Тренинг для родителей "Знаете ли Вы своего ребенка?"
методическая разработка по теме
Мини-лекция. Теоретический материал для психолога «Темперамент».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeley._znaete_li_vy_svoego_rebyonka.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 11 «МАШЕНЬКА»
Тренинг
для родителей
Знаете ли Вы своего ребенка?
(типы темпераментов)
Педагог-психолог Воробей А.Г.
г.Сургут 2011
Цель:
- создание в группе сплоченности, дружеской атмосферы, доверия, эмоциональной свободы;
- формировать более адекватное представление о воспитании детей с проблемами;
- научиться понимать ребенка как личность и находить способы его развития;
- развивать умение анализировать поведение и поступки детей, личностные особенности и учитывать их при общении;
- показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей, совместными усилиями помочь ребенку
- осознать свое психологическое состояние;
- научиться овладевать навыками высказавания и принятия обратных связей.
Вступление
Мини-лекция. Теоретический материал для психолога «Темперамент».
Темперамент
Особенности темперамента человека - важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.
Слово «темперамент» произошло от латинского temperament, что означает «надлежащее соотношение частей». Темперамент - это «закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности» (Психологический словарь, 1997, с. 375).
Учение о темпераменте было создано в V в. до н. э. древнегреческим врачом Гиппократом, который считал, что в теле человека имеется 4 сорта жидкостей: «sanguis» (в переводе с латинског- кровь), «phlegma» (лимфа), «chole» (желчь) и «melaina choles (черная желчь). В дальнейшем выделилось два направления в развитии взглядов на природу темперамента. Представителями первого были Аристотель, А. Галлер, С. Фулье, В.Вундт, Э. Титченер и другие. Они считали, что в основе темперамента лежат физиологические факторы. Например, Аристотель верил в то, что природа нашей эмоциональности имеет тесную связь с составом, скоростью свертывания и плотностью крови: спокойный человек отличается жидкой и холодной кровью — «хладнокровный», а темпераментный человек- густой и горячей. Представители второго направления полагали, что в основе темперамента лежит организация душевной жизни. Такого мнения придерживался немецкий философ И. Кант. Он выделял две группы темпераментов: темпераменты чувств (сангвиник и меланхолик) и темпераменты деятельности (холерик и флегматик). По мнению Канта, все 4 типа темперамента встречаются только в чистом виде, промежуточных типов не существует.
Первая попытка дать научное объяснение темпераменту была сделана И. П. Павловым, который выделил три свойства нервной системы и соотнес их с типами темперамента Гиппократа. По Павлову, сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы, флегматик - сильным, уравновешенным, инертным, холерик- сильным, неуравновешенным, меланхолик - слабым.
Новую веху в изучении типологии темпераментов внесли московские ученые Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и их сотрудники в 50-е годы XX столетия. Они исследовали врожденные свойства нервной системы.
В. С. Мерлин обобщил результаты их экспериментов и составил подробные портреты всех четырех типов темперамента.
Александр Томас и Стелла Чесс, профессора Медицинского центра Нью-Йоркского университета в своих исследованиях, проведенных в 50-е годы XX столетия на большой выборке, выявили, что первые проявления темперамента отчетливо наблюдаются уже в младенческом возрасте и проявляются в последующих возрастных периодах.
А В. Либин (2000), обобщая исследования многих авторов, отмечает 6 главных Различий в поведении новорожденных детей: диапазон реакции на различные стимулы, степень общей активности, возбужденность, беспокойство во время сна, привыкание ко всему новому, стремление вырваться из рук. Эти поведенческие признаки обусловлены темпераментом.
Зная некоторые особенности темперамента ребенка, родители уже с первых дней воспитания малыша могли бы избежать многих ошибок. Каждый из 4 типов темперамента требует к себе определенного подхода. И об этом непременно надо говорить с родителями.
Немецкий психолог Г. Айзенк определяет темперамент по двум основным критериям: экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность и следующим образом характеризует сангвиника, холерика, флегматики меланхолика.
