Педагогический пробег
методическая разработка на тему

Тимофеева Тамара Владимировна

материал для активизации знаний педагогов по решению годовых задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_probeg_2014.docx51.36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогический пробег»

Тимофеева Т.В. старший воспитатель СПДС №6 «Солнышко»

Задачи:

  1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
  2. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.
  3. Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  4. Уточнение знаний и умений педагогов по проблеме реализации образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС.
  5. Совершенствовать работу педагогов по художественно-эстетическому воспитанию,
  6. стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников,

Оборудование: карточки с заданиями; тарелочки для фишек; портрет И.И. Шишкина и репродукции картин «Сосна», «Рожь», «Утро в сосновом лесу»;

портрет В.М. Васнецова и репродукции картин «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»; репродукции картин, написанных в теплых тонах (Т.

Ульянов. «Натюрморт с книгами»; Ю. Васнецов. «Ладущки»; В. Лебедев. Иллюстрация к разноцветной книге С. Маршака»; Н.П. Крымов. «Когда цветут липы»); репродукции картин, написанных в холодных тонах (Д.Я. Александров. «Зимняясказка» и «Московский дворик»; фишки.

Ход деловой игры:

Ведущий: Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Предлагаю считать деловую игру своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области реализации годовых задач детского сада и реализации ФГОС ДО.

Участники игры делятся на две команды, придумываются названия командам.

  1.  Станция Читалочка

Тесты по ЧХЛ

Ключи правильных ответов к «Тесту для оценки профессиональных знаний и умений воспитателей по приобщению дошкольников к чтению»

Номер

задания в тексте

Ключ правильных ответов

Вариант

1

2

1.1

а

в

1.2

д

д

1.3

г

б

1.4

б

б

1.5

б

г

1.6

в

в

2. СТАНЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

Занятия художественным творчеством создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью.

Первая остановка «Мозговой штурм»

Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.

  • Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.

(Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

  • Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
  • Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
  • Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография

обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)

  • Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
  • Назовите основные средства выразительности живописи.  (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
  • Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
  • Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
  • Назовите способы лепки.(Пластический и конструктивный.)
  • Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой.  (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
  • Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

Вторая остановка «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника –торга (ярмарки),на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

  1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
  2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.(Дерево.)
  3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
  4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
  5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
  6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
  7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
  8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)
  9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера.(Прялка.)

Итак, ярмарка эта называется свистуньей.

Третья остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»

Первая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий? (маринист, баталист)
  • Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.
  • Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.

Вторая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?
  • Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых, дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
  • Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей в общей системе воспитательно-образовательной работы.

3. Станция ФГОС ДО

1 задание

ВОПРОСЫ:

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

а) 4;

б) 5;

в) 10.

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

(познавательное развитие)

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

а) 80% и 20%;

б) 60% и 40%;

в) 50% и 50%.

5. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

6. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

7. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

8. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

9. Как в Стандарте ДО определена Программа?

а) программа обучения детей;

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

10. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

  1. Дайте определение развивающая предметно-пространственная среда – это  специфическое для каждой Программы  образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п. в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.

  1. Образовательная среда  - это  весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в детском саду, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: ( содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.)

  1. Если ребенок не посещает детский сад, означает ли это, что он не освоил стандарт дошкольного образования и не может быть принят в 1 класс?

В Законе об образовании в РФ (статья 17) Формы получения образования и формы обучения п.1) четко указывается, что в РФ образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций (в форме семейного образования и самообразования). Из этого следует, что ребенок, не посещающий ДОО, имеет право быть принятым в 1 класс школы без собеседования и экзаменов.

2 задание.

В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Рассмотрим целевые ориентиры, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с ОО «Познавательное развитие». В этом нам поможет Аукцион педагогических идей

Перед вами критерии (целевые ориентиры). Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению.

Целевые ориентиры

Условия

-проявляет любознательность;

- задает вопросы взрослым и сверстникам;

- интересуется причинно-следственными связями;

- пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире…;

- способен к принятию собственных решений.

Технологии:

ТРИЗ,

поисково-практическая деятельность,

метод проектов,…

Игровые проблемные ситуации, наблюдения, …

Развивающая среда:

-экологическая тропа, уголок экспериментирования, …

Подведение итогов.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования; определили педагогические условия успешного и полноценного познавательного развития детей дошкольного возраста. 
           Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка,  создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.

       

              Итог: подсчитывается количество заработанных командами фишек.

Тест по ЧХЛ Вариант №1

1.1.Какое определение процессу восприятия художественной литературы даёт методика развития речи?

а) активный волевой процесс, предполагающий внутреннее содействие, сопереживание героям;

б) пассивный процесс слушания художественного текста;

в) знание текста и умение отвечать на вопросы по его содержанию;

г) определение жанра художественных произведений;

д) понимание смысла литературных произведений.

1.2. В каком возрасте дети не только воспринимают поступки героев литературных произведений, но и понимают мотивы этих поступков?

