Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с поэзией
статья (подготовительная группа) на тему

Алифанская Татьяна Александровна

Статья на тему: "Ознакомление старших дошкольников с поэзией"

Стихотворение собственного сочинения "Зима пришла"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с поэзией.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии  и педагогике как узел, в котором  сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывают основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. В итоге речь детей становится осознанной, связной, контекстной, из нее постепенно уходят слова-заменители, и это позволяет дошкольникам более полно и грамотно выражать свои мысли. В целом же развитие ребенка идет в направлении не только собственного речевого развития, но и в более широком плане развития его как личности, т.е. интеллектуально, социально, нравственно, эстетически, физически.

Еще великий русский лингвист, основоположник системы обучения детей родному языку Ф.И.Буслаев указывал, что цель такого обучения должна состоять в усвоении ребенком языковой культуры народа через систему специальных речевых упражнений, что является основой для развития врожденного дара слова и условием речевого развития ребенка.Он подчеркивал, что все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя, а применительно к первоначальному обучению отстаивал мысль, что грамматика должна быть только прибавлением к чтению, к письменным и словесным упражнениям.

В этих словах отчетливо видно, то значение, которое имеет чтение художественных произведений в полноценном речевом развитии детей. Не случайно программные требования к развитию речи в условиях детских дошкольных учреждений содержат задачи ознакомления старших дошкольников с литературными произведениями, включая поэтические тексты.

Однако эффективность такого ознакомления, прочтения стихотворных произведений в значительной степени зависит от педагогической составляющей развития речевых умений детей при работе с такими произведениями.

Поэзия, как и проза – один из основных типов искусства слова, который имеет важное значение в мировой литературе разных эпох и поколений. С давних времен, начиная со средних веков и заканчивая недалеким прошлым, поэзия проявляется во всех сферах жизни человека: то ли в быту, то ли на работе, или даже на войне. С помощью поэзии легко можно передать настроение и эмоции человека, его отношение к тому или иному происходящему событию, самые нежные и возвышенные чувства.

Начинать знакомство детей с поэтическими произведениями необходимо с раннего возраста. Кроха еще лежит в коляске, а мама уже декламирует ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет», народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные напевы. Поэтому, можно сказать, что материнское (семейное) общение  играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает  словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, упражнения, развивающие речевой слух, дыхание, овладение орфоэпией, отчетливое произношение звуков и слов. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др. Чем больше ребенок будет учить наизусть, тем больший объем памяти  сформируется у него для дальнейшего обучения.

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминают стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно  «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С.Маршака и других.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно больше по объему стихи (два четверостишья) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5 лет. Характерной чертой памяти маленьких детей, поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.

Алексеева М.М. и Яшина Б.И. в своем пособии «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» предлагают для заучивания с детьми метод использования иллюстраций к фрагментам стиха. Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий мир с помощью наглядно-образного  мышления. Картинный фон, который наблюдает ребенок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринимать стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

На формирование выразительности направлены и такие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации, напоминание о похожем случае из жизни ребенка, характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

На занятиях, целью которых является заучивание стихотворения, нашел применение интересный и достаточно эффективный метод заучивания при помощи мнемотаблиц. Этот метод основан на графическом или иллюстративном обозначении содержания каждой строки произведения, которое помещается в последовательной таблице. Ребенок использует предложенные изображения как подсказки и гораздо быстрее заучивает стихотворение, а  содержание надолго остается в памяти ребенка, так как восприятие детей этого возраста основано в большей степени на наглядности и ассоциациях.

Таким образом, при ознакомлении детей с поэзией и при заучивании с ними стихотворений, воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

- вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,

- помочь принять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,

- обеспечить запоминание,

- научить выразительно читать перед слушателями,

- воспитывать любовь к поэзии.

В наше время очень важной становится проблема отбора поэтических произведений для чтения детям и поиска новых методических путей формирования художественного восприятия этих произведений. В качестве критериев такого отбора и поиска можно назвать:

- оптимальное использование сензитивных периодов в развитии ребенка;

- оптимальное использование краткого и насыщенного векторами развития времени в период детства;

- сохранение классического поэтического наследия и знакомство с наиболее талантливыми, отражающими современную жизнь произведениями.

