Проект " Матрёшка-народная игрушка"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Цель этого проекта познакомить детей с русским народным творчеством на примере матрёшки,воспитать интерес  к истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Автор работы: Щербакова Мария Сергеевна

Должность: воспитатель

Место работы: МАУДОУ «Детский сад 3»  г.Энгельс

Название работы: Проект «Матрешка – народная игрушка»

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: творческий, исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Предмет исследования: матрешка

Возраст детей: средняя возрастная группа (4-5 лет)

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  • познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла;
  • развивать сенсорные навыки;
  • показать связь мира природы с миром человека;
  • обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи;
  • поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
  • учить получать радость от узнавания нового;

Мероприятия по реализации проекта

  • Непосредственно образовательная деятельность: ФЭМП «Веселые матрешки»;
  • беседа на тему «Веселые матрешки»;
  • викторина «Матрешкины загадки»;
  • чтение, заучивание стихотворений  А. Гришин «Матрешки»; Л. Громова «Подарили Маше»

Художественно-творческая деятельность

  • Рассматривание альбомов и наглядно демонстративного материала;
  • рисование матрешек (карандаши + гуашь);
  • прослушивание русской народной песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
  • разучивание танца «Русские матрёшечки»;
  • праздник «В гости к нам пришла Матрешки» (Приложение 1)

Игровая деятельность

  • Использование матрешек для сюжетно-ролевой игры «Угостим матрешек чаем»;
  • дидактические игра «Разложи и собери матрешек вместе», «Собери картинку»;
  • изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано? », «Угадай на ощупь».

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей по теме проекта (Приложение 2)
  • Консультация для родителей «Матрешка — символ русского народного искусства»
  • Изготовление родителями совместно с детьми «Семейной матрешки»;
  • помощь детям в разучивании стихов.

Реализация проекта по этапам

Название этапа

Проводимые мероприятия

Участники

1. Подготови-тельный

- определение объектов изучения;

- подбор литературы, иллюстраций;

-приобретение материалов для изодеятельности

Воспитатель, родители

2. Исследова-тельский

 - ознакомление с историей матрешки;

- изучение художественных элементов;

- составление орнаментов;

Воспитатель, дети, родители

3. Заключитель-ный

-обобщение результатов работы;

- выставка работ «Семейная матрешка»

- презентация проекта — праздник «В гости к нам пришла Матрешка»

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

1. Беседа на тему «История матрешки»-знакомство с народной игрушкой, история возникновения и развития матрешечного дела, виды матрешек;

2. Рисование орнаментов «Солнышко облачко - знакомство с декоративными приемами рисования (гуашь; с использованием ватных палочек) — на примере росписи Полхов майданской матрешки».

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»-матрешка как символ семьи, материнства ;

4. Разучивание стихотворения И. Черницкой «Матрешки»

5. Дидактическая игра «Найди отличия»

6.Прослушивание русской народной песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой);

1. Тематическое занятие по предметному миру «Из чего же, из чего же?»

2. Дидактические игры: «Из чего сделано? », «Угадай на ощупь»;

3. Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

4. Изготовление шумовых матрешек «Раскрасим матрешку»

5. Разучивание стихотворения Е.А. Никоновой «Семенов-ские матрешки»

6. Рисование «Знакомьтесь -русская матрешка» (восковые карандаши +акварель);

1. Тематическое занятие по познанию (ФЭМП) «Веселые матрешки»;

2. Викторина «Матрешкины загадки»;

3.Дидактические игры «Разложи и собери матрешек вместе», «Собери картинку»;

4. Прослушивание и заучивание песни «Матрешка» (муз. Т.Бурцева, сл. В.Семернин)

5. Разучивание танца «Русские матрёшечки »

  • Рассматривание альбомов и наглядно-демонстративного материала
  • Выставка работ «Семейная матрешка»
  • Проведение итогового праздника по проекту «В гости к нам пришла матрешка»

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Система патриотического воспитания в ДОУ. - М., 2007.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.
  3. Комратова Н.Г., Грибова Н.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. - М., 2007.
  4. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М.: Феникс, 2003.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа. - М., 2009.
  6. Майорова К., Дубинская К. Русскре народное прикладное искусство. - М., 1990.
  7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М., 2004.
  8. Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М., 2003.
  9. Сыпченко Е.А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. - М., 2013.

