Программа театральной студии "В гостях у Петрушки"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Рассказова Наталья Геннадьевна

Программа театральной студии "В гостях у Петрушки" для детей старших групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №3 «Светлячок»

                                                                             

Программа

 по дополнительной платной

образовательной услуге

театральная студия «В гостях у Петрушки»

для детей старшего дошкольного возраста

(от 5 до 7 лет)

Составитель:

воспитатель

1 квалификационной категории

Рассказова Наталья Геннадьевна

г. Лангепас

2014-2015 уч. Год

Пояснительная записка

 

Театр – искусство прекрасное.

Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по - настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты.

                                                    К. С. Станиславский

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыкально-театральная деятельность. Театр связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей;

-формированием эстетического вкуса;

-нравственным воспитанием;

-развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

-созданием положительного эмоционального настроения, снятием напряженности.

 Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Ребенок, играя роль, не только представляет, но и эмоционально переживает поступок своего персонажа. Именно в театрализованной деятельности у детей проявляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к школе.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, активизация словаря). В таких играх ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию. Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

 Театр учит всех нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму.

Цель:

 Развитие творческой самостоятельности и активности детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Знакомить с различными видами театра (бибабо, настольный кукольный театр, театр на руке, театр «живой куклы»)

2.Обучать элементам образно-выразительных средств в музыке, речи, в движении.

3.Учить распознавать эмоциональное состояние человека по его позе, жестам, мимике, голосу и т.д.

4. Учить  детей приемам кукловождения.

5.Приобщать к театральной культуре.

Развивающие задачи:

1. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

2.Содействовать развитию импровизационных умений при передаче образов сказочных героев, птиц, животных, явлений природы, их характеров, их эмоциональных состояний.

3.Равивать сопереживание детей, различным эмоциональным состояниям взрослых и сверстников (радости, печали, грусти и т.д.)

4.Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

5.Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к театрально - игровой деятельности;

2.Формировать положительную «Я – концепцию» и позитивное отношение к сверстникам.

3.Воспитывать чувство ответственности, работоспособности, дисциплинированности.

Принципы построения программы:

  • Систематичность;
  • Активность;
  • Воспитывающий характер обучения;
  • Построение программного материала от простого к сложному;
  • Доступность материала;
  • Повторность материала;
  • Совместная деятельность;
  • Контролируемость.

Программа кружка: разработана на основе программы М.Д.Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду».

Организация:

Программа кружка рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня по 30 минут.

Количество занятий в год – 62

Педагогический анализ:   2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).

Формы работы.

  • Театрализованные игры и этюды.
  • Занятия в театральном кружке.
  • Рассказы воспитателя о театре.
  • Организация спектаклей.
  • Индивидуальные творческие задания.
  • Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
  • Беседы-диалоги.
  • Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
  • Чтение литературы.
  • Оформление альбома о театре.

Методические приемы:

  • СЛОВЕСНЫЕ (объяснение, беседы,обсуждение) ;
  • НАГЛЯДНЫЕ ( таблицы, схемы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций и видеофильмов, наблюдения);
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ( выполнение этюдов, упражнений, инсценировки и драматизации, пение вокальных произведений, исполнение танцев ) ;
  • РАЗВИВАЮЩИЕ ( тренинги и упражнения на развитие творческих способностей ).  

 Формы организации детей:

  1. Групповая – сплочение детей в единый коллектив, выполнение заданий всеми детьми.
  2. Индивидуальная – выявление  индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  3. Парная – «пристройка»  к партнеру, чувствование и понимание его на сцене.

Ожидаемые результаты:

  • раскрытие творческих способностей детей;
  • обогащение их чувств, овладение способами эмоциональной выразительности, эмоциональной отзывчивости на настроение окружающих людей, взаимопонимание и взаимоподдержка;
  • овладение детьми импровизационными умениями при передачи образов сказочных героев, птиц, животных, явлений природы, их характеров,  эмоциональных состояний;
  • овладение детьми приемами телесного выражения эмоционального состояния (мимика, жесты, пантомимика, поза и т.д.);
  • развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).