Но самой главной целью должно стать воспитание, помогающее ребенку осознать и познать себя и развивающийся мир культуры родного языка, помогающее ему войти в мир культуры и стать его со-творцом.

Исследователями периода дошкольного детства всегда отмечалось, что из всех видов искусства и художественного творчества самым близким ребенку является именно поэзия. Заинтересованность детей в ознакомлении с поэтическими произведении, активность их участия в процессе заучивания стихов, желание читать наизусть для слушателей, степень восприятия поэзии главным образом зависит от увлеченности, инициативности, активности педагога, грамотности планирования работы, правильности подбора произведений, применения воспитателем эффективных методов и приемов  в деятельности по ознакомлению дошкольников с поэзией.

В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Исходя из вышесказанного, педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога. Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Решение его    в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы.      

В рамках той программы развития речи, в которой работает детское дошкольное учреждение, решаются задачи речевого развития старших дошкольников, определяются конкретные методы работы по ознакомлению детей с поэтическими произведениями, входящими в круг детского чтения. Главная же цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями согласно особенностям своего возраста и индивидуальным особенностям. Необходимо также формирование художественно-речевой деятельности детей, овладение выразительными средствами родного языка, для чего поэтические произведения выступают прекрасным материалом. Методы формирования творческих речевых умений детей при работе с поэтическими текстами могут быть в целом вполне традиционными. Однако сюда необходимо привнести творческого элемента со стороны, как педагогов, так и самих детей. Этому способствует специфика поэтического текста, особенности авторского стиля, занимательность поэтических жанров (стихотворения, сказки, басни и т.д.). От умения педагога увлечь детей каждым произведением во многом зависят и  формы работы с детьми, и эффективность усвоения ими прочитанного, а значит, и общий уровень их речевого развития к концу посещения ДОУ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что стихи детям читать необходимо, ведь слушая их, ребенок приучится к гармонии русского слова, сердце наполнится чувством изящного. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает мир звуков. Пусть поэзия действует на них как музыка.

«Стихи нужны детям. Будем же им давать наилучшее и оберегать их от всего пошлого и бездарного» - писала Е.И.Тихеева.

 Список литературы

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие, М., 1998

2.Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание, 1991, №4

3.Крупенчук О.И. Стихи для развития речи, СПб.,2004

4. Моисеева Л.А. Специфика чтения лирических произведений в старшем дошкольном возрасте // Психология, социология и педагогика. Октябрь,2012

5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников, М., 2008

6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей, М., Просвещение, 1981

7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий, М., 2010

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, М., 2004

9.Статьи из интернета (сайты по развитию ребенка).  



Предварительный просмотр:

ЗИМА  ПРИШЛА.

Заметелило, закружило,

Заморозило, запорошило.

И засыпало снегом белым,

Будто кто-то рисует мелом.

Разгулялась зима не на шутку,

Не дает отдохнуть ни минутки.

Я уже устала немножко

Расчищая от снега дорожки.

Хлопья снега падают дружно.

Я кричу им: «Хватит, не нужно!»

А хозяйка-зима то и дело

Пух лебяжий взбивает умело.

Знает, видно, она все секреты,

Не нужны ей мои советы,

Что укрыть потеплей землю надо,

Сад и поле, лозу винограда.

Детворе снегопад не помеха.

Он им в радость – просто утеха!

Сани с горки летят друг за другом,

Эхом смех раздается в округе.

А мороз-затейник, помощник,

Словно самый маститый художник

На стекле рисует узоры,

Точно кружево в зимнем уборе.

На реке, будто зеркало, лед.

Тут толпится с коньками народ.

Нет покоя утиной семье –

Свой приют нашла в полынье.

А прозрачный воздух морозный –

К пробуждению стимул серьезный,

Будоражит мой дух и бодрит

И душа, словно птица, парит.

                               

               ( 04.12.2011 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию в старшей группе по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения "

Цель:  Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать  работу по формированию  знаний о ПДД   у детей старшего возраста...

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ:  «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

В настоящее время встал вопрос о том, что  современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому  проблема  экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так ка...

Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Все работы хороши!» старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Севастьянихина М.Б.

Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями взрослых "Все работы хороши" в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петро...

Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью, пейзажем и натюрмортом статья по рисованию (старшая группа) на тему

При ознакомлении детей с пейзажной живописью решаются следующие задачи: Учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником д...

Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...