Приложение 1

« В гости к нам пришли матрёшки»

Действующие лица: Взрослые - Ведущий, Матрёшка; Дети — девочки-Матрёшки, мальчики – в руссконародных костюмах

Атрибуты: косынки для всех матрёшек, платочки для всех девочек, игрушки — матрёшки — 2-4 шт, деревянные ложки на всех детей,.

Ход праздника

Под музыку входит в зал ведущий

ВЕД: Мы сегодня вас решили

К себе в гости пригласить,

А мальчишек и девчонок-

Всех в матрёшек нарядить.

Завязали им платочки,

Подрумянили всем щёчки,

Получилось просто диво-

И забавно и красиво.

Громче хлопайте в ладошки:

Вот они матрёшки-крошки.

Под песню "Вена-красна" Т.Морозовой в зал заходят Матрёшки-девочки и мальчики и танцуют в кругу.

Встают полукругом перед зрителями.

ВЕД: Вот матрёшки встали в ряд,

Что-то нам сказать хотят.

1 РЕБ : Ой, да мы матрешки, мы матрешки,

Хоть и неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

2.

РЕБ. Ой, да все мы, все мы круглолицы,

Очень знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

После танца встают полукругом перед зрителями.

3. РЕБ. Ой, да балалайка, балалайка,

Ну-ка, веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для матрешек постарайся

Дети садятся на стульчики.

Раздаётся песня "Русские матрёшечки" (в народном стиле), входит взрослая Матрёшка.

ВЕД: Вся румяная, очень ладная,

Щёчки красные, глазки ясные,

Бойко топают сапожки…

Здравствуй, милая Матрёшка!

Матрешка.

Я — нарядная Матрешка,

Всё скучала у окошка…

Но, куда это годится?

Я хочу повеселиться!

К вам пришла, ребята, я.

Знаю, вы мои друзья!

Мои подружки, выходите,

Матрёшечки мои, спляшите.

Выходят девочки - Матрёшки

1 Матрёшка:

Мы- весёлые матрешки,

На ногах у нас сапожки.

Завязали нам платочки,

Раскраснелись наши щечки.

2 Матрёшка:

Громче хлопайте в ладошки

Будут танцевать Матрешки.

Исполняется танец девочек "Русские матрёшечки"

Матрёшка:

Ну, матрешки — просто диво,

Танцевали вы красиво,

Сразу видно — мастерицы.

Надо всем у вас учиться!

А это что же за мальчишки,

Озорные шалунишки?

Нужно вместе сними встать

Пляску дружно нас сплясать

Исполняется танец "Кадриль"

Матрёшка:

Будем праздник продолжать,

Предлагаю поиграть.

Про игру мы не забудем,

Собирать матрёшек будем.

Игра "Кто быстрее соберёт матрёшку"

/Можно пирамидки/

Вызывают 2-х детей, им дают по одной разобранной матрёшке. С началом музыки дети начинают собирать матрёшки. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл.

Матрешка.

Ну-ка, ложки разбирайте,

Дружно пляску начинайте.

Будем мы на них играть,

Да гостей всех поздравлять.

Матрешкины частушки

1 ребенок

Толстая матрешка
Ходит с поварешкой.
Поварешку обронила –
Себе руку обварила!

2 ребенок

Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрешку.

3 ребенок

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась!

4 ребенок

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.

5 ребенок

Я девчонка ничего!
Не боюсь я ничего.
Если я и упаду,
Все равно не пропаду!

Матрешка: Ох, спасибо, ну и молодцы!

Ведущий: Гости дорогие, но праздник матрешки - это не только песни, хороводы, но и шутки, игры. Приглашаем вас принять участие в матрешкиных конкурсах.

