Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей группе на тему: « Символы России» Ознакомление с окружающим (познавательное развитие)
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Макарова Татьяна Владимировна

    Конспект НОД в старшей группе на тему: « Символы России» Ознакомление с окружающим

    (познавательное развитие)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в старшей группе на тему: « Символы России» Ознакомление с окружающим

    (познавательное развитие)

    Программное содержание:

    Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России — флаге, гимне, гербе. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Формировать уважительное отношение к государственным символам России. Воспитывать у детей патриотические чувства: интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

    Наглядный материал:

    Карта России, иллюстрации с изображением герба России, флага России

    пособие «Флаг России», иллюстрации с изображением русского народного костюма, запись гимна Российской Федерации

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята! Скажите, как называется страна, в которой мы живём?

    Дети:  Страна, в которой мы живём, называется – Россия!

    Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карту. Кто мне сможет показать границы нашего государства, нашей страны-России. (Предлагает двум-трем детям -  обвести границу России по карте.)

    Воспитатель: Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту. (С помощью наводящих вопросов помогает детям вспомнить то, что он им рассказывал ранее; Россия большое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых.)

    Ответы детей:

    Воспитатель: Россия — самая большая и прекрасная страна в мире. Россия — наша родная страна. Но страна — это не только природа, города и села, в которых живут люди. Россия — это государство.

    Воспитатель: Как называется столица нашего государства?

    Дети:  Столица нашего государства — город Москва.

    Воспитатель:  В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент. Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. У России тоже есть государственные символы. Сегодня мы поговорим о государственном флаге, гербе и гимне.

    Воспитатель: Ребята! Что такое флаг?

    Дети:  Флаг — это прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета. (Воспитатель показывает детям пособие «Флаг России».)

    Воспитатель: Российский флаг — символ доблести и чести российского народа. Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолетов. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.

    Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение — «стягивать» к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани.

    Современный флаг утвердил великий русский царь Петр I. Полотнище его флага состоит из трех полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны неслучайно.

    Воспитатель: Ребята! Какие цвета есть на нашем флаге?

    Дети:  Ответы.

    Воспитатель: Ребята, как я уже вам сказала, цвета для флага выбраны не случайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы здесь видите?

    Дети:  Ответы.

    Воспитатель: Часто, читая русские народные сказки, мы встречаемся с этими цветами: сине море, красна девица, весна-красна, белый свет.

    Воспитатель: А что вам напоминает белый цвет флага?

    Дети:  Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, легких летних облачках, белых ромашках.

    Воспитатель: А что вам напоминает синий цвет флага?

    Дети:  Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.

    Воспитатель: А что вам напоминает красный цвет флага?

    Дети:  Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости.

    Воспитатель:  Правильно, ребята. Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий — небо и верность, красный - огонь и отвагу.

    Воспитатель: А сейчас Егор прочитает стихотворение про наш российский флаг.

    Егор: Белый цвет – берёзка.

    Синий – неба цвет.

    Красная полоска –

    Солнечный рассвет.

    Воспитатель: Как назывались первые флаги?

    Дети:  Ответы.

    Воспитатель: Для чего нужен стране флаг?

    Дети:  Ответы.

    Воспитатель: Где можно увидеть государственный флаг России?

    Дети:  Ответы.

    Воспитатель: Ребята! А что ещё является символом России?

    Дети:  Ещё одним символом России является герб.

    Воспитатель: Ребята, как только образовалось новое Русское государство у него появился свой герб, новый.

    Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Показывает крупное изображение герба России.)

    Воспитатель: Герб — это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Посмотрите на герб России.

    Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию.

    Воспитатель: Помните я вам говорила, что гербы изображены на щитах различной формы. Какая форма щита у российского герба?

    Дети:  Форма щита у российского флага круглая.

    Воспитатель: Что вы видите в центре?

    Дети:  В центре я вижу орла.

    Воспитатель: Расскажите о нем, какой он?

    Дети:  С двумя головами, с поднятыми крыльями.

    Воспитатель: Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое. Россия в то время была таким государством. Иван Ш женился на дочери императора Византии. А в те давние времена Византия была очень сильным государством, и на ее гербе был изображен орел. И Иван Ш тоже изобразил на гербе России орла, чтобы все знали, что Россия — сильная страна.

    Воспитатель: Но почему у орла две головы?

    Дети:  Предположения детей.

    Воспитатель: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские — якуты, коряки, кабардинцы и другие.

    Воспитатель: А что вы видите еще?

    Дети:   Ещё мы видим корону.

    Воспитатель: Как вы думаете, что она обозначает?

    Дети:  (Предположения детей)

    Воспитатель: Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.

    Воспитатель: А что в лапах у орла?

    Дети:   (Ответы детей)

    Воспитатель: Это посох, или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти, это значит, что в России правил в те времена царь. А в другой лапке у орла шар, или его называют держава. Держава — значит могущество, т.е. страна, в которой правит царь, могучая. Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.

    Воспитатель: Ребята, а какого цвета орёл на гербе?

    Дети:  Орёл, изображён золотистого цвета.

    Воспитатель: Орёл и корона  золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне. 

    Воспитатель: Какого цвета конь?

    Дети:  Белого.

    Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?

    Дети:  Синего.

    Воспитатель: Какого цвета щит?

    Дети:  Красного.

    Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
    Дети:  Цвета государственного флага России.

    Воспитатель: Ребята! Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!

    Воспитатель:  А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?

    Дети:   Да, в центре на щитке –  это герб Москвы.

    Воспитатель: А почему герб Москвы в самом центре?

    Дети:   Предположения детей.

    Воспитатель:  Да, потому что Москва—главный город России, ее столица.

    Воспитатель: А Марина знает стихотворение о гербе нашей родины.

    Марина: У России величавой

    На гербе орёл двуглавый.

    Чтоб на запад на восток

    Он смотреть бы сразу мог.

    Сильный, мудрый он и гордый.

    Он – России дух свободный.

    Воспитатель: Ребята! Какой ещё символ есть у нашего российского государства?

    Дети:  Ещё есть –  гимн!

    Воспитатель: А что такое гимн?

    Дети:  Гимн – это главная песня страны.

    Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн — это торжественная песня. Ее исполняют в самых торжественных случаях — во время праздников и других важных событиях.

    Воспитатель: Ребята, а когда ещё исполняется гимн страны?

    Дети:  Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.

    Воспитатель: А кто знает, как надо слушать гимн?

    Дети:   При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

    Воспитатель:  Послушайте слова нашего гимна.

    Дети:  Читают слова гимна:

    Россия — священная наша держава,

    Россия — любимая наша страна.

    Могучая воля, великая слава —

    Твое достоянье на все времена.

    От южных морей до полярного края

    Раскинулись наши леса и поля,

    Одна ты на свете! Одна ты такая —

    Хранимая Богом родная земля!

    С. Михалков

    Воспитатель: Правда, красивые слова? Гимн России очень красивый и величественный. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине.

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игры: "Узнай наш флаг", "Узнай наш герб"

    В конце занятия предлагаю послушать запись музыки российского гимна.

    Воспитатель: Ребята, как надо относиться к государственным символам: гербу, флагу, гимну?

    Дети:  Ответы детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Знакомство с символами России"

    Этот конспект поможет воспитателям познакомить детей с символами России, родного города....

    Конспект ОД детей старшей группы на тему «Символы России: Герб Российской Федерации»

    Цель: сформировать представление о сущности и значении герба России как государственного символа Российской Федерации у детей старшего дошкольного возраста.Задачи образовательных областей:Познавательн...

    Конспект НОД в старшей группе ДОУ Тема: «Волшебное дерево» Интеграции ОО: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

    «Волшебное дерево»(нетрадиционное рисование) Интеграция оо:         Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социаль...

    Конспект НОД в старшей группе на тему "Пересказ сказки "Лиса и кувшин", ОО Развитие речи

    Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».Задачи:Образовательные:- с...

    План - конспект НОД в подготовительной группе на тему: « Символы России» .

    Автором разработан план - конспект НОД на тему "Символы России" для работы с детьми подготовительных групп....

    Конспект НОД в ОО "Познание" в старшей группе на тему "Символы России"

    Конспект НОД  в ОО "Познание" в старшей группе на тему "Символы России" в сопровождении с презентацией...

    КОНСПЕКТ развлечения в старшей группе на тему: «Лесное путешествие» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

    Цель: формирование начал экологической культуры, навыков экологически прпвильного поведения в лесу.Задачи: 1. Учить детей понимать ценность природы...