Поговори со мною мама.
статья на тему

Моргунова Светлана Анатольевна

Это конспект для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_pogovori_so_mnoyu_mama.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОГОВОРИ СО МНОЮ МАМА!»

Учитель-логопед Моргунова Светлана Анатольевна.

Конечно я не буду новатором говоря о великой роли матери в жизни любого человека и уж тем более ребёнка. Каждый знает и понимает это. Но как то странно многие мамы формулируют для себя задачи в воспитании своего ребёнка – одеть, обуть, накормить. Удивительно как легко и просто можно определить, что должна делать мать. Получается, что родить ребёнка и стать матерью одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же иметь рояль и быть пианистом. Ведь многие, родив детей, так и не стают Мамами. Наш материнский инстинкт распространяется не только на кормление грудью и чувствование каких-то процессов, но и на желание быть лучше, чем мы есть в данный момент, чтоб у наших детей жизнь была лучше  чем у нас. Быть мамой очень тяжело, и этому нигде не учат. Мы знаем так много об электрическом токе и тригонометрии из школы, но так мало о том, кто такая мама. А мама - это прежде всего состояние души. Первый подарок, который даёт нам мать, это жизнь, второй – любовь, и третий понимание. (Бауэр). Понимание возникает только в процессе общения, а общение матери и ребёнка возникает задолго до его рождения. Мать – это первая земная вселенная ребёнка, поэтому всё через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Вот она первая, тонкая ниточка общения мамы и малыша. Мама волнуется, переживает и он двигается, словно говорит «я с тобой мама, не волнуйся», или наоборот мама радуется, веселиться и опять он рядом « я рад, что так всё хорошо». Уже доказано научными исследованиями  как важно будущей маме в это время общаться с малышом, говорить о том , что она его ждёт и любит.

Уже с грудного возраста малыш прислушивается к звукам, наблюдает за движениями губ матери, радуется узнавая знакомый голос. С самого первого дня он впитывает в себя звуки речи, собирает и накапливает слова.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократили общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Особая роль отводится матери, которая по своей природе теснее связана с ребёнком, чем другие. По своей природе женщина более эмоциональна, чувствительна, более способна к эмпатии и самораскрытию и именно её стиль общения в большей степени влияет на формирование качеств личности. Даже когда малыш - вылитый папа, всё равно, внимательно понаблюдав за ним, как бы фоном увидишь мать. Становясь старше, мальчики в норме подражают отцу, перенимая мужской тип поведения. Однако глубоко запечатлённый, будто впаянный в психику, образ матери всё равно продолжает влиять на сына. В частности, во многом определяя отношение  с противоположным полом, выбор спутницы жизни, построение семейных отношений и подходы в воспитании собственных детей.

Ну что, дорогие мамы, думаю вы ещё раз убедились в ваше великой роли в жизни и развитии ребёнка. Почаще смотрите в глаза вашего ребёнка, чувствуйте его, помогайте ему, будьте ему самым близким другом и помощником. Помните о том, что маленькие дети, как «детёныши обезьянок», обучаются путём подражания матери, наблюдения за ней и общения с нею.

Колыбельные песни очень важны в процессе развития гармоничной личности. Специалисты утверждают, что дети, не слышавшие колыбельных в детстве, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам. От того какие колыбельные песни пела ребёнку мать, и пела ли вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье. Кроме того, в колыбельных зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти. Детям, у которых генетическая память «не разбужена» гораздо труднее адаптироваться в жизни и обществе. Если мама будет регулярно напевать колыбельные песни, мать кодирует сына или дочь на определённый поведенческий стереотип, примечательно, что нет ни одной колыбельной программирующей на неудачу. Современные мамы не знают колыбельных и уж тем более не догадываются об их значении. Многие уже с первых дней приучают ребёнка засыпать под звуки телевизора или диска, что совершенно не безобидно. Вот, к примеру, 80% пациентов, страдающих патологией кожи (нейродермит, крапивница, псориаз), отмечают, что их матери не давали им душевного тепла, относясь к ним холодно и строго. Наши предки не знали научного объяснения колыбельных песен, но чувствовали это интуитивно. Для каждого младенца колыбельная песня была своя, при рождении её сочиняла мать. Потом всю жизнь эта песня была его оберегом. И ещё: «ребёнку не важно, есть ли у мамы слух, голос. Ему важно видеть доброе лицо, слышать плавную, размеренную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы». Сама фонетика несёт положительную окраску вне зависимости от того каким голосом её исполняют.  

М.Ю. Лермонтов

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

***

Баю-баюшки-баю!

Во лазоревом краю

Солнце село, cкрылось прочь,

День угас, настала ночь.

