Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей группе на тему "Пересказ сказки "Лиса и кувшин", ОО Развитие речи
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Кочнова Татьяна Александровна

    Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».

    Задачи:

    Образовательные:

    - совершенствовать умение рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу.

    Развивающие:

    -  развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую, звуковую культуру речи.

    Воспитательные:

    -  учить аккуратности при работе с пластилином;

    - дать понятие о справедливости, учить правильно оценивать поступки героев.

    Интеграция образовательных областей:

    художественно- эстетическое развитие- пластилинография;

    физическое развитие- физ.минутка

     

    Методические приемы:

    • Наглядный – демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций к сказке.

    • Словесный - беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа.

    • Игровой – игра «Угадай сказку», сюрпризный момент, помощь сказочному герою.

    • Практический – пластилинография «Кувшин».

     

    Словарная работа:

    «Жать» – это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.

    «подобралась» - тихо подбежала;

    «вылакала» - выпила;

    «поиграл да и полно» - хватит;

     «не отстаешь честью» - по-хорошему

    Предварительная работа:

    Чтение РНС, разучивание физкультминутки, беседа по прочитанным сказкам, обыгрывание игр «Живые слова»«Доскажи словечко»«Угадай героя»«Назови правильно» и др.

    Материал и оборудование:

    Книга сказок, сундучок, конверт с запиской, иллюстрации к сказкам, презентация Power Point, проектор, мнемотаблица, кукла, заготовки кувшинов на каждого ребенка, пластилин, мольберт.

     

    Ход непосредственной образовательной деятельности

     

    Воспитатель: -Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. А оно нам сегодня пригодится. Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую сказочную страну чудес.

    Беседа с детьми.

    Воспитатель: - Посмотрите, что я нашла за дверью (показываю сундук) – это же волшебный сундук, а в нем книга и записка:

    Уважаемые читатели!

    Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.

    Чтобы сказку прочитать,

    Её название сначала придётся угадать!

    Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый – краса,

    А зовут её … (лиса)

    (Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей) .

    – А вот вам и вторая загадка:

    Горлышко узкое,

    Круглые бока.

    Нужен нам для молока.

    И даже в жаркий день всегда

    В нём холодная вода. (Кувшин)

    (Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).

    Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин»)

    Воспитатель: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?» Ответы детей«Лиса и журавль»«Волк и лиса»«Заюшкина избушка»«Лиса и Кот» и др.

    Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе.

    Вопросы детям:

    1. «Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна)

    2. А какой лису в сказках изображает автор? (Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой)

    3. Можно ли, лису назвать ласково лисенок? (Нельзя)

    4. А почему? (лисенок – это детеныш)

    Воспитатель: -Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню (Словарная работа).

    Чтение сказки.

    Воспитатель:- Понравилась вам сказка? Беседа по содержанию

    Вопросы к тексту:

    -О ком была эта сказка?

    -С чего сказка началась?

    -Что случилось с лисой?

    -Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом?

    -Какие слова она говорила?

    -Кувшин ответил лисе?

    -Почему он не ответил?

    -Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом?

    -Какие слова она говорила?

    -Чем заканчивается сказка?

     

    Физкультминутка «Лисонька».

    Утром лисонька проснулась,

    Лапкой вправо потянулась,

    Лапкой влево потянулась,

    Солнцу нежно улыбнулась

    В кулачок все пальцы сжала,

    Растирать все лапки стала –

    Лапки, ножки и бока.

    Вот какая красота!

    А потом ладошкой

    Пошлёпала немножко.

    Ну, красавица – Лиса!

    До чего же хороша!

    Повторное чтение с установкой на запоминание.

    Пересказ.

    Воспитатель: -А сейчас я хочу, чтобы вы мне рассказали эту сказку. А чтобы было интересно, рассказывать ее будем по частям (3-4 человека). Пересказ с помощью мнемотаблицы.

    Молодцы. Давайте мы с вами поиграем.

    Игра «Угадай сказку».

    (Работа со слайдами)

     

    Воспитатель:- Слышите, кто - то плачет? А это  же бабушка из сказки. (Кукла) Дети, почему она плачет, как вы думаете? ( у нее пропал кувшин) . Давайте мы с вами подарим бабушке новый кувшин. У вас на столах заготовки кувшина, давайте его украсим в технике «пластилинография», чтобы он был красивым.

    Пластилинография «Кувшин».

    Под музыку.

    Воспитатель:- Молодцы, мне очень понравились ваши кувшины и бабушке тоже. А вот бабушка спрашивает, как же вы узнали о её неприятности?( познакомились сегодня со сказкой «Лиса и кувшин»)

    - Кто главные герои сказки? (Баба и лиса)

    - Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная)

    - Чему нас научила эта сказка? (Жадность до добра не доведет)

    На этом наше путешествие в сказочную страну закончилось. И чтобы оно вам запомнилось надолго, я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить, а дома родителям рассказать о нашем путешествии.

    Со сказкой мы прощаемся и в группу возвращаемся.

     

    Рефлексия:

    ·        думаю, что детям понравится использование слайдов ( наглядности-это всегда интересно), игровые моменты, пластилинография. (Различные методы и приемы и их чередование должно сделать занятие интересным и нескучным)

    ·        могут возникнуть трудности с названиями уже знакомых сказок. Для этого должна почаще проводиться игра типа " Угадай сказку(героя)";

     с подбором синонимов к слову лиса или ее описанию. Исключить риск поможет переодическая  Д/и "Подбери словечко"

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ:Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»Цель:Формирование знаний об истории земли русской.Нравственных качеств по отношен...

    Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

    Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

    Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

    Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

    Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

    Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "лес -наше богатство"

    Цель занятия:Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателям. ...

    План самообразования воспитателя старшей группы на тему "Народное творчество как средство развития речи детей"

    Актуальным был и остаётся вопрос об овладении детьми родного языка. ооладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольног...

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и развития речи) на тему «Осенний сон»

    Систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; продолжать учить детей составлять рассказы по представлению; учить использовать выразительные средства при рассказывании: учить детей само...