Информацинно-телекоммуникативные технологии при подготовке детей к школе
материал на тему
Предварительный просмотр:
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Если информатизация школьного образования уже прошла несколько этапов, а вот вопрос об использовании современных ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. И в настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Особо острой и актуальной проблема развития информационно-коммуникативных технологий стала в связи с вступившим в действие приказами Минобрнауки России от 23.11.2009г., №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и от 20.07.2011г.№2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В данных нормативных документах четко определены требования к кадровому обеспечению: «педагогические работники должны обладать основными компетенциями в овладении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе». Что же это такое - ИКТ в образовании? К техническим средствам на базе ИКТ, которыми мы располагаем в нашем ДОУ, относятся: Наш детский сад не располагает компьютерным классом, и деятельность с использованием ИКТ предполагает не работу «один ребенок – один компьютер, а работу «воспитатель – компьютер – дети». Мы используем в мультимедийный проектор и проекционный экран (для группы детей). В своей работе по подготовке детей к школе (я постоянно работаю в подготовительной логопедической группе) информационно-коммуникационные технологии использую по следующим направлениям: Наиболее сложным является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует, во-первых, оснащенности ДОУ мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения. Использование возможностей ИКТ в образовательном процессе при подготовке детей к школе способствует: Применение информационных технологий (презентации, слайд-шоу, развивающие игры) на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, развивающие игры. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, способствующую восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. В презентации возможно одновременное использование графической, текстовой, аудиовизуальной информации. С помощью компьютера можно смоделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков живой и неживой природы, работу некоторых механизмов, транспорта и т.д.). Уже само использование ИТ повышает и интерес и внимание детей, формирует у ребенка мотивационную, интеллектуальную готовность к школьному обучению. Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Ведь возможности компьютера неисчерпаемы. Он позволяет изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая дошкольника в определенную игровую ситуацию, дает ребенку возможность запросить определенную форму помощи. Применение компьютерной техники позволяет сделать деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию образования, объективно и своевременно проводить анализ и проводить итоги деятельности. Не менее ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью обучающих, развивающих игр - это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные развивающие игры нам покупаю родители, и в этом году подарили на выпускной. Мы детям демонстрируем их на экране. Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне, повышает эффективность обучения дошкольника за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации. Нельзя забывать о таком важном условии информатизации учебного процесса, как забота о сохранении здоровья воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Необходимо помнить, что для детей 5 - 6 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать 10 минут. Особую значимость ИКТ приобретают в работе с родителями. Одна презентация деятельности воспитателя с иллюстративным показом фрагментов из жизни группы (мы это показывали на выпускном утреннике) заменяет десятки бесед с родителями на тему успешности детей. Кроме того, любая семья может иметь фрагменты презентаций в своей домашней видеотеке и просматривать их неоднократно. Огромные возможности получения информации о ДОУ родители имеют, посещая сайт нашего детского сада. Правда, мы стали практиковать это недавно. Также, я считаю, нформационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий очень удобно: В заключении хочется немного сказать о трудностях применения ИКТ в работе с детьми в ДОУ: 3.Есть трудности размещения материалов на сайт дошкольного учреждения, такого специалиста в детском саду нет.
Из всего выше сказанного можно сделать заключение, что даже наличие хорошей материально-технической и ресурсной базы ДОУ не достаточно для того, чтобы процесс информатизации образования действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы мы, педагоги, умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение нами новыми для нас формами работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные компьютерные технологии в подготовке детей к школе
Статья о современных компьютерных технологиях в подготовке детей к школе....
Доклад на тему: Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе"
Доклад содержит понятия что такое вообще здоровье, и виды используемых мной здоровье сберегающих технологий в детском саду....
Презентация "Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе"
Презентация для выступления на конкурсе "Учитель года"...
Опыт работы "Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе"
Выступление на конкурсе "Учитель года"...
План по самообразованию. Использование современных образовательных технологий в подготовке детей к школе.
Использование современных образовательных технологий в подготовке детей к школе....
Современные образовательные технологии при подготовке детей к школе
материал подготовлен для коллег д/с...
Мастер- класс «Использование игровых технологий в подготовке детей к школе»
Представить педагогам методические приёмы работы по обучению игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные познавательные процессы (внимание, память, ...