Основной состав умений и навыков

В театрально-игровой деятельности:

В художественно-речевой деятельности:

В творческой деятельности

- виды театров;

- подвижная мимика и интонация;

- образное восприятие;

- сценические движения;

- создание композиционного построения;

- импровизация образов.

- развитый артикуляционный аппарат;

- знание о различных предметах и явлениях;

- пересказывание строго по тексту;

- развитая интонация и фразовое дыхание;

- различные темпы речи;

- смена силы звука речи.

- самостоятельный подбор движений для передачи образа;

- активное использование мимики, жестов;

- самостоятельность, инициатива в танцевальной, вокальной, образно-игровой, речевой деятельности.

Технология проведения

Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики.

Занятия строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаются:

  • игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного театра);
  • театральная игра (игра-драматизация, игра-спектакль);
  • театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
  • занятия по основам актерского мастерства, культуре и технике речи;
  • театральная азбука (основы театральной культуры);
  • самостоятельная театрально-игровая деятельность;
  • изготовлением атрибутики;
  • работа над спектаклем.

Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:

  • самостоятельные творческие игры;
  • концерты;
  • театральные постановки;
  • диагностирование

Диагностика предусматривает выявление знаний детей по семи разделам:

1.Основы театральной культуры;

2.Речевая культура;

3. Эмоционально-образное развитие;

4.Навыки кукловождения;

5.Музыкальное развитие;

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности 

7. Основы коллективной творческой деятельности

Первое отслеживание знаний детей проводится в начале учебного года

по 3-х бальной системе:

 1 балл — умения не проявляются;

 2 балла — знания недостаточны;

 3 балла — знания представлены в полном объеме.

Список литературы

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.
  3. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Щёткин А. В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие/ Под редакцией О.Ф. Горбуновой, — Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2004.

Средства:

  • Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением  (магнитофон, ноутбук);
  • Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.);
  • Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый, настольный театр ложек, театр кружек, теневой театр, театр кукольный бибабо, театр марионеток;
  • Литературные произведения, иллюстрации.

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 5-7 лет

2014 – 2015 учебный год

1. Основы театральной культуры

 

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

2.

Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной деятельности

Затрудняется назвать различные виды театра

2. Речевая культура

1.

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

2.

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

3.

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

4.

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

4. Навыки кукловождения

1.

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

5. Музыкальное развитие

1.

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

2.

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом

Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

3.

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1.

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Создает рисунки на основные действия спектакля

2.

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов

Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

7. Основы коллективной творческой деятельности

1.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).
 Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).
 Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1
 
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
 Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4.   Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5.    Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6.   Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

Ход проведения.
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок»   «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.

Перспективный тематический план

ОКТЯБРЬ (8 занятий)

Неделя месяца

Тема,

 основной компонент занятия

Задачи

«Наш Петрушка опять очень рад встречать ребят»

Игра «Назови свое имя ласково».

Просмотр презентации «В гостях у озорника - Петрушки», «Сказочные загадки».

Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.

Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.

Учить детей фантазировать и импровизировать.

 «Добро пожаловать в театр»

Просмотр презентации «Как вести себя в театре»

Игра презентация «Правила поведения в театре»

С/р игра «Театр»

Продолжать формировать представления детей о театре.

Приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, его историей, устройством; рассказать о театральных профессиях и видах театров.

Научить правилам поведения в театре.

Диагностика театрализованной деятельности

Определить уровень развития творческих способностей детей.

Мастерская Петрушки.

Изготовление кукол теневого театра по сказкам «Колобок», «Курочка ряба»

Мастерская Петрушки.

Изготовление кукол теневого театра по сказкам «Репка», «Теремок».

Развивать  практические навыки самостоятельного изготовления кукол теневого театра.

«Театр теней»

Показ сказок «Колобок», «Курочка ряба».