По словам М Ш. Курчинки, дети-экстраверты проявляют себя как общительные, требующие похвалы и одобрения. Они любят бывать среди людей, немедленно рассказывать о том, что думают и переживают Они много говорят и легко вступают в контакт с другими детьми. Интроверты умеют думать и наблюдать, могут относительно долго находиться в одиночестве, любят все делать самостоятельно и редко говорят о своих переживаниях. После длительного общения с другими детьми или незнакомыми взрослыми ребенок-интроверт, скорее всего, утомлен, а ребенок-экстраверт, вероятно, напротив - активен.
М.Ш. Курчинка советует родителям детей-интровертов обеспечить их чаду возможность иногда побыть в тишине, с головой окунуться в какие-либо свои дела (игры ил и другие занятия), не требовать от ребенка, чтобы он немедленно отвечал на просьбы и вопросы взрослых. Желательно так организовать рабочее пространство (игровой уголок), место для сна, место за обеденным столом и т. д., чтобы ребенку было просторно. Эти рекомендации относятся к детям-флегматикам и меланхоликам.
Родителям детей-экстравертов рекомендуется, как можно чаще хвалить своих малышей и научить других родственников делать то же самое, обсуждать с малышами различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они чаще находились в обществе детей и взрослых. Требуется много терпения, чтобы научиться выслушивать их, а не отвечать тут же, не перебивать сына или дочь. То, что говорит экстраверт, - это не пустая болтовня, а мысли вслух. Это касается холериков и сангвиников.
Родителям эмоционально нестабильных детей (холериков) М. Ш. Курчинка дает следующие рекомендации: при нарастании эмоционального напряжения ребенка можно применять отвлекающие приемы. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями их детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.
Ребенка надо переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Для того чтобы избежать многочисленных конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка, родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием под названием «тайм-аут» (т. с. небольшая передышка). Смысл приема состоит в следующем. Ребенка уводят в спокойное место, где ему можно сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или даже пошептаться с ним или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя. Родителям эмоционально нестабильных детей следует учиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуется остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вдох, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.
Родителям меланхоликов следует позаботиться о том, чтобы у ребенка не был эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Ребенок должен знать, что он имеет полное право погрустить и поплакать, - это нормально. В такие минуты можно предложить ему погулять или почитать ему интересную книжку, или дать возможность побыть одному. Родителям также следует наблюдать за проявлением собственных эмоций, переживаний, чтобы плохое настроение взрослых не передалось малышу. Н. Л. Кряжева (1997) дает такие рекомендации родителям по воспитанию детей различных типов темперамента. Ребенку-меланхолику лучше иметь в семье очень близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться своими проблемами. При общении с ребенком лучше предлагать ему такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки.
Дети-меланхолики любят животных, которых можно приласкать и погладить. Грубое обращение с маленькими меланхоликами неприемлемо. С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиник быстро переключается с одного занятия на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должны быть разноплановые нескучные игры.
Дети-холерики также любят подвижные игры Им рекомендуют заниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. По мнению Н. Л. Кряжевой, таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних, ребенку необходимо помочь научиться держать себя в руках.
Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием. Родители также могут развивать фантазию ребенка.
Мини-лекция для родителей
Тренер дает определение термина «темперамент», кратко знакомит участников с основными теориями темперамента (Аристотель, И. Кант, И. П. Павлов, Г. Айзенк), обращая внимание слушателей на особенности проявления темперамента в раннем возрасте. По окончании целесообразно обсудить с участниками, как можно учитывать темперамент ребенка в планировании педагогического процесса, воспитании ребенка родителями и при организации развивающей среды.
Рекомендации тренеру:
Как правило, тема «Темперамент» хорошо знакома психологам, и в этом случае тренер может заменить мини-лекцию совместной беседой с коллегами: они могут сами рассказать об известных им теориях темперамента.
Если же в группе работают педагоги и родители, тренеру стоит уделить этой теме больше внимания и определить типы темперамента самих участников, используя тест В. И, Жуковской (см. приложение 1 ]). Тест Жуковской.
Ход тренинга:
Ваши ожидания: Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
- Что я хочу получить на этом тренинге?
- Чем может помочь мне группа?
- Что я могу дать группе?
- Что мне нужно, чтобы почувствовать себя комфортно?
