Самоанализ деятельности.
статья на тему

Свинарева Елена Петровна

 Самоанализ моей деятельности за прошедший период от одной аттестации до другой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet._2.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

 профессиональной деятельности за 2009,2012-2014г. г.

СВИНАРЕВОЙ Елены Петровны

«Народная музыка – это родник, которым питается

  вся музыкальная  классика. Содержание её легко

 вызывает у детей фантазию и возникает

 удивительная атмосфера творчества».

Д. А. Рылов

За прошедшие пять лет заявленная мной тема: «Народная музыка, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста » и на сегодняшний день является актуальной.

        Творчество рассматривается философами как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира.

          Проявление творчества у детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм выражения к более сложным. Каждому возрастному периоду детства свойственна своя форма творчества, поэтому необходима своевременное и целенаправленное воздействие на ребенка с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта. Для этого мною создаются психолого – педагогические условия, направленные на развитие творческих способностей детей:

  1. улучшается и пополняется  развивающая среда в музыкальном зале;
  2. совместно с воспитателями организованы музыкальные уголки в групповых комнатах;
  3. создана фонотека музыкальных произведений народной музыки для прослушивания в группе в различные режимные моменты;
  4. проводятся консультации, беседы и анкетирования с родителями, чем привлекаю их к совместным действиям в развитии у детей музыкальных способностей;
  5. учитывая психо – физиологические особенности детей проводятся в системе музыкальные занятия;
  6. используется специалистами МДОУ народная музыка, как наиболее близкая и понятная детям.

« Музыка, которая ближе человеческим чувствам идеалам, чем многие другие человеческие проявления, многообразна и бесконечна, как сама жизнь. Бесчисленные музыкальные выражения человеческой жизни выглядят как пестрокрасочный ковер, разостланный над всеми частями земли» (К.Сакс).

            Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он  слышит, является песенка матери. Она её напевает, убаюкивая дитя. Недаром колыбельные песни  в музыке всех  народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения.

            Пушкин, Горький, Ушинский, художники Федотов, Репин, композиторы Глинка, Мусоргский и другие не раз в своих воспоминаниях подчеркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в раннем детстве. Эти детские переживания у многих из них оставались на всю жизнь, оказывали глубокое влияние на последующие вкусы, интересы и даже на профессию человека.

            Музыка детства  -  хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь, тем более, если эта музыка народная. Она понятна детям, к ней ребенок  должен прикоснуться на ранней стадии развития. Поэтому я считаю, что наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство трудно представить. Из опыта работы я знаю, что в молодых семьях ребенок слышит современную музыку чаще, чем народную. Хотя я не считаю, что фольклор должен стать некой заповедной областью, он тесно переплетается с классикой и современностью. Проделав диагностическое обследование я обнаружила, что дети эмоциональнее открываются на народную музыку, услышать четкий ритм им легче в народном напеве, и подпевать, чисто интонируя мелодию дети способны в народных песнях. Проявляют свое творчество, придумывая колыбельные для куклы, припевку для танца и простой аккомпанемент на детских музыкальных инструментах для народных песен и мелодий. А еще музыка народа – это лекарство, которое слушают (Музыкотерапия).

             Почему народная музыка, песня так понятны, близки нашим детям?

Русские народные песни - игры таят в себе огромные неиспользованные возможности в свете именно современных задач воспитания.                               Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории.        Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми. Голосом брались наиболее яркие и удобные интервалы – кварта и квинта, которые заполнялись одним, двумя и тремя звуками. Таковы песни «Петушок», «Солнышко», «Идет коза рогатая» и другие, которые построены на интервале кварта с одним промежуточным звуком, а песни «Как у нашей Дуни», «Котя, котенька-коток» - на интервалах кварта и квинта с двумя промежуточными звуками.                                                           Объем звуков многих простых народных песенок соответствует небольшому диапазону детского голоса; например, песня «Петушок» построена на четырех звуках, песня «Как у нашей Дуни» -  на пяти звуках, «Поедем сыночек, в деревню» - на шести звуках, а колыбельная Котя, котенька-коток» - на семи звуках.

                Специальные детские песни, прибаутки, построенные на одном, двух звуках, не являются собственно песнями. Это скорее звуковые упражнения в ритме, дикции.

               Для  классической музыки характерным является вводный тон, полутон  по 7-й ступени гаммы, который как бы сползает в основной звук гаммы – тонику.

               В русских народных песнях такой вводный тон часто отсутствует, что придает песням особую мягкость, певучесть.

               Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычный – двухдольный и трехдольный. Музыкальные фразы по большей части оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом. Запев поют одни дети, припев – другие. Таким образом, при пении не утомляются слабые голосовые связки детей.

                Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным художественным материалом в работе с детьми.

                Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становиться не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу, быту.

                 Ребенок воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет классическую музыку М. Глинки, П. Чайковского.

                 Ни один вид искусства не действует на нас так, как музыка. Способность воспринимать музыку и реагировать на неё – врожденное свойство человека. А народная музыка может стимулировать и вызывать ответную реакцию у людей, испытывающих трудности в общении, особенно для тех, у кого вербальное общение не является адекватным средством самовыражения.

                Таких детей не мало среди тех, с кем я работаю в детском саду, и меня всегда волновал вопрос, как помочь детям музыкальными средствами?

                Соприкосновение с душой ребенка может быть не только тактильным, вербальным, но и музыкальным. Музыкальная терапия даёт большой простор для проявления творческих возможностей обеих сторон.

                Именно звук вызывает у нас сильные эмоции. Опыт подсказывает, что в процессе занятий, насыщенных эмоционально привлекательными творческими контактами, у замкнутых детей улучшается коммуникабельность, формируются навыки общения. Робкие, боязливые, тормозимые дети приобретают уверенность в себе, повышается их самооценка.

                  Большое значение в работе я придаю тембру звука. Именно он играет особую роль в воздействии на восприятие. Опыт работы показывает, что каждый инструмент, имеющий свой тембр, несет и своё коррекционное воздействие.

                   В нашем дошкольном учреждении есть большой выбор музыкальных инструментов, что позволяет мне более целенаправленно использовать их в коррекционной работе и на занятиях.

                    У фортепиано особая роль в чисто музыкальном смысле. Это инструмент, в котором одновременно сочетается масса звуковых возможностей, предлагаемых ребенку: большой регистровый диапазон, возможность легко и просто достигнуть одновременного звучания нескольких звуков, возможность сопоставить консонансное (мягкое, приятное) и диссонансное (резкое) звучание.

                     Но, пожалуй, самый тёплый, самый понятный из инструментов – это наш голос. Он естественен, доступен, им владеет каждый. Это великий дар, дающий нам возможность общения с другими. Пение очень важно в общении с детьми с особенностями развития. Некоторыми  дошкольниками пение воспринимается как игра со звуком. Внимание к ритму, интонациям даёт возможность как бы удалиться от значения слов. В то же время народная музыка точнее передает все нюансы того, что человек чувствует, и того, что он хотел сказать. Она облегчает общение, поскольку не нужно заниматься мучительным для многих поиском слов. В работе с дошкольниками имеющими проблемы в развитии коммуникативной сферы, мной использовна вокалотерапия. 

                       На музыкальных занятиях я часто использую такие песни, которые способствуют возникновению комфортно-эмоционального пространства, располагающего к контакту. Такие песни побуждают ребенка к конкретным действиям совместно с педагогом.                                        Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, было замечено, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у детей затруднения. Дети начинают стесняться, большинство из них копирует педагога и друг друга.                                        В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на углубленное развитие творческих способностей детей.                В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы.                                                                        При разработке перспективного плана и поборе репертуара необходимо также учитывать синтетическую природу музыкального творчества. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности - пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, поэтому необходимо включать творческие задания в каждый из них.

В начале занятия  использую песенку-приветствие: «Здравствуйте, дети!» или же её варианты: «Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки!» Такие песенки, повторяющиеся из занятия в занятие, становятся привычными, концентрируют внимание на участниках контакта, являются своего рода пусковым механизмом, настраивая ребенка на отдельную деятельность.

                       Аналогичная задача и в песенке – прощании. Она позволяет плавно закончить занятие, иногда гасит возбуждение, успокаивает детей, иногда является просто гармоничным завершением длительного взаимодействия  детей и меня - музыкального руководителя, как точка в конце определенного построения: «До свиданья, дети!» или «До свиданья, мальчики! До свиданья девочки!»      

                        Песни присоединения побуждают к совместным действиям. Несомненно, они дают детям колоссальный опыт чувств и действий. И здесь очень важна моя экспрессия, которая облегчает детям подражание, эмоционально заряжает их, усиливает их ощущения.

                        Часто в работе с дошкольниками я использую русские народные песни, которые дети привыкли слушать с младенчества. Простые мелодии, состоящие из двух - четырех звуков, повторение коротких мотивов, повторение простых ритмических построений, мелодических интонаций, возвращение к одному и тому же тону – все это облегчает восприятие музыки, детям легче присоединиться к действиям взрослого, потому что эти интонации лучше запоминаются.  И надо сказать, что эти черты, характерные для народных песен, присущи и большинству контактных песен.