Продолжать развивать умения использовать куклы теневого театра в разыгрывании  сценок по знакомым сказкам.

Поощрять активное участие детей в кукольном

спектакле.

 «Театр теней»

Показ сказок «Репка», «Теремок».

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.

Совершенствовать память, внимание, воображение, общение.

Сочиняем сказку сами

Развивать фантазию, умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

НОЯБРЬ (8 занятий)

Неделя месяца

Тема,

 основной компонент занятия

Задачи

Театральная игра

«У оленя дом большой» 

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

 «Попробуем измениться»

Игра «Назови ласково соседа». Творческое задание.

Пантомимические загадки и упражнения.

Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Развивать способность понимать собеседника.

Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест».

Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

 «Игровой урок»

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

Активизировать словарь детей «жест», «мимика».

«Одну простую сказку хотим мы показать»

Пантомимическая игра

Творческая игра «Что это за сказка?»

Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

С\р игра «Кто работает в театре?»

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, декоратор. Воспитывать желание узнать новое.

 Знакомство с авторской сказкой «Кукольная история»

Чтение сценария  сказки .

Беседа о прочитанной сказке.

Учить детей внимательно следить за сюжетной  линией в сказке.

Развивать умение у детей  отвечать на вопросы по содержанию сказки.

 Мастерская Петрушки.

Изготовление атрибутов к сказке «Кукольная история».

Развивать творческую активность, коллективизм, практические навыки самостоятельного изготовления атрибутов к сказке.

 «Кукольная история»

Упражнение для голоса «Воробьи».

Беседа о театральной терминологии.

Распределение ролей.

Объяснить значение слова событие и продолжить работу над  сказкой обращая внимание на элементы актерской игры: внимание, общение, наблюдательность.

Совершенствование техники речи – правильная артикуляция гласных и согласных.

ДЕКАБРЬ (8 занятий)

Неделя месяца

Тема,

основной компонент занятия

Задачи

Репетиция сказки  «Кукольная история»

Упражнение на дыхание, на артикуляцию, работа со скороговорками.

Репетиция события «Волшебная ночь».

Обратить внимание на элементы общения, приспособление и на произношение новых слов.

«Учимся говорить по-разному»

Вводная беседа.

Объяснение понятия «интонация».

Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.

Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи.

Развивать интонационный строй речи у детей.

Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

Репетиция сказки  «Кукольная история»

Работа над дикцией. Репетиция диалога игрушек с говорящим котом.

Развивать творческую активность, коллективизм, практические навыки самостоятельного изготовления атрибутов к сказке.

«Учимся четко говорить»

Погружение в сказочную ситуацию.

Введение понятия «скороговорка».

Игра-упражнение «Едем на паровозе».

С помощью сказки развивать фантазию детей.

Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок.

«Веселые стихи читаем

и слово-рифму добавляем»

Погружение в сказочную атмосферу.

Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов ».

Придумывание рифмующихся слов.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Упражнять детей в подборе рифм к словам.

Закрепить понятие «рифма».

Репетиция спектакля «Кукольная история»

Генеральная репетиция спектакля с использованием  музыки, костюмов, реквизита, декорации.

Обратить внимание на правильное произношение слов в диалогах, верное передача характера персонажей.

Ритмопластика. Игра «Принцесса», «Баба-Яга»

Беседа о театре.

Игры на развитие двигательных способностей: «Принцесса», «Баба-Яга»

Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал.

Развивать  умение понимать  характер и настроение музыки.

Показ спектакля «Кукольная история»

Воспитывать интерес к театрально - игровой деятельности

ЯНВАРЬ (6 занятий)

Неделя месяца

Тема,

основной компонент занятия

Задачи

«Рассказываем про любимые

игры и сказки»

Рассказы детей по ассоциациям.

Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.

Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Музыкальные игры

«Танец червячков», «Пяточка носочек», «У жирафа пятна».

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ. Совершенстве умение ориентироваться в пространстве.

