Обобщение педагогического опыта по теме: »Формирование исторических знаний и патриотических чувств к родному краю»
проект на тему

Полтавцева Вера Егоровна

В данной работе говорится о преимуществе проектной деятельности в формировании исторических знаний и патриотических чувств к родному краю.В размещенном материале я обобщила свой опыт в проектной деятельности по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/sites/default/files/opyt_raboty.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме: »Формирование исторических знаний и патриотических чувств к родному краю»

Дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования исторических знаний и патриотических чувств к родному краю, так как дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, её способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали патриотическую направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в исторических познаниях.Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет метод проекта

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к познанию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.  

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции.

Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе метода проектов, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.В этом может помочь метод проекта построения занятий.

Словом «занятие» назван не аналог школьного урока, а любой вид занятости детей, включая игру и свободную деятельность.Проект может включать в себя все виды деятельности. Метод проектов организации педагогического процесса в детском саду позволяет решить проблему целеполагания; он делает деятельность детей осмысленной и необходимой им самим на каждом конкретном этапе обучения.  Дети учатся для того, чтобы использовать получаемые знания в своей ближайшей практической деятельности.Проект не надстраивается над педагогическим процессом, а встраивается в него. Следовательно, педагог при составлении плана работы включает темы занятий проекта в качестве тем занятий по соответствующим видам деятельности.Преимущество обучения детей на проектной основе.

1.Метод позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.

2. Педагогический процесс становиться более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

3.Способствует развитию принципа обучения в игре: играя дети не замечают, что обучаются.

4.То же фактор придаёт деятельности детей определённую значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети чётко видят цель обучения, и это облегчает формирования у них целеполагания

5. Понимание значимости своей работы и удовлетворения от качества её конечного результата создаёт у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.

6.Способствует формированию оптимальных взаимоотношений между детьми и педагогом. Это облегчает переход от учебно - дисциплинарной к личностно- ориентированной модели обучения.

7. Отсутствует психологическое давления на ребёнка.

8. Основной акцент смещается с сообщений знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.

Работа по составлению проекта начинается с выбора тематики.

Далее  была проведена  работа по созданию предметно-развивающей среды в группе. При организации предметно-развивающей среды  учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направленно на развитие познавательного интереса каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями; стараться сделать её доступной,  и соответствующей возрастным особенностям детей.

Считаю, что при организации предметно пространственной среды в детском саду необходим нестандартный подход, высокотворческая деятельность педагога. В последнее время в педагогике большой популярностью пользуются создание мини - музеев в группе. Работа с детьми в мини-музеях  является  эффективной формой работы в плане познавательного развития, эмоционального благополучия детей.В уголке патриотического воспитания организовала фотовыставку «Этот День Победы»; создали книгу памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» подобрали детскую литературу о войне; создали альбом детских рисунков по темам «Ордена и медали», «Георгиевская ленточка», «Праздничный салют»; подобрали аудиотеку песен военных лет.

 Особенность таких мини-музеев в том, что здесь, в отличие от настоящих музеев, можно, и даже нужно трогать экспонаты, действовать с ними, создавать самим. Такой музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители, близкие люди. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.Созданная развивающая  среда в мини – музеях вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной познавательной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.В проекте все практически занятия являются интегрированные. В рамках одного занятия дети получают максимум представлений о свойствах качествах, отношений между объектами, явлениями, о существующих взаимосвязях в процессе разных видов детской деятельности (познавательно - исследовательная, игровая, трудовая, продуктивная, коммуникативная, музыкально – художественная.)

Разрабатывая содержание проекта, я стремилась, чтобы каждое занятие несло определённую функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы работы не повторялись, а были разнообразнымиВ соответствии с этим был подобран материал о Воронеже и воронежском крае , включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной) Помимо этого имеются карты, буклеты, схемы, модели, символы для ознакомления с городом, которые помогают детям лучше усвоить материал.С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.Так в старшей группе были представлены альбомы о ближайшем окружении («Моя семья», «Улицы нашего района», «Мой детский сад» и др.); оформлены витрины по микрорайону «Достопримечательности родного города».В подготовительной группе тематика расширилась. Оформлены альбомы «Промышленность города  Воронежа», «Люди нашего города»; оформлены витрины продукции предприятий нашего города; подобраны карты и схемы города, его герб и флаг, материал о защитниках  земли воронежской. Весь этот материал обогащает представления детей о родном крае, позитивно отражается на развитии ребенка.В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт»,  «Мозаика с видом достопримечательностей города» и др.Важно отметить, что проводимая проектная работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.Для повышения уровня знаний детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены городские мероприятия краеведческого характера. Мы побывали в музейно-выставочном зале на тематических занятиях: «Знакомьтесь - музей»,  «Воронежская история», «По улицам города»; посетили экспозиции: «Самая земная из профессий»,  «Воронеж в годы войны»,  посещали краеведческий музей«Народный костюм Воронежской земли»,. С большим интересом дети посещали выставки местных художников.Мы очень много работаем с книгой краеведческой направленности. Она помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле. Но книга не может заменить непосредственного наблюдения, поэтому мы регулярно совершаем пешие экскурсии, собираем материал об улицах нашего города. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней и тд.. Весь собранный материал оформляем в виде альбомов («Воронеж  сегодня», «Воронеж в прошлом »).У городской Доски почета дети узнали о лучших людях города наших дней и о тех, кто носит звание «Почетный гражданин». На стене Памяти у Вечного огня дети нашли фамилии людей, отдавших жизнь в боях за Родину, за родной город Воронеж и  возложили цветы .Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Дети совместно с родителями и воспитателями собирали материал по ВОВ..Встречи с интересными людьми – ветеранами ВОВ и труда, с воронежскими литераторами, художниками, расширили представления детей о современном мире.

Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов педагогического воздействия на ребенка

Уровень нравственного развития у 60% детей  подготовительной группы, после проведенной работы стал значительно выше. на среднем уровне находится 30% детей, 

Я наблюдала и проанализировала игровую деятельность детей. Анализ игр показал, что родной город не только остался для детей привлекательным объектом отражения, но под влиянием проектной  работы, его образ наполнился новым содержанием. В играх отражались и конкретные знания об известных местах, и обобщенные представления о них. Наблюдение за играми показало развитие эмоционально-положительного отношения детей к родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: Формирование связной речи

•Не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавая детям излишне много вопросов, требующих простого припоминания содержания. Вопросы должны ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников"

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников" и конспект интегрированного занятия по финансовой культуре....

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного края" от 16.03.2018 г.

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного края" от 16.03.2018 г....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

Обобщение педагогического опыта на тему «Формирование начал экологической культуры у детей среднего возраста»

Экологическое воспитание детей - преждне всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственное отношение  к природе, и к людям которые живут рядом, оно должно учить детей понимать себя и всё...