Прикрепить бейджики: для наиболее эффективного общения в группе у себя на груди при помощи булавок прикрепите пожалуйста ваши имена
Назовите ваше имя и ваши ожидания от сегодняшнего дня ( в теч.5 минут проходит обсуждение)
Правила группового общения
- Доверительный стиль общения.
- Общение по принципу «здесь» и «теперь».
- Говорим о том, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит в группе.
- Говорить за себя, от своего имени.
- Искренность в общении.
- Недопустимость непосредственных оценок человека.
Приветствие:
Цель проведения ритуала «Приветствие» состоит в том, чтобы настроить группу на рабочий лад, с первых минут занятия сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы.
«Пожелания». Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересно: го» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
«Танцевальный». Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т. д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплимент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада Вас видеты», «Какой замечательный сегодня день!» и др.
Упражнение: «Лишний стул»
Участники сидят по кругу на стульях.
Инструкция: Сейчас вы будете меняться местами, все, кто обладает общими признаками.
Правила: Нельзя садиться на соседний стул.
Игра-упражнение «Уронили мишку на пол»
(Деление группы на подгруппы)
Цель:
Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.
Содержание:
До начала упражнения участники вспоминают различные четверостишия детских писателей. Затем тренер раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения. По сигналу тренера все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух заученный отрывок. Задача участников — объединиться в подгруппы, после чего тренер дает команду открыть глаза и произнести хором четверостишие
Обсуждение в кругу
Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить по кругу. Тренер может предложить участникам в свободной форме ответить на следующие вопросы:
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Легко ли было отыскать участников своей команды?
- Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения?
- Какие личностные качества помогали и мешали зам выполнить задание успешно? - Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды?
- Какие у вас были ощущения, чувства;
- Кто проявлял инициативу, а кто ждал, когда к нему подойдут. Что это для вас значит?
Рекомендации тренеру
Для того чтобы игра в ее первом варианте проходила более динамично, участникам умышленно не говорится, в какие подгруппы они должны объединиться. Об этом они догадаются сами, когда закроют глаза и начнут выполнять упражнение. Если кто-то отказывается участвовать в данной игре, ему Предлагается роль наблюдателя. В процессе обсуждения наблюдатель высказывается последним.
В этом упражнении глаза намеренно не завязываются повязкой, чтобы члены группы чувствовали себя более безопасно. При желании у каждого есть возможность приоткрыть глаза и проконтролировать ситуацию. Как правило, на вопрос: «Подглядывали ли вы при выполнении задания?» — отвечают утвердительно примерно 10% участников сплоченной группы и до 40% участников малознакомой группы.
Данное упражнение имеет больший эффект, если проводится после того, как члены группы не только познакомятся друг с другом, но и привыкнут к звучанию голоса каждого участника.
Оснащение
Карточки с четверостишиями (на каждого участника) — в 1-м варианте игры; карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника) — во 2-м.
Упражнение «Письмо от имени ребенка»
Участники тренинга делятся на четыре команды согласно по вышеуказанным стихам А.Барто.
Каждая подгруппа родителей получает на листках критерии выявления данной каждой группе категории и дается время на обсуждение
Обсуждение в кругу, . Утверждение зачитанных категорий.
Затем родители пишут письмо-обращение к мамам и папам от имени ребенка. одной из категорий детей (Холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики).
По окончании работы в группе зачитываются все четыре письма и проходит их общее обсуждение. (защита проекта письма).
Упражнение «Подарок соседу».
Все участники садятся по кругу.
Инструкция:»Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева ( по часовой стрелке ). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».
Когда все получат подарки, (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи приема информации в процессе общения.
При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.
Кроме результатов, работающих на содержательный план, улучшается настроение участников.
Упражнение «Комплимент через посредника».
Сидя в круге один просит другого передать третьему какую-либо приветственную фразу. Второй уч. передает третьему эту фразу, третий просит второго передать первому несколько слов благодарности, а сама тем временем просит четвертого передать пятому свое приветствие, посланную третьим уч., тот посылает обратно благодарность и т.д. Слова-приветствия: одна две фразы- «доброе утро! Вы прекрасно выглядите», обратное послание-«спасибо! Ваши слова очень любезны». В воздухе всегда должно быть два послания.
