Программа дополнительного образования кружок "Мастерская росписи".
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Коранова Ксения Евгеньевна

Декоративно - прикладное рисование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_kruzhka.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования  

по разделу

«Художественно – эстететическое воспитание

для детей 6-7 лет.

   

2014-2015 уч. год.

Рабочая программа кружка.

"Мастерская росписи".

 по разделу «Художественно – эстететическое воспитание.

Изобразительная деятельность Рисование».

для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Тема: "Формирование и развитие навыков художественной культуры через народное декоративно - прикладное искусство"

Пояснительная записка

                                  «Самым высоким видом искусства,

                                           самым талантливым, самым гениальным

                         является народное искусство,

                                     то есть то, что запечатлено народом,

                                                      сохранено, что народ пронес через столетия».

                                                                                                 М. И. Калинин

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

 Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, о природе, о моделях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус.

 Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

 Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

 Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

 Целью программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

 Программные задачи:

1.  Познакомить детей с произведениями народно- прикладного искусства, с авторскими работами, иллюстрациями, образцами народно- прикладного искусства.

2. Воспитывать интерес к декоративному рисованию.

3. Развивать художественный вкус детей.

4. Развивать чувство цвета.

5. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, материалами.

6. Развивать все приемы рисования всей кистью и концом кисти.

7. Учить составлять самостоятельно узоры.

8. Провести работу с родителями: беседы о народно- прикладном искусстве.

 Направления работы: знакомство детей с образцами народных художественных промыслов. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий. Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся группой один раз в неделю.

 Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

 Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей. Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

 Содержание работы: учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

 Для развития творческих способностей рекомендуется использовать дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

 В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

 Этапы работы:

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Задачи:

 Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов. Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла. Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства. Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи:

 Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в виде художественной деятельности:  рисовании. Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть. Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей. Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

 Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

 Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов.

 Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск вкладыша «Сделай сам», семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.

 Ожидаемый результат:

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий; Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях. Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.

 Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ: посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

 Большой интерес детей к народной культуре, и в частности к русскому народному искусству, желании самостоятельно создавать декоративные изделия, побудили организовать в детском саду кружок по декоративно-прикладному искусству «Мастерская росписи».

Перспективный план работы кружка по декоративному рисованию в

(подготовительной группе).

Месяц

Тема

Задачи

Октябрь

1.Знакомство с искусством- рассматривание дымковских игрушек.

2.Рисование элементов дымковской росписи.

3.Рисование « Козлики и бараны».

4.Рисование « Фартук для дымковской куклы»

1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства-дымковской игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус.

2. Учить детей сочетать в узоре крупный элемент-кольцо с мелкими точками, кружками, штрихами; учить равномерно располагать крупные элементы на вертикальной полосе.

3. Закреплять навыки построения композиции узора для украшения животных; закреплять цветосочетание, характерное для дымковской росписи.

4.Учить самостоятельно составлять узор на изделии; располагать его в соответствии с формой фартука.

Ноябрь

1.Знакомство с городецкой росписью. Искусствоведческий рассказ.

2. Рисование « Узор на полосе».

3.Рисование "Городецкие узоры - сколько радости для глаз"

4.Рисование « Узор для шкатулки»

1. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

2.Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды.

3. Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи.

4.Учить детей рисовать изогнутую цветочную гирлянду с новыми элементами: розаном и купавкой.

Декабрь

1.Знакомство с искусством - рассматривание золотой хохломы.

2. Рисование "Золотые травы хохломы"

3.Рисование "Хохломские ложки"

4. Рисование "Салфетница"

1. Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

2. На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

3. Учить самостоятельно расписывать ложку элементами травного орнамента, используя два цвета - черный и красный.

4.Учить детей импровизировать, применяя хохломскую политру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.

Январь

1.Знакомство с Семеновской матрешкой

2.Самостоятельное выполнение росписи матрешки

3.Рисование "Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки".

1. Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2.Учить детей самостоятельно выполнять узоры.

3. Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

Февраль

1. Знакомство с Полхов - Майданской матрешкой

2. Самостоятельное выполнение росписи матрешки

3. Рисование«Сарафан для Матрешки»

1. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2.Учить детей самостоятельно выполнять узоры.

3. Учить рисовать полхов - майданские цветы. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

Март

1.Знакомство с сине -белым чудом гжели.

2. Рисование "Мазковая роспись. Цветочек"

 3.Рисование "Праздничное блюдо"

4.Рисование "Расцветай гжель - васильковая"

1. Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

2. Учить детей освоению мазковой техники гжельской росписи. Традиционное изображение цветка.

3.Учить детей освоению простого гжельского орнамента - сеточки.

4. Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.

Апрель

1.Знакомство с росписью нашего края. Вологодская роспись.

2.Рисование "Создадим кружевное изделие"

3. Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои»

1. Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе.

2.Учить детей самостоятельно украшать изделие кружевом.

3. Продолжать знакомить детей с народным промыслом «кружевоплетение»; показать красоту кружевных изделий вологодских мастериц.. Учить украшать узором изделия из трафаретов. Учить сочетать плотные части узора с легкой воздушной сеткой.

Список используемой литературы.

1.О.А. Белобрыкина « Маленькие волшебники или на пути к творчеству». Новосибирск 1999г.

2.Дошкольное воспитание №8 1998г. Статья К.Утробиной( воспитатель детского сада №526 г. Москва).

3.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

4.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.

5.Сказочная гжель.  Мозайка - синтез. Москва 2012г, под редакцией Ю. Дорожина.

6.Хохломская роспись.  Мозайка - синтез. Москва 2013г, под редакцией Ю. Дорожина.

7.Г.С. Швайко « Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...