Речевой ринг с воспитателями
методическая разработка на тему

Тимофеева Тамара Владимировна


Материал для речевого ринга с воспитателями по формированию ГСР у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_ring_s_vospitatelyami.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой ринг  с воспитателями

по формированию грамматического строя речи у дошкольников

Тимофеева Т.В. старший воспитатель СПДС №6 «Солнышко»

Цель: выявление знаний, умений и навыков воспитателей по разделу грамматический строй речи типовой “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой.

Правила ринга: команды, после каждого раунда оцениваются жюри, и чья команда дала больше правильных ответов  получает фишку. По итогам ринга подводиться общий итог (из ходя из набранных фишек) и объявляется победитель.

Ход ринга

Педагоги делятся на 2 команды, придумывают себе название и девиз (лозунг), выбирают капитана

1 раунд. Приветствие

2 раунд. Разминка

Ведущий по очереди каждой команде задает  вопросы. Команда, набравшая наибольшее количество правильных ответов получает фишку.

1. Что изучает синтаксис? (Cловосочетания и предложения).

2. Что такое морфология? (Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи).

3. Отличие терминов формообразование (словоизменение) и словообразование (При формообразовании возникают только разные формы одного и того же слова, т.е. меняется окончание; при словообразовании создаются новые слова).

4. Что такое словообразование? (Это раздел языкознания, изучающий строение и способы образования слов)

5. Что такое словоизменение? (Это раздел языкознания, изучающий разные формы одного и того же слова).

6. Что означает слово аграмматизм? (Ошибки, допущенные при согласовании слов).

7. Перечислить грамматические категории существительных. (Род, число, падеж, одушевлённость – неодушевлённость)

8. Перечислить грамматические значения падежа. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

9.Перечислить грамматическое значение рода. (Женский, мужской, средний).

10. Перечислить грамматическое значение числа. (Единственное, множественное).

11. Что такое склонение существительных? (Изменение по падежам).

12. Что такое существительное? (Самостоятельная часть речи, выражающая предметность и отвечающая на вопросы кто?, что?).

13. Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой?, чей?).

14.Перечислети какие бывают прилагательные:

  • качественные (Обозначают свойство самого предмета, безотносительно к другим предметам)
  • относительные (Выражают признак через отношение к людям, предметам, действиям, месту…)
  • притяжательные (Характеризуют предмет по его принадлежности к лицу, живому существу).

15. Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс, отвечает на вопросы что делать?, что сделать?).

16. Перечислить наклонение глагола, привести примеры

  • Изъявительное – обозначает действие, которое имеет место, имело место, будет иметь, место в действительности рисует, рисовал, будет рисовать.
  • Сослагательное – обозначает действие, которое возможно, при каких либо условиях нарисовал бы.
  • Повелительное – выражает побуждение в форме просьбы, приказа, пожелания, совета рисуй.

17. Перечислить время глагола, привести примеры. (Прошедшее, настоящее, будущее).

18. Что такое простое и сложное предложение? Какие бывают сложные предложения? (Простые предложения состоят из одной грамматической основы; Сложные из 2-х или более грамматических основ; Сложные предложения: сложносочинённые и сложноподчинённые).

3 раунд: Разберите задачи по грамматическому строю реви по возрастным группам

Педагоги должны, определить для какого возраста детей соответствует данная задача.

1. Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже. (с 3 до 4 лет)

2. Умение составлять предложения разных типов. (с 4 до7 лет)

3. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около. (с 6 до7 лет).

4. Умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (с 3 до 4 лет).

5. Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении. (с 4 до 5 лет).

6. Умение согласовывать существительные и числительные в роде и числе. (с 5 до 6 лет).

7. Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов. (с 6 до 7 лет).

8. Умение образовывать название детёнышей животных (домашних и диких). (с 5 до 6 лет).

9. Умение составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым. (с 3 до 4 лет).

10. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. (с 3 до 4 лет).

11. Умение употреблять форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. (с 4 до 5 лет).