Обратная связь: (на бланках)
- Что мешает тебе быть включенным в занятие?
- Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время кот орых удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться?
- Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Упражнение «игры для детей различных типов темперамента»
Цель: Обобщить опыт участников тренинга, потренироваться в составлении четких правил игры и инструкций, понятных детям раннего возраста.
Рекомендации: В зависимости от количества участников формируется несколько групп по 4—8 человек, каждой из которых выдается карточка с указанием одного из типов темперамента. Все команды выбирают и проводят одну (по желанию — две, три) игру для детей данного темперамента.
Желательно, чтобы названия игр и их описание были зафиксированы каждой подгруппой на больших листах бумаги. Результатами совместной работы в этом случае могут воспользоваться все присутствующие. Особенно полезно это упражнение для психологов и педагогов, только начинающих работать с детьми раннего возраста. Они получают замечательную возможность потренироваться в умении четко формулировать правила игры и инструкции для малышей.
Оснащение: Листы ватмана; фломастеры.
Упражнение «игры для детей с различными типами темперамента»
Цель: Обобщение опыта по подбору игр для детей с холерическим, меланхолическим, флегматическим, и сангвиническим типами темперамента.
Содержание: Упражнение проводится в четырех подгруппах. Тренер развешивает плакаты с названиями темпераментов. Каждая подгруппа получает карточку с названием одного из типов и записывает на соответствующем плакате игры (названия), рекомендуемые, на их взгляд, детям с этим типом темперамента. После этого каждая подгруппа зачитывает свой список и объясняет, почему они выделили ту или иную игру. Проходит обсуждение в свободной форме. В результате обсуждения может быть составлена сводная таблица (см. приложение 23 «Игры для детей с различными типами темперамента»).
Рекомендации: Составленную группой таблицу, если позволяют условия,
можно размножить и выдать каждому участнику тренинга. Как показал опыт, в подобной информации, которая является результатом деятельности большого количества специалистов, нуждаются как начинающие педагоги и психологи, так и опытные коллеги.
Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента
Тип темперамента | Название игр |
Меланхолики | Игра с лентами под медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры; игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками; «Мой хороший попугай» |
Сангвиники | Рвать бумагу и играть с ней; хороводы; игры с водой; песком; игры с подушками; «Лягушки» |
Холерики | Игры с кеглями; "Непослушные шарики»; «Коршун»; «Кенгуру», «Покажи нос» |
Флегматики | «Помоги Тане»; игры- эксперименты; Puzzle |
Определение типа темперамента ребенка
Уважаемые родители! Проследите, пожалуйста, как ведет себя ребенок в следующих ситуациях. Для этого каждый раз, наблюдая за реакцией ребенка, ставьте пометку в соответствующей графе. Остальную часть инструкции Вы получите у психолога.
1. Как ведет себя ребенок, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?
а) включается легко, без ярких эмоций
б) включается очень активно, эмоционально
в) включается неторопливо
г) включается робко, осторожно
2. Как реагирует ребенок на замечания взрослого?
а) говорит, что больше не будет, но позже делает то же самое
б) не слушает и поступает по-своему, проявляет бурную реакцию
в) молчит, принимает к сведению, обдумывает
г) обижается, молчит, долго переживает
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
4. Как ребенок ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача,, заведующего детским садом, в аэропорту)?
а) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность,
б) возбужден, иногда излишне беспокоен
в) внимательно, обстоятельно рассматривает всех вокруг
г) слушается взрослых, ведет себя застенчиво.
Если ребенок чаще всего проявляет реакции по типу «А», можно считать, что у него преобладают сангвинические черты темперамента, по типу «Б» — холерические черты. По типу «В» — флегматические, по типу «Г» — меланхолические черт
Карточки для упражнения
Вариант 1
УРОНИЛИ МИШКУ НА ПОЛ,
ОТОРВАЛИ МИШКЕЛАПУ.
ВСЕ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ,
ПОТОМУ ЧТО ОН ХОРОШИЙ
ИДЕТ БЫЧОК КАЧАЕТСЯ,
ВЗДЫХАЕТ НА ХОДУ:
«ОЙ, ДОСКА КОНЧАЕТСЯ,
СЕЙЧАС Я УПАДУ".
