Программа профессионального саморазвития. Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности с дошкольниками.
материал на тему

Программа профессионального саморазвития. Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности  с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_professionalnogo_samorazvitiya_gliboshina_e.a.docx54.31 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное долшкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Вадского муниципального района Нижегородской области

Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности

с дошкольниками»

                                         Выполнил: воспитатель первой квалицикационой категории

                                                     Елена Александровна Глибошина

Актуальность темы:

       Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. И взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан  - маленьких детей.

В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего может стать  небезопасной для него. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребёнка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Поэтому необходимо  сформировать у ребёнка  сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитать готовность к эффективным, обоснованным действиям в экстремальных ситуациях. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребёнка форму экспериментирования, классификации, сравнения, моделирования.

Использование ИКТ  при изучении основ безопасности  позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Цель:  Повышение качества образования через активное внедрение в формирование основ безопасности у дошкольников информационно-компьютерных технологий.

Задачи:

  • Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.
  • 2.Выявить уровень усвоения  детьми старшего дошкольного возраста    основ безопасности жизнедеятельности.
  •  Активизировать познавательную деятельность дошкольников при помощи информационных компьютерных технологий.
  • Освоить и внедрить новые педагогические и информационные технологии, направленные на формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Срок работы: 2010-2012

Предполагаемый результат:

  • преобразование предметно-развивающей среды
  • эффективное использование новой наглядности - применение  новых педагогических информационных технологий в обучении дошкольников основам безопасности
  • активизация познавательной деятельности дошкольников

Этапы работы

 

Формы работы

Способ демонстрации результата проделанной

работы

Сроки

реализации

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Изучение методической, педагогической литературы

список литературы в плане

саморазвития

Сентябрь- октябрь 2010г.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

выступление с обзором на педсовете

Ноябрь-декабрь

2010г.

Основной этап

Обновление центра безопасности в группе, уголка безопасности для родителей.

оборудование

центра

безопасности

                                                                                                                             2011г.

Разработка перспективного плана, занятий по основам безопасности с использованием мультимедиа.

утверждение плана

администрацией

Участие в работе районного методического объединения.

мультимедийные

презентации

Участие в профессиональных конкурсах в ДОУ, на районном  и областном уровне.

предоставление

материала

из опыта работы

Внедрение в образовательный процесс

здоровьесберегающих

технологий.

применение

в образовательной процессе

Выступление с докладом по теме саморазвития.

мультимедийная презентация

Создание мультимедийного

 приложения к занятиям по основам безопасности для дошкольников среднего возраста.

использование в

воспитательно-образовательном процессе

Выступление  с творческим отчётом  о своей работе на РМО.

мультимедийная презентация

Проведение открытых занятий с использованием ИКТ  на муниципальном уровне.

применение

на занятиях

                                                                                                                                                                                                       2012г.

Посещение  занятий  коллег и участие в обмене опытом.

обсуждение на педсовете

Участие в профессиональных конкурсах в ДОУ, на районном  и областном уровне.

предоставление

материала из опыта работы

Активное и результативное участие воспитанников во всех творческих конкурсах и олимпиадах на районном  уровне.

предоставление творческих работ

Выступление перед коллегами на РМО:  «Использование ИКТ при изучении основ безопасности».

сообщение по теме

Принимать активное участие в работе районного методического объединения.

мультимедийные

презентации

Создание картотеки игр по основам безопасности для детей среднего возраста.

использование в воспитательно-образовательном процессе

Выступление  с творческим отчётом  о своей работе на РМО.

мультимедийная презентация

Составление консультативного материала для родителей по основам безопасности.

создание подборки консультаций,

памяток, папок-передвижек

Заключительный этап

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме саморазвития. Распространение и использование приобретенного опыта.

Выступление  на педсовете.

Распространение материала на уровне ДОУ, РМО.