                          Характерные черты народных песен мной учитывается и при создании песен – экспромтов, импровизаций, возникающих в процессе занятий. Такое экспромтное пение основывается на пропевании своего имени, на какой либо интонации знакомой песни.

        Так же в занятиях с детьми включаю пение под фонограмму. Такое исполнение является коррекционной поддержкой, дающей возможность ребенку почувствовать уверенность во время пения, наполняет детей положительными эмоциями от коллективной деятельности.

                            Музыкальные движения всегда приносят детям большую радость, они выполняют  их под народную музыку с желанием и настроением, благодаря языку естественных движений, построенных на моей образной импровизации  и детей.

                           Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить возможность  каждому ребенку пережить радость творчества  мною разработан перспективно – тематический план по развитию театрализованной деятельности дошкольников на основе регионального компонента для старшего возраста. Перспективное планирование содержит различные виды творческой деятельности: игровое творчество, песенное творчество, танцевальное творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах.

                     Перспективно – тематический план состоит из двух разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет).

                     В этом плане выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

                     Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

                      В перспективном плане также предусмотрено знакомство детей с казачьими пословицами и загадками, театрализованными играми и сценками из народного театра, былинами и песнями, сказками и легендами, и, конечно же казачьим говором.

                         Игры-драматизации, сказочные и инсценированные представления, театрализованные игры, основанные на творчестве и импровизации детей, делают процесс художественно-эстетического воспитания не только познавательным, но и более интересным, эмоциональным, что дает мне возможность формировать нравственный мир детей, развивать их художественно-эстетический вкус, творческие и музыкальные способности.    

                Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Озвучивая стихи, придумывая аккомпанемент к знакомым песням, импровизируя в танце с предметами, играя в оркестре, развиваются самые разные способности детей.

                     Очень важной ступенью в развитии у детей творческих способностей посредством народной музыки, является самостоятельная музыкальная деятельность. Этот вид деятельности успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания в детском саду и семье. В её организации  придерживаюсь следующих положений:

  1. самостоятельная деятельность ребенка обусловлена окружающей жизнью; мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, развлечений, праздников;
  2. обучение как средство музыкального воспитания и развития   нацелено на развитие музыкальности ребенка, с учетом его возрастных и индивидуальных способностей;
  3. содержание обучения соответствует целям музыкального воспитания, обеспечивает перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи.

          Одним из условий, которое обеспечивает самостоятельные музыкальные проявления детей, является представление детям необходимых пособий, музыкальных игрушек, инструментов, оборудования, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

        Одной из интересных форм работы, на мой взгляд, является выполнение детьми творческих заданий после прослушивания и анализа музыки. Дети передают настроение музыки в творческом движении и игре на детских музыкальных инструментах. Договорившись между собой, дети «озвучивают» сказку или придуманные ими истории к собственным рисункам на сказочную тему. Ребята самостоятельно выбирают музыкальные инструменты, разбиваются на небольшие группы, каждая из которых «озвучивает» рассказ о событиях, произошедших с героями в начале, середине, конце сказки.

        Роль дирижёра беру на себя я – музыкальный руководитель. Дети по взмаху дирижёрской палочки обыгрывают сочиненный ими рассказ на инструментах, тембр которых выразительно передает сюжет сказки, поступки героев и их настроение.

        Сегодня я могу говорить о том, что  фольклор в музыкально-творческом воспитании, развитие природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. И я сделаю все, чтобы открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку, в чем мне будет помогать народная музыка, как источник, которым питается вся музыкальная классика мира.

Музыкальный руководитель

МДОУ ЦРР ДС №7 «Солнышко»                        Е.П.Свинарева

                

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности

Каждый педагог в конце учебного года предоставляет отчет о проделанной работе. Но наиболее эффективной формой подведения итогов, на мой взгляд, является самоанализ, позволяющий не только раскры...

Самоанализ деятельности педагога

СамообразованиеСоздание условий для воспитательно-образовательного процессаПланированиеРезультаты работы...

Самоанализ деятельности воспитателя за 2012-2013гг.

Лесникова Наталья Сергеевна Стаж работы – 7 летСогласно аттестации 2012 года была присвоена первая квалификационная категория по должности «воспитатель». 1.  Дошкольные ...

Самоанализ деятельности музыкального руководителя.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности за 2010-2013г....

САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Знакомство детей с историей и культурой русского народа...

Самоанализ деятельности педагогического работника

Самоанализ деятельности педагогического работника На различном музыкальном материале можно развивать слух ребёнка, умение слушать и слышать музыку. Педагог направляет деятельность детей так, чтобы она...