ЗАЙКУ БРОСИЛА ХОЗЯЙКА.
ПОД ДОЖДЕМ ОСТАЛСЯ ЗАЙКА.
СО СКАМЕЙКИ СЛЕЗТЬ НЕ МОГ
ВЕСЬ ДО НИТОЧКИ ПРОМОК.
х…………………………………
НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ,
УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК.
ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ.
НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ.
X
Открытое письмо родителям от ребенка холерика.
Милые мои родители!
- Я очень люблю подвижные игры, особенно прыжки на батуте; отдайте меня во все секции мира: плаванье, ритмические танцы, футбол, хоккей, борьба.
- Я не люблю, когда меня стыдят в присутствии других.
- Помогите мне держать себя в руках: переключите внимание на другое занятие, заинтересуйте или просто успокойте
- В конце концов, устройте «тайм-аут» т.е. небольшую передышку: в спокойном месте, где мне можно сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или пошептаться со мной или просто помолчать,
пока не наступит ощущение покоя. - А вы, мои дорогие, должны научиться контролировать свои эмоции.
- Прежде чем что-то сказать в порыве страсти или в порыве гнева, настоятельно рекомендую вам остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вдохов, или просто задуматься над тем, помогут ли мне окрики инотации.
Открытое письмо родителям от ребенка меланхолика.
Папулечка и мамулечка!
- Позаботьтесь о том, чтобы у меня не было эмоциональных перегрузок.
- Не давайте долго мне смотреть телевизор.
- Вы должны знать, что я имею полное право погрустить, поплакать — это нормально.
- В это время вы можете предложить мне погулять или почитать интересную книгу или просто дать побыть одному.
- Я очень люблю животных, которых можно приласкать и погладить.
- Ненавижу грубое обращение со мной.
- Помните, что ваше плохое самочувствие передается и мне.
Открытое письмо родителям от ребенка сангвиника.
Я ХОЧУ!
- Играть в веселые подвижные игры
- Смотреть вместе с вами мультики и фантазировать.
- Я быстро переключаюсь с одного занятия на другое, поэтому в вашем арсенале всегда должны быть нескучные игры.
- Я нуждаюсь в обществе взрослых и детей, поэтому берите меня всегда с собой.
- Не перебивайте меня и не отвечайте сразу на мои вопросы, а выслушивайте терпеливо - это не пустая болтовня, а мысли вслух.
- Хвалите меня и научите своих родственников делать то же самое.
Открытое письмо родителям от ребенка флегматика.
Дорогие мамочка и папочка!
- Обеспечьте мне возможность иногда побыть в тишине, с головой окунуться в какие-либо свои дела, игры или другие занятия.
- Не требуйте от меня, чтобы я НЕМЕДЛЕННО отвечал на вопросы и просьбы взрослых, мне необходимо основательно все обдумать.
- Организуйте мое рабочее место, место для сна, место за обеденным столом так, чтобы мне было просторно.
- Я люблю следующие виды деятельности: лепку, рисование, конструирование.
- Пофантазируйте со мной, я очень люблю сочинять сказки об отважных героях.
Мы хотим!
- Чтобы нам ………………..
- Знать, ……………………
- Делать то, ……………………………..
- Знать, почему вы считаете ………………………………
- Чтобы вы нас научили …………………………………..
- Почему нельзя ………………………………………….
- Но больше всего мы хотим, чтобы вы ……………………………………
Открытое письмо аутичных детей всем взрослым
Мамулечка и папулечка!
Я такой, какой я есть…………………..
Я воспринимаю мир не так как вы……….
Мне хорошо одному……...
Не заставляйте ………………..
Давайте вместе……………………. с Васей соберем дома коллекцию чего-нибудь интересного: открыток, бумажек, полочек ….
Я делаю то, в чем вижу логический смысл и очень прошу вас:
Объясните мне смысл того, что ………..
Письмо тревожного ребенка
Дорогие мамочки и папочки!
Я не люблю состязаний и скорость и поэтому………………………..
Не сравнивайте меня…………………….
Вы должны знать
Чаще используйте…., хвалите ,
Обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируете образцы уверенного поведения,
Будьте во всем мне примером
Не предъявляйте……….