Список литературы

по теме самообразования, которую предполагается изучить:

  • 1.Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  • 2.Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду». Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
  • Зубрилин А.А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.
  • Ибука М. «После трех уже поздно» - М.: Знание, 1992.
  • Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39 - 41.
  • Макасер И.Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.
  • Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
  • Новоселова С.Л., Петку Г.П. «Компьютерный мир дошкольника»  М.: Новая школа, 1997г.
  • Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
  • Фомичева О. С. «Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке» М.: "Гелиос АРВ", 2000г.

Методическое обеспечение

  • Программа «Истоки», Л.А. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2011г.,
  • НИРО
  • «Основы  безопасности детей» под ред. Р.Б.Стеркиной.
  • «Здоровый дошкольник»  под ред. Ю.Ф.Змановского.
  • «Физкультура дошкольникам»  под ред. Л.Д.Глазырина.
  • «Здоровье с детства» под ред. Т.С.Казаковцева.
  • «Старт» под ред. Л.В.Яковлевой.

Методические пособия и технологии, используемые в работе:

  • Т.П.Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010г.
  • З.С.Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников» - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010г.
  • М.А.Фисенко «ОБЖ, разработки занятий» - Волгоград, 2010г.
  • Е.А.Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду» - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010г.
  • Е.А.Романова «Занятия по правилам дорожного движения» -М.: ТЦ Сфера, 2010г.

Приложение №1

Применый перспективный план работы

с дошкольниками 4-5 лет.

Раздел

Формы проведения.

Тематика.

Задачи

Сроки проведения

                                                                                  Ребенок и другие люди

Беседа «Кто нас окружает».

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними.

Сентябрь

Организованная образовательная деятельность

 «Как себя вести с незнакомыми

людьми.

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (на примере сказок «Красная шапочка», «Колобок»)

 Беседа «Если тебя обидели».

Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких.

                                                                           Ребёнок и природа

Организованная образовательная деятельность «Съедобные и несъедобные грибы» с использованием  мультимедийного оборудования.

Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать их по внешнему виду.

Расширить словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к природе.              

Октябрь

В течение года

Игра - беседа «Собака бывает кусачей».

Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними

Беседа «Рядом вода»

Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой)

 

 Рассматривание альбома  «Ядовитые растения».

Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями.

Д/и  «Каждый грибок в свой кузовок», «Сбор грибов и ягод» 

Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы. Закрепить  знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. 

                                                                                                                                           Ребёнок  дома

Организованная образовательная деятельность

«Пожар»

с использованием мультимедийного оборудования

.

Дать детям представление о том, что такое пожар и из-за чего он может возникнуть, кто приходит на помощь, что помогает потушить пожар.

Познакомить детей с назначением телефонного номера 01

Развивать умение работать с готовыми аппликационными формами. Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.

Ноябрь

 Игра-драматизация. «Кошкин дом».

Развивать творческие способности детей. Показать, что совместными действиями можно потушить пожар.

Чтение. К.И.Чуковский «Путаница»

Развивать у детей чувство юмора, любовь к художественному слову. Закреплять знания об осторожном обращении со спичками.

Беседа «Что может испортить новогодний праздник?» (украшение елки свечами, электрическими гирляндами, ватой, свечками).

Закрепление знаний об осторожном использовании бенгальских огней и петард, иллюминации.

Декабрь

С/р игра«Семья»

Упражнять детей в проигрывании ситуации «Пожар в доме». Продолжать учить ролевому диалогу.

Организованная образовательная деятельность

«Наши друзья и враги».

Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами.

Беседа « Другие опасности дома»

 Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными.

Дидактическая игра «Электроприборы»

Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования ими.

В течение года

Подвижная игра «Огонь»

Развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений. Формировать чувство ответственности за небрежное отношение к огню

                                                                                      Здоровье ребенка

Игра-беседа «Изучаем свой организм»

Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.)

Январь

Организованная образовательная деятельность

«Личная гигиена»  - с использованием мультимедийного оборудования

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Расширять представления о предметах личной гигиены

Воспитывать  бережное отношение к своему здоровью.

