Конспек отрытого занятия по обучению грамоте (6-7 лет)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Казиева Эльвира  Насивуловна

Конспект занятия  «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch.gramote.docx117.92 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Тема: Звуки М, Мь. Буква М.

Цели: Познакомить детей со звуками М, Мь, с буквой М.

Задачи:

Образовательные:

-умение детей характеризовать звуки М, Мь

- закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;

развивающие:

- развитие у детей фонематического слуха и восприятия

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

- расширение и уточнение активного словаря;

воспитательная:

- воспитание у детей самоконтроля за речью

Оборудование: разрезные картинки машина мячик;  недорисованные буквы на каждого ребенка карандаши; наборы для составления схем; плакат с изображением домашних животных; картинки в названии которых присутствует звук М, Мь; счетные палочки; игрушка мишка.

Ход занятия:

1 Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу. ( рассказать о гостинцах)

2 Закрепление пройденного материала:

Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем).

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУО –  какая фамилия  у этих букв (гласные) ; ПТК (согласные). Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть) .

Игра «Угадай звук по артикуляции» - У А О

3 Сообщение темы занятия

     Мишутка принес  с собой  загадки, которые вам нужно разгадать и еще  он попросил меня раздать вам разрезные картинки, собрав  которые вы увидите отгадки.

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый … .(мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки, разделим эти слова на слоги и выделим первые звуки в каждом слове.

Машина - М, мячик – Мь. Вот именно с этими звуками мы познакомимся. Это имена старшего и младшего брата. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (с преградой, нам мешают губы). Значит этот звук согласный, может быть твердым (синим) и мягким (зеленым). А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук? (звонкий).

Характеристика звуков «М», «Мь».

- Звук «М» - согласный или гласный? Почему?

- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?

- Звук «М» - твердый или мягкий?

- В каком домике живет   твердый звук «М»?

- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?

- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?

- Звук «Мь» - твердый или мягкий?

- В каком домике живет звук  «Мь»?

4 Связь буквы и звуков:

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М.

Посчитайте сколько элементов в этой букве? (4)

Выкладывание буквы из счетных палочек:

-Вы молодцы, а вот Мишутка не может вспомнить из каких элементов состоит  буква М и просит Вас помочь ему дорисовать недостающие элементы. Поможем ему ?

5. Игра « Ромашки»

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

- Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

- Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

6 Физминутка

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

И как мишка-косолапый.

7 .Чтение слогов : МУ, МА, МО

- Ребята, посмотрите на картинку и скажите что на ней изображено? Правильно корова. А что она делает?(мычит) Она потеряла своего теленка. Вы знаете корова  знает мало звуков, ну ничему она больше не научилась. Давайте посчитаем  сколько звуков  произносит корова? (2)

-Как называется первый звук? (М)  Как называется второй звук? (А) Правильно.

- А сейчас нам надо помочь теленку услышать корову, а для этого надо найти эти буквы и составить слог.  Первый звук М- твердый или мягкий?( дети составляют слог под каждой фишкой синего и красного цвета). А теперь давайте прочитаем то что у нас  получилось (МУ). Как вы думаете теленок нас услышал? (нет) Давайте еще раз погромче. ( показываю картинку теленка) Да вот же он , он нас услышал и нашел свою маму. ( Далее дети составляют остальные слоги  и читают их)

Итог занятия:

С какой буквой мы сегодня познакомились мы сегодня познакомились? С какими звуками? Дайте характеристику этим звукам.

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. Ой, мне кажется мишутка пошевелился, он наверно очень доволен вами и что-то приготовил для вас, подойди сюда Миша посмотри, что лежит у мишке в рюкзаке. (мармелад). Спасибо Мишутка, какая же все таки вкусная и сладкая буква М, ребятки, попробуют твой мармелад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...