Деятельность ДОУ по укреплению и сохранению здоровья детей.
статья на тему

Не секрет, что здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Здоровый человек бодр, жизнерадостен, активен, живет полноценной жизнью. К сожалению, статистика неумолима: количество здоровых людей составляет ничтожно малую часть от общего числа населения страны.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрицковская Екатерина Андреевна

Районный педагогический марафон

«Развитие учительского потенциала в условиях модернизации муниципальной системы образования»

2011 год.

Доклад:

Деятельность  ДОУ по укреплению и сохранению здоровья  детей.

Не секрет, что здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Здоровый человек бодр, жизнерадостен, активен, живет полноценной жизнью. К сожалению, статистика неумолима: количество здоровых людей составляет ничтожно малую часть от общего числа населения страны.                

Почему же это происходит? Причин много: социальные условия, неблагоприятная экологическая обстановка, качество медицинского обслуживания. Но одна из главных – в самих людях, в их отношении к собственному здоровью.                                         

Когда же следует, начинать учить заботится о собственном здоровье? Конечно же, фундамент здоровья необходимо закладывать еще в раннем детстве.  

А с чего же следует начинать воспитывать здорового ребенка?            На этот вопрос пытаются найти ответ не только родители, но и педагоги.  Пожалуй, следует, начинать с самого простого и в то же время самого трудного – соблюдения режима дня и выполнение правил гигиены ребенком.

            В наше время мы столкнулись с тем, что ребенок, посещающий детский сад, не соблюдает режим дня в домашний условиях, в связи с занятостью родителей. Решить данную проблему сложно, но возможно - ее решение мы находим в работе с родителями: проведении консультаций, индивидуальных бесед, родительских собраний, оформление информационных стендов и т.д. Ведь, находясь в ДОУ,  дети придерживаются определенного распорядка. Режим дня – основа крепкого здоровья, правильного развития организма, хорошего самочувствия и настроения.                                

Выполнение правил гигиены – важное условие воспитания здорового ребенка. В ДОУ малышам прививаются гигиенические умения и навыки, проводятся специальные занятия, беседы, оформляются папки-передвижки для родителей и др.                                  

Один из важнейших аспектов для развития здорового ребенка - правильное полноценное питание. Наш детский сад разработал свое 10-дневное цикличное меню дневного рациона, которое обеспечивает каждого ребенка жизненно необходимыми пищевыми веществами, в том числе незаменимыми, а также витаминами и микроэлементами. Важно не только полноценно накормить ребенка, но и воспитать у него уважительное отношение к пище, культуру поведения за столом. Правильная и красивая сервировка стола повышает аппетит и создает доброжелательный настрой. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает уверенность в себе. Культура питания заключается не только в правильном поведении за столом. В это понятие, мы включаем, не только умеренность в еде, но и регулярность приемов пищи, и умение вести застольные беседы.        

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяем формированию физической культуры личности.  Поэтому  физическое развитие – наиболее важный показатель здоровья ребенка, что является одним из условий правильного обмена веществ, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения, обеспечивает полноценное психическое развитие ребенка, т.к. стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.        

В сфере физического развития основными педагогическими задачами у нас  являются:

  • развитие у детей разной двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, бросания и др.);
  • развитие координации движений;  
  • создание  специальных условий.                         

В нашем садике имеется спортивное оборудование, способствующее развитию двигательной активности детей: лесенки, горки, дорожки с препятствиями, скамеечки, мячи, обручи, гимнастические стенки и пр.       Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки у нас не только в спортивном зале, но и в групповом помещении (спортивный уголок), а также и на участке (физкультурная площадка). При этом групповое пространство организовано таким образом, что  дети могут свободно передвигаться по комнате, имеют доступ к спортивным снарядам и игрушкам. В процессе работы, мы педагоги, используем разные формы организации двигательной активности детей. Например, проводим подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом. Эти игры проводятся как в групповом помещении, так и во время прогулки, а также включаем элементы двигательной активности во все занятия с детьми.        Ежедневно с детьми проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, закаливающие процедуры, мини-развлечения физкультурного содержание, принимаются солнечные и воздушные ванны и пр. пр. Для того чтобы пробудить у детей интерес к физической культуре все виды деятельности  проводятся в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий, имитаций, сопровождаются музыкой, песенками, чтением стихов и т.д. Интегрируем физкультурные занятиями с музыкальными занятиями, театрализованной деятельностью детей.     Проводим досуги, различные мероприятия, праздники, такие как «День здоровья», «День Защитника Отечества», «Масленица», «Новогодний утренник» и др., в которых мы всегда включаем элементы двигательной активности.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.        Поэтому при организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности, что требует обязательного индивидуального подхода, который мы учитываем в своей работе (подгрупповая и индивидуальная работа).

Не следует забывать и о трудовом воспитании, которое, несомненно, приобщает детей к ЗОЖ, приучает соблюдать порядок и чистоту, а значит - повысит уровень здоровья ребенка.

Как уже говорилось, фундамент здоровья закладывается в раннем детстве. Вот почему так важно тесное взаимодействие ДОУ с семьей ребенка. Главными помощниками в формировании у детей ценностей здорового образа жизни мы видим родителей, привлекая их к идее здорового образа жизни через совместное участие в спортивных мероприятиях детского сада, обмена опыта между семьями. Это создает эмоционально бодрый настрой у детей и возросшая заинтересованность родителей убеждает нас в правильности выбранного пути.        

Таким образом, деятельность нашего ДОУ по укреплению здоровья позволяет выработать разумное отношение детей к своему организму, прививает необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливает ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, учит вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Наш детский сад принял участие в конкурсе «Детский сад – территория здоровья», где занял призовое место и подготовил мультимедиа, в котором отражается деятельность ДОУ по укреплению здоровья детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему: "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников"

Большое значение в своей работе мы уделяем здоровью детей.Очень важно не только сохранить ,но и укрепить здоровье наших дошколят,прививать им основы здорового образа жизни....

Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинатьс...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Закаливание - как фактор укрепления и сохранения здоровья детей"

Закаливание  — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлажде...

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»...

Работа по укреплению и сохранению здоровья детей подготовительной группы в условиях детского сада

Кто не знает, что движение полезно для нашего здоровья!? Тот, кто занимается спортом и много двигается, дейятвительно заботится о своем здоровье. Одной из задач нашего детского сада является : охрана ...

Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства укрепления и сохранения здоровья детей.

В статье дано описание здоровьесберегающих технологий, которые успешно используют педагоги нашего детского сада в своей работе.Кроме этого дано краткое описание методики применения этих технологий....

«Работа с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей в ДОУ»

Обмен опытом на тему:«Работа с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей в ДОУ»...