Будьте последовательны в………
Старайтесь делать
Используйте ……………………………
Не унижайте ……………….
Определение типа темперамента ребенка
Уважаемые родители! Проследите, пожалуйста, как ведет себя ребенок в следующих ситуациях. Для этого каждый раз, наблюдая за реакцией ребенка, ставьте пометку в соответствующей графе. Остальную часть инструкции Вы получите у психолога.
1.Как ведет себя ребенок, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?
а) включается легко, без затруднений | б) включается очень активно, эмоционально | в)включается неторопливо | г) включается робко, осторожно |
2. Как реагирует ребенок на замечания взрослого?
а) говорит, что больше не будет, но позже далает тоже самое
в) молчит, принимает к сведению, обдумывает поступает по-своему, проявляет бурную реакцию
З. Как реагирует ребенок с другими детьми в значимых для него ситуация»?
а) быстро, прислушиваясь к высказываниям других | б) стремительно, страстно, никого не слушая | в)спокойно и уверенно | г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других |
4. Как ребенок ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, заведующего детским садом, в аэропорту)?
а) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность | б) возбужден, иногда излишне беспокоен | в) внимательно, обстоятельно осматривает все вокруг | г) слушается взрослых, ведет себя застенчиво |
Если ребенок чаще всего проявляет, реакции по типу «А», можно считать, что у него преобладают сангвинические черты темперамента, по типу «Б» — холерические черты. По типу «В» — флегматические, по типу «Г» — меланхолические черты.
Открытое письмо родителям от гиперактивного ребенка
Мамулечка и папулечка!
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили; не загружайте;Не вздумайте давать нам…; Говорите конкретно…; Не требуйте от нас, чтобы…; А вообще – запомните…; и т.д……………
Открытое письмо агрессивных детей родителям
Мамулечка и папулечка!
Мы хотим….; Чтобы нам …;Знать…;, Делать то…; Знать, почему вы считаете …;Чтобы вы нас научили …; Почему нельзя …;Но больше всего мы хотим, чтобы вы ….
Открытое письмо аутичных детей всем взрослым
Мамулечка и папулечка!
Я такой, какой я есть…; Я воспринимаю мир не так как вы…; Мне хорошо одному…; Не заставляйте…;Давайте вместе соберем….; Я делаю то, в чем вижу логический смысл и очень прошу вас: объясните мне смысл того, что ………..
Письмо тревожного ребенка
Дорогие м..м…м..амочки и п..п..папочки!
Я не люблю состязаний, скорость и поэтому…;Не сравнивайте меня…; Вы должны знать…; Чаще используйте…., хвалите… , обращайтесь …; Демонстрируете образцы уверенного поведения..; Будьте во всем мне примером….; Не предъявляйте…;Будьте последовательны в…; Старайтесь делать…; Используйте …;Не унижайте …
Открыто письмо гиперактивных детей к взрослым
Дорогие родители и воспитатели!
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:
- не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
- Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
- Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
- А вообще – запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Познакомьте своих детей со своим городом. Прогулка по городу.
Познакомьте своих детей со своих городом. Прогулка по городу.Детство – пора самых больших открытий для каждого ребенка.Задача родителей – направить своего ребенка на открытие окружающего мира, наполни...
конспект НОД "О городе своем веду я свой рассказ..."
В данной НОД дети знакомятся с достопримечательностями родного города Арзамас, закрепляют знание домашнего адреса....
Родина — у каждого она своя. Своя шахта, свой дом, свои соседи. Свои родные места. И только все это сливаясь вместе становится нашей Россией.
1 слайдРодина — у каждого она свояСвоя шахта, свой дом, свои соседи,Свои родные места.И только все это сливаясь вместеСтановится нашей Россией. 2 слайдНаш век – это время массовых переселений чел...
Как дети любят своих родителей. Как родители любят своих детей!
Ребенка можно сравнить с зеркалом.Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее.Если им ничего не дается, им нечего возвращать.Росс Кэмпбелл, психот...
КВН по Правилам дорожного движения "Как обеспечить безопасность свою и своих детей на улицах города"
КВН...
Рекомендации родителям по адаптации ребенка3-4 лет к детскому саду
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи.Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт к...