Знакомство со сценарием кукольного спектакля «Цыпленок Дорофей»

Обучение детей приемам кукловождения театра бибабо.

«Наши эмоции»

Рассматривание сюжетных картинок.

Беседа.

Упражнение «Изобрази эмоцию».

Практическое задание.

Обсуждение.

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость».

Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице.

Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли

Репетиция кукольного спектакля «Цыпленок Дорофей»

Обратить внимание на правильное произношение слов в диалогах.

Совершенствование воображения, фантазии.

Развивать дикцию.

ФЕВРАЛЬ (8 занятий)

Неделя месяца

Тема,

основной компонент занятия

Задачи

Культура и техника речи

Упражнение на дыхание «Спать хочется»

Работа над пословицами и поговорками.

Продолжить совершенствовать речевой аппарат, учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, cсердито.

Репетиция кукольного спектакля «Цыпленок Дорофей»

Продолжать развивать умения использовать куклы бибабо в разыгрывании  сценок.

Формировать интонационную выразительность речи.

Вызывать желание участвовать в спектакле.

Мастерская Петрушки.

Изготовление атрибутов  и афиши к сказке «Цыпленок Дорофей»

Приучать детей к активному участию в подготовке и проведению спектакля, в изготовлении атрибутов.

Кукольный спектакль

«Цыпленок Дорофей»

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к участию в спектакле.

Знакомство со сказкой  посвященной празднику 8 марта «Побеждает дружба»

Чтение сценария  сказки .

Беседа о прочитанной сказке.

Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.

Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

Репетиция сказки «Побеждает дружба»

 Распределение ролей

Пантомимические упражнения. Интонационные упражнения.

Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.

Ритмопластика

Разминочные упражнения.

Упражнения на внимание и координацию.

Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Репетиция сказки «Побеждает дружба».

 Работа над  дыханием, артикуляцией.

Работа над голосом.

Обратить внимание на правильное произношение слов в диалогах.

Совершенствование воображения, фантазии.

Развивать дикцию.

МАРТ (8 занятий)

Неделя месяца

Тема,

основной компонент занятия

Задачи

Генеральная репетиция спектакля

«Побеждает дружба»

Изготовление атрибутов к сказке.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Приучать детей к активному участию в подготовке  к спектаклю, в изготовлении атрибутов.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам.

Спектакль для мам, посвященный 8 Марта «Побеждает дружба».

Совершенствовать исполнительские умения.

Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми.

Воспитывать любовь и интерес к театральному искусству.

Самостоятельная

театральная деятельность

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев.

Совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики.

Воспитывать заинтересованное отношение к играм- драматизациям.

«Друг всегда придет на помощь»

Чтение стихотворения о друге.

Рассказ из личного опыта.

Игра-загадка «Зеркало».

Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.

Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

Театральная игра

«Одно и то же по-разному».

Развитие воображения и фантазии. Сохранить детскую наивность,

непосредственность, веру в себя.

«Друг всегда придет на помощь»

Чтение стихотворения о друге.

Рассказ из личного опыта.

Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.

Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

Разработка вместе с детьми  сценария праздника юмора и смеха «Весенний переполох».

Развивать творческую активность, умение выбирать интересные конкурсы и игры к празднику.

Подготовка к празднику юмора и смеха «Весенний переполох»

Распределение ролей к юмористическим мини-спектаклям.

Учить детей понимать юмор.

Совершенствовать умение детей передавать образы героев.

АПРЕЛЬ (8 занятий)

Неделя месяца

Тема,

основной компонент занятия

Задачи

Праздник юмора и смеха

«Весенний переполох»

Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей.

Воспитывать желание доставлять радость своим творчеством.

Ритмопластика

Разминочные упражнения.

Упражнения на внимание и координацию.

Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Знакомство со сценарием сказки по ЗОЖ «Как медведь трубку курил».

Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Репетиция сказки

«Как медведь трубку курил».

 Распределение ролей.

