Мастер-класс по экспериментированию
опыты и эксперименты на тему

Левщанова Мария Евгеньевна

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_eksperementirovanie.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по экспериментированию

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. 

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник  мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов. 

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту необходимо подобрать соответствующую музыку. 

Ход мастер-класса

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие лягушонка»

В одном сказочном царстве разлилось таинственное молочное озеро…

Опыт № 1

Взрыв цвета в молоке

Налейте цельное молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевых красителей разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта:

Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

В этом озере росла кувшинка. С восходом солнца она распускалась.

Опыт № 2

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

В этой кувшинке жил маленький лягушонок. Он подрастал, становился любознательным. И захотелось ему посмотреть мир, узнать что же там за озером. Вышел он на берег, а берег тот был сказочно красивым.

 

Опыт № 3 Цветной песок

Изготовления цветного песка, перемешав  с цветным мелом. Натрите мел на терке и перемешайте его с сухим сыпучим песком.

Лягушонок гулял по разноцветному песку и любовался его красотой. Но вдруг пошел дождь…Лягушонок испугался и спрятался под кустом.

Опыт № 4

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце. Лягушонок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Опыт № 5

Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа лягушонка, а потом мышонка.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Шел, шел лягушонок и увидел перед собой мышонка, они познакомились, подружились и решили отправиться в плаванье. Для этого им нужно было построить корабль.  Мышонок предложил построить корабль из бумаги… Когда корабль был построен и запущен в воду, звери заметили неладное. Бумага намокла и корабль стал тонуть.

Опыт № 6

Рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нем невозможно путешествовать, так как постепенно бумага намокает в воде, рвется, становится непрочной , корабль тонет, он ненадежный.

Тогда друзья решили построить корабль из дерева. 

Затем проверяют, тонет или нет деревянный кораблик, степень его надежности.

Деревянный корабль не утонул.

Друзья сели в корабль, подняли парус, подул ветер и понес их в далекое путешествие…

Опыт № 7

Ветер по морю гуляет

Обнаружение воздуха. Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой.

Лягушонку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

  1. Почему же озеро перемешалось?
  2. Почему же распускаются кувшинки?
  3. Как образовался дождь изо льда?
  4. Какой же песок бывает?
  5. Почему остались следы на песке?
  6. Почему бумажный корабль утонул, а деревянный нет?
  7. Почему корабль поплыл?

Анкета для воспитателей

Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

  1. Какие условия созданы для организации детского экспериментирования в Вашей группе?
  2. Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования?
  1. Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок)?
  2. Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием (нужное подчеркните):

запреты со стороны взрослых; сниженность познавательных интересов детей; неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и т.д.); другие причины (что именно?).

5.        Как Вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркните):

проявляю заинтересованность, расспрашиваю; оказываю эмоциональную поддержку, одобряю; сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность; другие методы (какие именно?).

  1. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты: с водой, моющими средствами, мылом, со звуками, магнитами, запахами, зеркалами, стеклами, бумагой, тканью, вместе с другими людьми? (Нужное подчеркните.)
  2. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделали Ваши дети?

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по теме «Экспериментирование в детском саду»

Конспект мастер-класса по теме "Эксперементирование  в детском саду"...

Мастер - класс для педагогов "Экспериментирование в детском саду"

Мастер - класс для педагогов по повышению уровня мастерства в экспериментальной деятельности, в процессе активного педагогического общения....

Мастер-класс с родителями «Экспериментирование через сказку «Путешествие Алисы в мир чудес».

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объясн...

Мастер класс для родителей. Экспериментирование "Волшебство на кухне"

Мастер класс для родителей. Экспериментирование "Волшебная кухня"...

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование"

laquo;Экспериментирование  – одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей"...