Сенсорное воспитание детей раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ахметшина Наталья Анатольевна

Исследования проведенные психологами показали, что большая часть трудностей возникающих у  детей во время обучения в школе (особенно в первом классе), связана с недостаточной  точночтью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунков, орфографической неточности. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием еще в дошкольном возрасте начиная с самого раннего детства.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\100PHOTO\SAM_0960.JPG                 

     Сенсорное развитие

     детей раннего возраста.

                 

     Работая с самыми маленькими детишками  (а им от 1,6 до  3 лет),  уделяю особое внимание сенсорному развитию детей, ведь именно этот возраст является  наиболее восприимчивым  для усвоения сенсорных эталонов, благодаря, которым малыш познает окружающий мир, учится, развиваются его не только его тактильные ощущения, но и мышление, восприятие всего окружающего. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, орфографической неточности. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.  

Хочу немного рассказать о своей работе в этом направлении. Ведь для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.  Расширять кругозор  каждого ребенка на базе ближайшего его окружения.

 Во-первых, перед собой я поставила следующие задачи:

  •  Создавать условия  для развития самостоятельной познавательной активности.
  •  Успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольника.
  •  Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
  •  Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
  •  Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

Сенсорное воспитание детей осуществляю через разные формы работы:

  •  Создание сенсорного уголка в группе;
  •  Игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
  •  Фронтальные и подгрупповые занятия;
  • Развлечения;
  • Занятия "Предметы вокруг нас" (П/р);
  • Занятия "Наши помощники" (П/р);
  • Занятия «Покормим курочек» (Х/Э);
  • Занятия «Пятнашки» (Х/Э);
  • Занятия «Тили-тили-тесто…» (Х/Э);
  • ОРУ. Подвижные игры: «Пройди по мостику», «Прогони волка», «Птички в гнездышках» и т.д. (Ф/р)

На своей группе я разработала творческий проект: «Ручки-почемучки» по сенсомоторному воспитанию детей раннего возраста, целью которого стало: создание условий для развития полноценного восприятия окружающей действительности, для ознакомления детей с цветом, формой, величиной предметов по принципу последовательности сенсорных эталонов, и постепенное усложнение заданий.

 D:\Фото\лето 2013 анапа\DSCI0048.JPG

Для своего проекта определила следующие задачи:

  • Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
  • Закрепить умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
  •  Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи;
  • Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств) ;
  •  Показ различных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.
  • Закрепление у детей понятие форм: круглая (шар), кубик ;
  • Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине,

 Проект по своей направленности  творчески – исследовательский и  включает в себя интеграцию пяти образовательных областей: познавательное развитие, творчески-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное и речевое развитие.

Предполагаемые  результаты проекта:

  •  Овладение детьми сенсорными эталонами (знание цвета, формы, величины)
  • Овладение детьми способами действия с предметами и орудийными действиями;
  • Совместная работа родителей и воспитателя по воспитанию и развитию сенсорных эталонов у детей.

Проект состоит из трёх этапов:        

Этап: подготовительный.

Для начала работы над  проектом я  сделала тематическую подборку из методической литературы,  статей из журналов “Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в создании мини-центров с сенсомоторной направленностью, приобретение и изготовление игр и пособий; диагностирование детей; доведение до сведений родителей важность проблемы формирования сенсорных способностей у младших дошкольников; создание картотеки игры по сенсорному развитию.

Сенсомоторный центр должен решать следующие задачи:

-       для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

-     развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

-      снятия мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

-     создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; повышение самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

 -     активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти). 

При выборе месторасположения  мини-центров  в группе  учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для центров в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

 Оформила мини-центр экспериментальной деятельности, который  дает возможность выполнять простейшие манипуляции с различными предметами, игрушками,  возможность маленьким деткам исследовать, трогать, ловить, ощущать предметы, тем самым делая  свои первые опыты и  познавать окружающий мир.

C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\SAM_1037.JPG

        D:\Фото\лето 2013 анапа\DSCI0035.JPG

Так же на своей группе я оформила мини-центр «Деревенский дворик», где дети могут не только знакомиться с его обитателями, но и становиться непосредственными участниками сюжетных игр в этом дворе: потрогать и покормить животных, собрать куриные яйца, отдохнуть на травке, перебрать для курочки зерно и т. д.

C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\100PHOTO\SAM_1019.JPGМалыши могут «собирать» урожай из яблок и слив (фрукты на деревьях - вязанные, и их можно менять в зависимости от темы), «садить» и собирать овощи с грядки (овощи сделаны из поролона, так же их можно менять). Дети знакомятся со свойствами многих других  материалов, тем самым  развивают тактильные  ощущения, речь.

C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\100PHOTO\SAM_1010.JPG
C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\100PHOTO\SAM_1011.JPG

В дворике  роль зеленой  травы выполняет «Колючий» коврик, на котором дети могут постоять, полежать, походить, тем самым развивает своё  тактильно-двигательное восприятие, профилактика плоскостопия.