Пантомимические упражнения. Интонационные упражнения.

Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ.

Мастерская Петрушки

(вместе с родителями).

Изготовление кукол для театра с  «живой рукой» и декораций к сказке «Как медведь трубку курил».

Развивать совместное творчество детей и родителей в процессе изготовления кукол для театра с  «живой рукой» и декораций для спектакля.

Репетиция сказки

«Как медведь трубку курил».

Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях.

Определить готовность детей к показу сказки.  Развивать умение строить диалоги между героями. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи.

Совершенствовать выразительность движений.

Мастерская Петрушки

Изготовление афиши к спектаклю «Как медведь трубку курил».

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать афишу к сказке. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать внимание, творчество и фантазию.

Показ спектакля «Как медведь трубку курил».

Совершенствовать исполнительские умения.

Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед зрителями.

МАЙ (8 занятий)

Неделя месяца

Тема,

основной компонент занятия

Задачи

Знакомство со сценарием спектакля «Буратино».

Распределение ролей.

Пантомимические упражнения. Интонационные упражнения.

Формировать у детей интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Поощрять стремление активно участвовать в спектакле.

Воспитывать навыки театральной культуры.

Репетиция спектакля

«Буратино».

Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях.

Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).

Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.

Культура и техника речи. Скороговорки.

Произношение скороговорок.

Отработка диалогов к спектаклю «Буратино».

Формирование правильного произношения, артикуляции.

Учить быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Мастерская Петрушки

Изготовление афиши и декораций к спектаклю «Буратино».

Закреплять умение детей самостоятельно изготавливать афишу к спектаклю. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать внимание, творчество и фантазию.

Репетиция спектакля

«Буратино».

Работа над  дыханием, артикуляцией.

Работа над голосом.

Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.

Показ спектакля для детей старших и подготовительных групп

«Буратино»

Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Театральный КВН с участием родителей

Закрепить знание детей об истории возникновения театра, о внутренней обстановке театра, о театральных профессиях.

Продолжать развивать мышление, внимание, память.

Совершенствовать художественноречевые навыки детей при инсценировке отрывков из сказок.

Воспитывать чувство коллективизма; умение договариваться с товарищами, радоваться общим достижением и результатом.

Диагностика театрализованной деятельности

Определить уровень развития творческих способностей детей.

Всего: 62 ч

План работы с родителями

месяц

Форма работы

октябрь

Консультация для родителей

«Развитие детей в театрализованной деятельности»

ноябрь

Папка-передвижка для родителей «Играем в кукольный театр»

декабрь

Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки»

Показ кукольного театра «Теремок» с привлечением родителей

январь

Творческая мастерская «Волшебные превращения в мастерской Петрушки» (изготовление совместно с детьми, декораций, кукол для театра).

февраль

Папка-передвижка для родителей «Театр на кухне»

Индивидуальные консультации по вопросам художественно эстетического воспитания детей.

март

Привлечение родителей к участию в театральном неделе.

апрель

Оформление фотовыставки «Мы – артисты»

Творческая мастерская «Волшебные превращения в мастерской Петрушки»

май

День открытых дверей для родителей «Театральный КВН».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

дополнительная образовательная    программа театральной студии«в гостях у сказки»  для детей дошкольного возраста 5-7 лет...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ Примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста

Театральные ступеньки (примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста). - Анжеро-Судженский городской округ: 2014 .- 60с.Материалы адресованы для воспитателей ДОУ, педа...

Рабочая программа театральной студии "В гостях у сказки" для детей старшего возраста на 2018 – 2019 учебный год

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, разви...

Рабочая программа театральной студии "В гостях у сказки" для детей старшего возраста на 2019 – 2020 учебный год

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развив...

Рабочая программа театральной студии "В гостях у сказки" для детей 2 младшей группы на 2022 – 2023 учебный год

Выразительность речи у детей развивается в течение всего дошкольного возраста. Привычку к публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с раннего детства к выступлениям пере...