      а) 1-2,5 года;

      б) 2,5-3 года;

      в) 3-4,5 года;

      г) 4,5-5,5 лет;

      д) 5,5- 7 лет.

1.3. Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?

      а) беседа;

      б) рассказывание;

      в) инсценирование;

      г) чтение воспитателя по книге или наизусть;

      д) заучивание с детьми наизусть.

1.4. Особенностью показа иллюстраций при знакомстве детей с книгой, разделенной на отдельные главы, является показ иллюстраций….

      а) непосредственно до начала знакомства с произведением;

      б) после каждой главы;

      в) непосредственно после знакомства с произведением;

      г) за несколько дней до начала знакомства с произведением;

      д) при повторном знакомстве с произведением.

1.5. Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребёнка на словесную творческую активность?

      а) составь рассказ по картинке…;

      б) придумай новую историю о …;

      в) расскажи о…;

      г) придумай рассказ о…;

      д) вспомни историю о…

1.6. Что не считается формой словесного творчества детей?

      а) создание слов – неологизмов;

      б) сочинение стихотворений;

      в) чтение стихотворений наизусть;

      г) сочинение сказок и рассказов;

      д) сочинение творческих пересказов.

Тест для оценки профессиональных знаний и умений воспитателей по приобщению дошкольников к чтению

Вариант 2

   1.1. Какая особенность восприятия литературного произведения не свойственна детям младшего дошкольного возраста?

      а) они чаще всего не понимают мотивы поступков героев;

      б) для них характерна зависимость понимания текста  от личного опыта;

      в) хорошо осознают события, которых не было в их личном опыте;

      г) у них отношение к героям эмоционально окрашено;

      д) могут устанавливать легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом

1.2. В каком возрасте у детей возникает эмоциональное отношение к героям на основе осмысления всего содержания литературного произведения?

      а) 1-2,5 года;

      б) 2,5-3 года;

      в) 3-4,5 года;

      г) 4,5-5,5 лет;

      д) 5,5- 7 лет.

1.3. Что не является задачей ознакомления детей с литературными произведениями?

      а) развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров;

      б) формировать способность проводить звуко- буквенный анализ слов;

      в) формировать первоначальные представления об особенностях художественной  литературы ;

      г) воспитывать литературно-художественный вкус;

      д) формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

1.4.Чего нужно избегать при работе с литературным произведением, не разделённым на части?

      а) показ иллюстраций непосредственно до начала знакомства с произведением;

      б) показ иллюстраций в процессе чтения произведения;

      в) беседу о прочитанном с целью уточнения содержания;

      г) повторное чтение с целью углубления воспринятого;

      д) показ иллюстраций за несколько дней до начала знакомства с произведением.

1.5. Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельности?

      а) придумывание песен и попевок;

      б) сочинение стихотворений;

      в) составление собственных рассказов;

      г) составление творческих пересказов;

      д) сочинение сказов и сказок.

1.6. Что направленно на развитие словесного творчества детей?

      а) формирование навыков самообслуживания;

      б) подготовка к обучению грамоте;

      в) организация наблюдений, ориентированных на образное восприятие окружающей действительности;

      г) автоматизация навыков правильного звукопроизношения;

      д) развитие фонематического слуха.

Аукцион педагогических идей

Перед вами критерии (целевые ориентиры). Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению.

Целевые ориентиры

Условия

-проявляет любознательность;

- задает вопросы взрослым и сверстникам;

- интересуется причинно-следственными связями;

- пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире…;

- способен к принятию собственных решений.

Станция ФГОС ДО

1 задание

ВОПРОСЫ:

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

а) 4;

б) 5;

в) 10.

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

а) 80% и 20%;

б) 60% и 40%;

в) 50% и 50%.

5. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

6. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

7. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

8. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

9. Как в Стандарте ДО определена Программа?

а) программа обучения детей;

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

10. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

  1. Дайте определение развивающая предметно-пространственная среда –

  1. Образовательная среда  -

  1. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  1. Если ребенок не посещает детский сад, означает ли это, что он не освоил стандарт дошкольного образования и не может быть принят в 1 класс?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический пробег

Играя - мы учимся сами....

Педагогический пробег для педагогов ДОУ «Русский фольклор»

Цель:Уточнить знания педагогов о жанрах русского фольклора...

Педагогический пробег для педагогов ДОУ «Русский фольклор»

Уточнить знания педагогов о жанрах русского фольклора...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ – ПУТЕШЕСТВИЕ

«Удивительные художественно-эстетические станции дошкольного учреждения»...

Проект деловой игры "Педагогический пробег"

Проект деловой игры "Педагогический пробег"...

педагогический пробег

Педагогический пробег, традиционно именуемый педсоветом, – орган коллегиального решения актуальных вопросов воспитательно-образовательной работы...

Деловая игра "Педагогический пробег"

Выявить знания у детей о классификации птиц, о внешнем виде и повадках, о жизни на воле и пользе приносимой ими природе.Обучать разговорно-объяснительной речи, активизировать всех детей....