12. Умение различать и употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около.(с 4 до 5 лет).

13. Умение правильно согласовывать слова в предложении. ( с 4 до 5 лет).

14. Умение соотносить названия животных и их детёнышей, образовывать названия детёнышей в единственном и множественном числе. (с 4 до 5 лет).

15. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (с 5 до 6 лет).

16. Умение образовывать прилагательные от существительных. (с 6 до 7 лет).

17. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. (с 5 до 6 лет).

18. Умение употреблять имена существительные в именительном падеже (единственное и множественное число). (с 3 до 4 лет).

19. Умение образовывать названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (с 3 до 4 лет).

20. Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание. (с 4 до 5 лет).

Речевая пауза

4 раунд: Конкурс капитанов

Назовите причины, по которым состояние грамматической стороны речи детей в одной и той же группе может быть различным?

5 раунд: Занимательная методика

Раскройте методические приемы по развитию грамматического строя речи у дошкольников (с примерами):

  • 1 команда в непосредственно образовательной деятельности
  • 2 команда в совместной деятельности.

6 раунд: Исправь ошибку!

Каждой команде предлагается  карточка с заданием исправить грамматические ошибки в данных предложениях, необходимо выбрать правильный вариант ответа..

Карточка для 1 команды

Задание 1.

Варианты:

1.Сочетание желтого цвета с синим цветом создают неповторимый орнамент.

2.Сочетание желтого и синего цветов создает неповторимый орнамент.

Задание 2.

Варианты:

1. Носков у них не было.

2. Носок у них не было.

Задание 3.

Варианты:

1. Кукурузная мука широко используется в национальной кухне болгаров и румынов.

2. Кукурузная мука широко используется в национальной болгарской и румынской кухне.

 Задание 4.

 Варианты:

1. На поверхности рельса блестели капли дождя.

2. На поверхности рельсы блестели капли дождя.

 Задание 5.

Варианты:

1.  Какой кровавый мозоль!

2.  Какая кровавая мозоль!

 Задание 6.     

Варианты:

1. На окнах висит белый широкий тюль.

2. На окнах висит белая широкая тюль.

Карточка для второй команды

Задание 1.

Варианты:

1.  Я надел пальто.

2. Я одел пальто.

Задание 2.

Варианты:

1. Это случилось в двух тысяче пятом году.

2.  Это случилось в две тысячи пятом году.

Задание 3.

Варианты:

1.  На кафедру было направлено пять аспиранток.

2.  На кафедру было направлено пятеро аспиранток.

 Задание 4.

 Варианты:

1.Стоять в солдатском строе.

2.Стоять в солдатском строю.

Задание 5.

Варианты:

1. Зайдя в воду, ноги покрылись мурашками.

2. Войдя в воду, ноги покрылись мурашками.

Задание 6.     

Варианты:

1.  И все, кто не лень, узаконивают эти вопросы (из речи депутата).

2.  И все, кто не лень, узаканивают эти вопросы (из речи депутата).

Ведущий: Вот и подошел к концу наш речевой ринг, который позволил нам освежить в своей памяти методику по грамматическому строю речи.

Пока жюри подводит итоги  учитель – логопед Калинина Г. И. прочтет замечательное стихотворение  о русском языке.

А теперь  подведем итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая культура воспитателя

Дети, общаясь с воспитателем  в различных видых деятельности, перенимают не только правильное произношение, но и все несовершенства его речи....

Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  де...

Выступление на педагогическом совете "Речевая работа воспитателя на занятии"

Эта статья о том, какой должна быть речь самого воспитателя и какие методы и приемы он может использовать на занятии для развития речи детей....

Консультация для воспитателей "Речевой этикет воспитателя ДОУ"

Воспитатель детского сада должен владеть образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....

Консультации для воспитателей по теме " Речевой этикет воспитателя ДОУ "

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности....

Консультация для воспитателей на тему: " О речевом поведении воспитателей"

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду, (во время всех видов деятельности) он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмо...