«Использование малых фольклорных форм при организации режимных процессов в раннем и младшем дошкольном возрасте»
консультация (младшая группа)

Бучнева Лариса Викторовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

                         КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Использование малых фольклорных форм при организации режимных процессов в раннем и младшем дошкольном возрасте»

                Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

               Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.  В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

            Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач: интенсивно обогащать речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов взрослых; развитие диалогической речи. 

          Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

  • речевое окружение (речевая среда);
  • педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания. 

Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит  огромный  результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу.

Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

      Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

    В своей работе с детьми раннего возраста я широко применяю малые фольклорные формы. Их роль трудно переоценить в жизни малыша. Все знают, как порой бывает трудно наладить эмоциональный контакт с детьми. Когда ему нужно войти в новый для него мир. Эта задача облегается умелым использованием малых фольклорных форм в режимные моменты. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя с малышом, отвлечься и успокоится.

           В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки. В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

            Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать.  С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

               Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Придёт киска не спеша

И погладит малыша…..

         ***

Наша деточка (Леночка)  саду,

Что оладышек в меду…..

            ***

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?....

          Дневной сон для малыша необходим, но как помочь уснуть ему? Ласково, убаюкивая, читаю им потешки.  Дети слушают и быстро засыпают.

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок …

        ***

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки….

           ***

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки…..

Котя . котенька- коток,

Котя,серенький хвосток….

Баю – баю, баю - баю

Не ложися на краю…

        Чтобы вызвать положительные эмоции  у малышей в процессе умывания и привлечь внимание к этому процессу читаю потешки,  и они с удовольствием осваивают навыки гигиены.

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды…..

             ***

Чистая водичка

Умоет Саше личико….

                  ***

Зайка начал умываться,

Видно в гости он собрался….

               ***

Из колодца принесла

Курица водицы…..

Поможет  потешка и при причесывании:

Чешу, чешу волосики,

Расчесываю косоньки….

Пропал аппетит – не беда, поможет потешка:

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку….

          ***

Травка – муравка,

Сосна поднялась….

Дай молочка Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышко….

          ***

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед…

          Время гулять!  Но сначала надо одеться. Трудно.  А вот с потешкой легко и весело.

Наденем сапожки.

Этот с правой ножки….

Наша Маша маленька,

Чуть побольше валенка….

                ***

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять….

Ай дыбок, дыбок, дыбок.

Нашей Танечке годок!.....

Катя, Катя маленька,

Катя удаленька…..

Вышли на прогулку. Пасмурно. Надо солнышко позвать. И мы знаем как - солнышко услышит:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко…

        ***

Солнышко – ведрышко.

Выгляни из облачко….

       ***

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

 Если ребёнок  огорчён, упал и плачет его надо успокоить. И ласково. Доброжелательно произнесённая потешка поможет в этом.

Не плачь, не плачь, детка

Прискачет к тебе белка…

             ***

Что ты плачешь, «ы» да «ы»,

Слезы поскорей утри…

              ***

Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?...

           Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое настроение. Малыши с удовольствием  играют, исполняя движения согласно тексту потешки.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись….

               ***

Как у нашего кота

Шубка очень хороша....

                    ***

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок…..

             Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.  В песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

            Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему : " Использование малых фольклорных форм при формирование КГН у детей раннего дошкольного возраста"

План по самообразованию для воспитателя 1 младшей группы. Тема: "Использование малых фольклорных форм при формировании КГН у детей ранего дошкольного возвраста"...

Консультация для воспитателей "«Организации детского экспериментирования в раннем и младшем дошкольном возрасте»"

Данная консультация поможет воспитателям грамотно и методически правильно подготовить условия и провести детское экспериментирование....

"Малые фольклорные формы как средство приобщения к родному слову детей младшего дошкольного возраста."

quot;Малые фольклорные формы как средство приобщения к родному слову детей младшего дошкольного возраста."           Цель презентации - поделиться опытом работы по ...

«Использование малых фольклорных форм как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Создание оптимальных  условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм....

Использование малых фольклорных форм при формировании эмоционально-нравственного отношения к миру детей дошкольного возраста

В статье раскрыто духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование малых фольклорных форм при формировании эмоционально-нравственного отношения к миру....

Использование малых фольклорных произведений для преодоления нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются общие аспекты нарушения произносительной стороны речи, представлены компоненты малых фольклорных произведений для преодоления нарушений произносительной стороны речи у ...