Тишина в лугах, в лесах,

Звезды ходят в небесах,

И дудит им во рожок

Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет,

Складно песню напевает,

Да негромкая она,

Только звездам и слышна.

Только звездам, только ночке

В синей сини над селом...

А для нашего сыночка

Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем

Под припевочку свою:

В ней начало: "Баю-баю!"

А конец: "Баю-баю!

 

А. Блок

Спят луга, спят леса,

Пала божия роса,

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым деткам спать велит:

"Спите, спите, поздний час,

Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,

В серебре мой сарафан.

Встречу брата и пойду,

Спрячусь в божием саду,

А под вечер брат уснет

И меня гулять пошлет.

Сладкий сон я  вам пошлю,

Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,

Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.

Детям спится до утра…"

К. Бальмонт

Легкий ветер присмирел,

Вечер бледный догорел,

С неба звездные огни,

Говорят тебе: "Усни!"

Не страшись перед судьбой,

Я, как няня, здесь с тобой,

Я, как няня, здесь пою:

"Баю-баюшки-баю".

Тот, кто знает скорби гнет,

Темной ночью отдохнет.

Все, что дышит на земле,

Сладко спит в полночной мгле,

Дремлют птички и цветы;

Отдохни, усни и ты,

Я всю ночь здесь пропою:

"Баю -баюшки-баю".

Разговаривать с ребёнком – отдельная наука, которой стоит поучиться. Ведь наша главная задача – получить удовольствие от общения с близким человеком. Как дерево любит солнце и воду, так и мама помогает ребёнку расти, процветать и достигать больших высот. Современный мир тем или иным способом учит нас получать нужную информацию, но всё меньше и меньше оставляет возможностей для эмоционального  и интеллектуального общения, для обсуждения, неспешного размышления, когда в процессе общения рождается не существовавшие до этого знания, а не просто усваивается информация. Это я  о СЕМЕЙНОМ ЧТЕННИИ. Семейное чтение – это деятельность. И как любая деятельность требует ответа на вопрос « зачем?» Зачем нам с вами нужно, чтобы чадо оторвалось от телевизора и стало слушать ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий и которое требует сознательных усилий.

Прежде всего это общение и единение семьи, и тот кто читает видит сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание  родных и близких ему людей. А кто в семье служит тем «огоньком» около которого соберутся все погреться? Конечно – МАМА. Там где мама собираются все. И вот появляется возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по - новому. Всё это дарите домашним вы, а не телевизор. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией. Почему ваш ребёнок, несмотря на обилие дисков с мультфильмами просит вас почитать вслух? Он ещё не осознает полезность чтения вслух для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. ВЫ, а не телевизор. Это рождает в нём чувство уверенности, защищённости, ведь вы в этот момент принадлежите друг другу, а не телевизору. Читайте детям , читайте как можно больше, дарите радость, учитесь слышать друг друга, чтобы потом было о чём поговорить. « Если с детства у ребёнка не воспитывалась любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой» (Сухомлинский В. А.) Поверьте это не просто слова. Многие мамы подростков говорят: «он меня не понимает», «он не слышит , что я говорю», « совсем от рук отбился». Родители вдруг сейчас увидели, что у них с ребёнком нет взаимопонимания, а когда он был маленьким  им самим этого и не хотелось. А так не бывает, чтобы цветок, который не поливают, не удобряют, не поворачивают к солнышку вырос красивым и здоровым.

Какие книги читать?

- Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные.

- Истории про животных, про реальных животных.

- Про детей попавших в сказочный мир.

- Любимые книги вашего детства.

- Книги познавательного характера.

Главное, чтобы были хорошие иллюстрации, обязательно красочные.

Я очень хотела, чтобы через всю мою статью прошла одна очень важная мысль: мамы будьте всегда рядом с вашим ребёнком, помогайте ему познавать мир, осознавать себя, открывать других людей. Будьте с ним друзьями и сотрудниками. Расти – трудная работа. Растить человека – работа не легче.

Будьте сотрудниками с вашими детьми в таком важном общем деле.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поговори со мною, мама!

Как мы разговариваем с ребенком? Прислушайтесь к тому, что вы говорите своему малышу!Собрание для родителей...

Поговори со мной, мама...

Советиы родителям по развитию речи ребенка...

Консультация для воспитателей "Поговори со мною, мама" (занимательные игры направленные на развитие речи детей)

  Для того чтобы процесс развития речи детей проходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, нужно знакомить родителей с различными играми, которые помогут освоить не только грам...

"Поговори со мною, мама!"

Для малышей речевой язык – это сложный предмет, пока им ближе язык чувств. Но настает момент, когда малышу хочется устанавливать контакт с другими детьми при помощи речи и это похвально. А чтоб крохе ...

Поговори со мной, мама!

Этапы становления речи у детей. Буклет для родителей....