Конспект НОД в старшей группе на тему "Пересказ сказки "Лиса и кувшин", ОО Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу.
Развивающие:
- развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую, звуковую культуру речи.
Воспитательные:
- учить аккуратности при работе с пластилином;
- дать понятие о справедливости, учить правильно оценивать поступки героев.
Интеграция образовательных областей:
художественно- эстетическое развитие- пластилинография;
физическое развитие- физ.минутка
Методические приемы:
• Наглядный – демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций к сказке.
• Словесный - беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа.
• Игровой – игра «Угадай сказку», сюрпризный момент, помощь сказочному герою.
• Практический – пластилинография «Кувшин».
Словарная работа:
«Жать» – это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.
«подобралась» - тихо подбежала;
«вылакала» - выпила;
«поиграл да и полно» - хватит;
«не отстаешь честью» - по-хорошему
Предварительная работа:
Чтение РНС, разучивание физкультминутки, беседа по прочитанным сказкам, обыгрывание игр «Живые слова», «Доскажи словечко», «Угадай героя», «Назови правильно» и др.
Материал и оборудование:
Книга сказок, сундучок, конверт с запиской, иллюстрации к сказкам, презентация Power Point, проектор, мнемотаблица, кукла, заготовки кувшинов на каждого ребенка, пластилин, мольберт.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: -Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. А оно нам сегодня пригодится. Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую сказочную страну чудес.
Беседа с детьми.
Воспитатель: - Посмотрите, что я нашла за дверью (показываю сундук) – это же волшебный сундук, а в нем книга и записка:
Уважаемые читатели!
Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.
Чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)
(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей) .
– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)
(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).
Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин»)
Воспитатель: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?» Ответы детей: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др.
Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе.
Вопросы детям:
1. «Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна)
2. А какой лису в сказках изображает автор? (Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой)
3. Можно ли, лису назвать ласково лисенок? (Нельзя)
4. А почему? (лисенок – это детеныш)
Воспитатель: -Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню (Словарная работа).
Чтение сказки.
Воспитатель:- Понравилась вам сказка? Беседа по содержанию
Вопросы к тексту:
-О ком была эта сказка?
-С чего сказка началась?
-Что случилось с лисой?
-Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом?
-Какие слова она говорила?
-Кувшин ответил лисе?
-Почему он не ответил?
-Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом?
-Какие слова она говорила?
-Чем заканчивается сказка?
Физкультминутка «Лисонька».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
Повторное чтение с установкой на запоминание.
Пересказ.
Воспитатель: -А сейчас я хочу, чтобы вы мне рассказали эту сказку. А чтобы было интересно, рассказывать ее будем по частям (3-4 человека). Пересказ с помощью мнемотаблицы.
Молодцы. Давайте мы с вами поиграем.
Игра «Угадай сказку».
(Работа со слайдами)
Воспитатель:- Слышите, кто - то плачет? А это же бабушка из сказки. (Кукла) Дети, почему она плачет, как вы думаете? ( у нее пропал кувшин) . Давайте мы с вами подарим бабушке новый кувшин. У вас на столах заготовки кувшина, давайте его украсим в технике «пластилинография», чтобы он был красивым.
Пластилинография «Кувшин».
Под музыку.
Воспитатель:- Молодцы, мне очень понравились ваши кувшины и бабушке тоже. А вот бабушка спрашивает, как же вы узнали о её неприятности?( познакомились сегодня со сказкой «Лиса и кувшин»)
- Кто главные герои сказки? (Баба и лиса)
- Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная)
- Чему нас научила эта сказка? (Жадность до добра не доведет)
На этом наше путешествие в сказочную страну закончилось. И чтобы оно вам запомнилось надолго, я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить, а дома родителям рассказать о нашем путешествии.
Со сказкой мы прощаемся и в группу возвращаемся.
Рефлексия:
· думаю, что детям понравится использование слайдов ( наглядности-это всегда интересно), игровые моменты, пластилинография. (Различные методы и приемы и их чередование должно сделать занятие интересным и нескучным)
· могут возникнуть трудности с названиями уже знакомых сказок. Для этого должна почаще проводиться игра типа " Угадай сказку(героя)";
с подбором синонимов к слову лиса или ее описанию. Исключить риск поможет переодическая Д/и "Подбери словечко"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ:Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»Цель:Формирование знаний об истории земли русской.Нравственных качеств по отношен...
Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")
Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...
Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")
Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "лес -наше богатство"
Цель занятия:Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателям. ...
Конспект НОД для старшей группы. «Литературный калейдоскоп» (интеграция содержания образовательной области «Развитие речи», «Коммуникация», «Художественное развитие»).
Тема: «Литературный калейдоскоп» (интеграция содержания образовательной области «Развитие речи», «Коммуникация», «Художественное развитие»).Цель: с...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...