Конкурс № 1 «Наряди матрешку»

Приглашаются по три ребенка и три мамы. Под веселую музыку мамы наряжают детей в сарафаны и косынки.

Матрешка: Вот какие красивые матрешки у нас получились! Просто загляденье! А теперь я предлагаю Вам свою игру.

 Конкурс № 2 «Узнай игрушку с завязанными глазами.»


Ребята делятся на две команды.  Матрешка завязывает участнику глаза платочком, достает из коробки игрушку и дает ее в руки участнику - узнай! В чьей команде больше игрушек узнают и назовут, та команда и победила.
Варианты игрушек: кубик, кукла, матрешка, машинка, мячик, Чебурашка, пирамидка, солдатик, машинка.

Матрешка: Ох, какие же вы все умные и сообразительные! Но я еще хочу с Вами поиграть! Давайте поотгадываем мои загадки!

Матрешкины загадки

Ростом разные подружки.

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшка)

Не летаю, не хожу,

А верчусь я и жужжу.

 Как устану,- перестану,

Упаду и полежу.

(Юла)

Руками трогать не дают,

Зато ногами ловко бьют.

Упадет — поскачет,

Ударишь — не плачет.

(Мяч)

Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной... 

(Машинки)

Мишки, кубики, машинки
И конструкторы большие,
И мячи, и безделушки -
Это всё мои... 

(Игрушки)

Матрешка: Спасибо Вам, мои дорогие, порадовали меня, развесили. Но пора мне к своим младшим подружкам возвращаться! А на прощание подарю я вам всем это лукошко со сладостями! До свидания!

Ведущий: До свидания, Матрешка! В заключении хочу сказать, что у каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка -  она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение. Мы надеемся, что на сегодняшнем празднике наши матрешки вам все это подарили. Мы заканчиваем праздник песней, конечно, про матрешку. Подпевайте.

Песня «Матрешки» (Т.Бурцева, В.Семернин)

1.На Руси играют ложки,

   На Руси поёт рожок,

   На Руси живут матрёшки –

   Погляди на них, дружок!

Припев: Трону кнопки у гармошки,

              Балалаечки струну –

              И плясать пойдут матрёшки,

              Торопя одна одну…

2.До чего ж они похожи,

   До чего же хороши –

   Залюбуется прохожий,

   Веселятся от души!

Припев:

3.Отбивают такт сапожки,

   А повесит ночь луну,

   И попрячутся матрёшки

   До утра одна в одну…

Припев.

Приложение 2

1.      Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?

2.      Есть ли у вас дома эта игрушка?

3.      Нравиться ли вам матрешка?

4.      За что вам нравится матрешка?

5.      Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"

Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"....

Проект по окружающему миру (младшая группа) на тему: Проект "Ребенок и игрушка" в младшей группе "Репка" № 2, ДО № 3, ГБОУ Школа № 1015

В материале представлена работа воспитателей с детьми по проекту "Ребенок и игрушка". Указаны этапы работы по всем видам деятельности детей., план работы на год по данному проекту...

Проект Матрёшка - народная игрушка

Кссюша воспитанница группы №11, задала нам такую загадку: « Кто я такая? У меня ни одной матери, но есть два отца?» . Дети не могли её отгадать и мы решили создать проект "Матрёшка- н...

Проект: «Моя любимая игрушка» Вид проекта: творчески -игровой. младший возрост

. Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Игра и игрушка - неотделимы друг от друга. Игр...

Проект "Матрёшка- народная игрушка"в первой младшей группе доу

Матрёшка как национальная игрушка и сувенир России. Русские матрёшки привлекают внимание своёй красотой и огромным разнообразием росписи. Матрёшка любима и популярна во всём мире. Она является носител...

Проект "Матрёшка-народная игрушка"

Описание проектной деятельности для средней/старшей группы по теме "Матрёшка-народная игрушка"...

Результат творческого проекта "Моя любимая игрушка: Народная игрушка Матрёшка"

В данной презентации вы можете ознакомиться с проектом и его результатом...