C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\100PHOTO\SAM_1022.JPGC:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\100PHOTO\SAM_1024.JPG


Эти мини-центры  используются  как  в педагогическом процессе  на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Следующий   этап: реализованный

 Сюда вошли самые разнообразные задания, игры постепенно усложняющиеся по своему содержанию. Немного расскажу о работе по реализации проекта.

        

В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) необходимо постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Например, когда знакомились с красками, а целью обучения являлось обучение и закрепление у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являлись краски  сначала четырех основных для совсем маленьких детишек, и восьми цветов, для тех, кто  постарше, а так же  разноцветные листы бумаги. Техника рисования так же должна быть разнообразной: рисование пальчиками, ладошками, печатками, губкой, зубной щеткой, ватными палочками. С цветом знакомила с каждым по отдельности,  использовала показ презентации: «Всё о цвете для самых маленьких».C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\100PHOTO\SAM_0965.JPG

Использую так же различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

Хороший эффект дает использование массажных мячей, разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. «Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. По аналогии можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами.

Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия. Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия.                                C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\SAM_1039.JPG

Важно заинтересовать и вызвать у ребенка желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету). Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и само - массажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. 

Вот  некоторые игры-задания, которые проводила во время проекта:

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары                        одинаковых  пластинок.  

«Разноцветные мешочки»  

Перебирая разноцветные мешочки, ребенок определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера мешочка или  наполнителя (например: манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы). 

C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\100PHOTO\SAM_1003.JPG

 «Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы: мяч, тарелка, пуговица, колесо от машины и т. д., овал и предметы овальной формы: яйцо, огурец, желудь и т. д

«Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

«Пирамидки»

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Матрешки»

Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе частей матрешек.

«Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

«Прищепки»

На любой силуэт из фанеры ребенок учиться цеплять прищепки (ёжик, солнышко, смайлики); усложнить задачу можно, если прищепки цветные.

«В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

 «Колпачки»

Изготовить игру можно с пластиковых бутылок из-под молока, йогуртов разных размеров, разрезанных пополам, ярко украшенных. Ребенок может составлять их по размеру друг на друга.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

«Собери бусы»

2 варианта:

  1. Ребенок просто собирает хаотично бусы. (для самых маленьких от 1 года (бусы, конечно должны быть крупными));
  2. Педагог показывает элемент — образец части бус, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по образцу собирают бусы из разноцветных бусинок.

«Рассели мышек»

Ребенку предлагается расселить мышек по своим «домикам». Закрепление цветового восприятия.

        C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\SAM_1029.JPG

Сенсорный столик для самых маленьких «Занимательная полянка»

Здесь малыш может дать волю своим ручкам: крутить, вертеть, забивать гол в ворота, доставать мячики, забрасывать их в отверстия  бутылочек, собирать нектар (бусинки) с цветов, учить название основных цветов, развивать не только мелкую моторику, но и глазомер, умение сосредоточиться.

        C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\100PHOTO\SAM_1007.JPG

        C:\Users\Наташа\Desktop\фото дети мл.группа\100PHOTO\SAM_1001.JPG        

На последнем заключительном этапе провела занятие «Играем сказки», диагностирование детей; представила для родителей презентацию развивающей среды по сенсомоторному воспитанию и  конкурс среди родителей «Развивающая игрушка», который вызвал неподдельный интерес.

Результаты проекта:

  • Активное использование в совместной и самостоятельной деятельности игр и пособий;
  • Воспринимать познаваемые предметы и их свойства, устанавливать сходства и различия предметов по их признакам;
  • Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим признакам;
  • Соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами;
  • В ведение дидактических игр в решение обучающих задач по обогащению непосредственного чувственного опыта детей.

Конечно, проведение проекта не ставит точку в дальнейшей моей работе по сенсомоторному развитию детей, потому что день за днем маленькому ребенку необходимо реализовывать его первую потребность в познании: трогать, осязать, и совершать все нужные для его возраста манипуляции, развиваться, расти, взрослеть. Познание окружающего мира начинается с ощущений,  восприятия. Чем богаче будут ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком знания об окружающем мире.

Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания

в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того,

 насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное

познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности

ребёнка, необходимая предпосылка для его интеллектуального развития. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Материал для консультации брала из разных источников. Меня очень увлекает сенсорика, надеюсь будет вам интересно....

Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей....

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной  в работе....

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...

"Сотрудничество ДОУ с семьёй в рамках сенсорного воспитания детей раннего возраста"

Деятельность педагога, для успешного развития личности ребёнка посредством навыков сенсорного воспитания....

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С (1,5-2 ЛЕТ) СЕНСОРНАЯ ЮБКА« Матрешка»

Программные задачи: Образовательные:1этап- учить детей различать предметы по величине (большой – маленький);2этап- учить детей различать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый);- з...