Беседа «Если ты заболел» -  

Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью.

Рассматривание иллюстраций о работе врача

Расширять представления детей о профессии врача, объяснить , что это наши помощники, учить осознанно  воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять

Февраль

Организованная образовательная деятельность

«Витамины и полезные продукты».

 с использованием мультимедийного оборудования

Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются.

Рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.

Обобщить и закрепить понятия «овощи» и «фрукты».

Воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.

Д/и «Наши помощники»

Закрепить знание детей о предметах личной гигиены.

В течение года

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача».

Закреплять представления детей о профессии врача, учить в случае необходимости обращаться к врачу за помощью.

                                                                                 Эмоциональное благополучие ребенка

Беседа «Ребята, давайте жить дружно»

Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни.

Март

Чтение сказки «Пых». Беседа.

С помощью сказки обратить внимание детей на причины возникновения страхов, их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными.

Организованная образовательная деятельность

«Конфликты между детьми».

Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их.

                                                                                                                                                                                                      Ребёнок на улице

 Беседа»Вот эта улица, вот этот дом».

Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания

Апрель

Организованная образовательная деятельность

«Мчатся по улице автомобили».

 с использованием мультимедийного оборудования

Познакомить детей с различными видами транспорта (грузовой, пассажирский), их назначением.

Научить правилам поведения в общественном транспорте.

Воспитывать культуру поведения.

Беседа «Если ты – пассажир».

Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в  автобусе.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».

Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте — автобусе.

Организованная образовательная деятельность «Помнить обязан любой пешеход»

с использованием мультимедийного оборудования

Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть»,

Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»;

Закреплять знания детей о функциях светофора

Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть

Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Май

Целевая прогулка ««Пешеходный

переход»

Понаблюдать за пешеходами на пешеходном переходе;

 закрепить правила перехода через улицу.

Беседа «Где должны играть дети».

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части.

Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч"

Закреплять правила игры на улице.

Д/и «Разрезные картинки»

Закрепить знания детей о видах транспорта, учить составлять изображение их изображения из нескольких частей.

В течение года

Д/и «Светофор».

Закреплять знания о значении сигналов светофора.

П/и «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».

Закреплять правила дорожного движения, умение быстро реагировать на сигнал.

Приложение №2

Примерный перспективный план сотрудничества

с родителями воспитанников.

Раздел

Формы проведения.

Тематика.

Сроки проведения

Ребенок и другие люди

1.Папка передвижка «Чтобы не было беды».

2.Консультация для родителей  «Воспитание у  детей навыков безопасного поведения в общении с другими людьми через сказку».

3.Памятка «Осторожно – незнакомец».

Сентябрь

Ребёнок и природа

1.Папка – передвижка «Осторожно, ядовитые грибы!»

2.Памятка «Охрана жизни и здоровья при общении с собакой».

3.Памятка «Ребёнок и домашние животные».

Октябрь

Ребёнок дома

1.Папка – передвижка «Безопасность ребёнка дома».

2.Памятка «Правила поведения при пожаре».

3.Консультация для родителей «Ёлочка, зажгись!».

Ноябрь-декабрь

Здоровье

ребенка

1.Папка-передвижка «Золотые правила Мойдодыра».

2.Консультация для родителей «Одежда дошкольников должна быть безопасной».

3.Памятка «Формируем здоровый образ жизни».

4.Рекомендации для родителей «Какой должна быть обувь дошкольника».

Январь-февраль

Эмоциональное благополучие

ребёнка

1.Папка передвижка «Детские страхи».

2.Консультация для родителей «Конфликты между детьми».

Март

Ребёнокнаулице

1.Памятка «Безопасность на дорогах»

2.Консультация для родителей ««Правила дорожного движения –   правила  жизни»

Родительское собрание по ПДД  «Безопасность детей на улицах!»

Апрель-май