миру детей дошкольного возраста"

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным услов...

Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"

В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...