Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС
статья на тему

Иванова Ирина Владимировна

В данной статье описывается построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении на основании Федерального Государственного Образовательного Стандарта.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostranstvennaya_sreda.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования

Автор: Иванова Ирина Владимировна
воспитатель средней группы ОДОД ГБОУ № 27 Василеостровского района  
города Санкт-Петербурга

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п.3.3  ФГОС дошкольного образования)

Комментарии к ФГОС ДО
раздел III п.3.1

*Развивающая предметно-пространственная среда-специфическое для каждой Программы образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации(группы)                        

*Образовательная среда - комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОО(развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и др.условия

  • Возвращаясь к требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, нужно отметить, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
  • Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (ФГОС, раздел III п. 3.2.)
  • Реализацию различных образовательных программ;
  • При организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • Учет возрастных особенностей детей (ФГОС, раздел III п. 3.3.).

Из раздела III пункта 3.4. - развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной,
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Вариативной
  • Доступной
  • Безопасной

Содержательно-насыщенная среда

  • Насыщенность - соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы
  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
  • Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • Возможность самовыражения детей.
  • Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность

  • Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. 
  • Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность

  • Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; 
  • Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность

  • Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность

Предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

При разработки образовательной программы ДО требования к развивающей предметно-пространственной среде должны быть прописаны в первой части Программы. Такие же требования предъявляются и ко второй части программы.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.) материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплаты услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ФГОС, раздел III, п. 3.6.3).

 Для создания развивающей предметно-пространственной среды Организацией осуществляется финансирование в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (из п. 3.6.3. ФГОС).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....