Проект для детей старшей группы "Перелетные птицы"
проект (старшая группа) на тему

Зубко Марина Владимировна

Проект для детей старшей группы "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pereletnye_ptitsy.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т е м а     п р о е к т а

« П е р е л е т н ы е        п т и ц ы»

Цель проекта: обобщить знания детей  о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Задачи проекта:

 Физическая линия развития

  1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Совершенствовать координацию движений.

 Социально-моральная линия развития

  1. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения.
  2. Развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки.
  3. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.

Эмоционально-ценностная линия развития

  1. Развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам речевой   деятельности.
  2. Обогащать эмоционально-чувственную сферу.
  3. Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности.

Познавательная линия развития

  1. Расширять кругозор детей о народных праздниках.
  2. Уточнить знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях.
  3. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.
  4. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.

Речевая линия развития

  1. Способствовать активизации словаря ( закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
  2. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств ( учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
  3. Развивать связную речь ( формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи)

Художественно- эстетическая линия развития

  1. Воспитывать интерес к народному творчеству.
  2. Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.
  3. Формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной деятельности.

Креативная линия развития

  1. Обучать детей элементам словотворчества.
  2. С целью развития мыслительных способностей формировать умение задавать вопросы.

Прогнозируемый результат:  этот проект позволит развить у детей познавательный интерес к жизни птиц, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Длительность проекта: 17дней

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

План реализации проекта:  

1 этап – мотивационный (2 дня)

2 этап – информационный (4 дня)

3 этап – репродуктивный (4 дня)

4 этап – итоговый (3 дня)

5 этап – творческий (3 дня)

6 этап – рефлексивно-оценивающий (1день)

Содержание проекта

Первый этап ( мотивационный)

Можно все сделать, стоит только захотеть.

Задачи педагога на этапе:

- Создать мотивацию, способствующую превращению педагогического задания в желание детей исследовать и творить, а также внутренней активности детей.

- Конкретизировать свои педагогические задачи на период реализации проекта, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка группы.

Виды деятельности

Цель

Тематическое

занятие « 1 апреля – Международный день птиц»

Дать знания о том, как в мире отмечается данный праздник. Расширить представление детей о птицах, закрепить характерные особенности зимующих и перелетных птиц. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями происходящими в природе. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.

Наблюдения за птицами

Учить замечать происходящие изменения в природе, устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, отмечать какие изменения произошли в жизни птиц.

Чтение художественных произведений:

- А.Толстой «Сорока»

- Н.Сладков

«Скворцы- молодцы»,

 «Вежливая галка»

Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать  умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений.

Практическая  деятельность

« Птиц мы встречаем – вкусной едой угощаем».

Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.

Совместно с детьми и родителями организовать выставку книг о птицах.

Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.

Виды деятельности

Цель

Работа с родителями:

- предварительный совместный труд по изготовлению кормушек и скворечников;

- познакомить родителей с началом новой темы;

- разместить в родительском уголке информацию « Знакомим детей с перелетными птицами»

Дать детям знания о том, что в Международный день птиц взрослые и дети развешивают домики и кормушки для птиц, которые возвращаются домой из теплых стран;

Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями.

Воспитывать экологическое сознание и экологическое поведение в природе, эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности.

Второй этап ( информационный)

Не говори «не умею», а говори «научусь».

Задачи педагога на этапе:

- Способствовать развитию у детей желания познавать новое;

- Формировать у детей умение учиться, желание поддерживать все начинания и предложения воспитателя;

- Развивать познавательный интерес, творческие способности детей.

Виды деятельности

Цель

Тематическое занятие

«Перелетные птицы»

Уточнить и расширить знания детей о перелетных птицах, об их повадках, образе жизни и отличительных особенностях, воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное.

Чтение художественных произведений:

В.Сухомлинский «Грач прилетел»;

В.Бондаренко «Журавль вернулся»;

Л.Полтава «Где живут наши птицы»

И.Бондарчук  «Домик для птиц»;

К. Перелесная « Ласточка»;

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.

Воспитывать познавательный интерес к художественным произведениям, закрепить  умение внимательно слушать произведение, анализировать содержание.

Экскурсия-поиск птиц в природе

Изучение  условий и образа жизни птиц, наблюдения за способами передвижения, питания; слушание пения птиц, формирование умения различать голоса птиц.

Беседа «Встречаем перелетных птиц»

Углубить знания детей о природе родного края, о перелетных птицах, познакомить детей с традициями и обычаями украинского народа, связанных с птицами.

Музыкальные занятия:

-Разучивание укр. Народной песни

«Ой, у вишневому садочку» , песни « Повертайся, ластівко» ( муз. В Верменича, слова М.Сигаївського),

песни «Зозуленька» (музыка и слова Н.Вересокіної );

- Разучивание песни-танца « Ой, летіла зозуленька», музыкальной игры « Скворушки»;

- Слушание романса композитора А. Алябьева «Жаворонок».

Формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной деятельности.

Развивать образность движений.

Виды деятельности

Цель

Слушание записи голосов птиц

Познакомить с отличительными особенностями песни следующих птиц (ласточка, грач, скворец, соловей, кукушка, жаворонок). Формировать  желание и умение различать птиц по голосу.

Дидактические игры:

«Кто где живет?», «Угадай птицу», «Кто что ест?», «Найди птенца», «Чье гнездо?», «Угадай по голосу», «Кто требует нашей заботы?».

Закрепить знания о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, пояснить их зависимость от природных условий, людей. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Экскурсия по страницам фотоальбома « Перелетные птицы»

Развивать у детей познавательный интерес к образу жизни перелетных птиц.

Заучивание стихотворений о птицах.

Формировать у детей умение передавать характерные особенности птиц в стихотворной форме, воспитывать интерес к художественному слову.

Техника безопасности

Познакомить детей с правилами поведения с птицами ближайшего окружения, объяснить небезопасность общения с незнакомыми и больными птицами.

Работа с родителями :

-Предложить родителям информационную консультацию  «Встречаем перелетных птиц»

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний о перелетных птицах.

Третий  этап (репродуктивный)

Это же просто, у тебя выйдет! Тот, кто уверен в себе, в своих силах, много чего может сделать для себя и для людей.

Задачи педагога на этапе:

- Помочь каждому ребенку испробовать свои возможности, сопоставив их с желаниями;

- Вызвать чувство уверенности в своих силах, умение принимать результаты детской деятельности с радостью и гордостью;

- Создать условия, при которых у детей возникает желание проявлять творчество;

- Проследить динамику развития каждого ребенка в сравнении с его личными предыдущими достижениями.

Виды деятельности

Цель

Составление описательных рассказов о птицах.

Закреплять умение детей составлять  описательные рассказы о птицах (внешний вид, отличительные особенности, чем питается, где живет, какие гнезда строит, как заботится о своем потомстве, какую песню поет, особенности взаимодействия с человеком); развивать связную речь, обогащать словарь.

Дидактические игры:

-Разложи птиц по месту обитания;

- Узнай птицу по описанию;

- Назови птенцов.

Закрепить знания детей о птицах.

Виды деятельности

Цель

Конструирование из бумаги «Грачи прилетели»

-Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме.

-Учить читать схему, понимать условные обозначения.

-Учить придерживаться предложенной в схеме  последовательности выполнения    поделки.

-Учить украшать поделку ,« оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.

-Развивать интерес к искусству оригами.

Изготовление книжек-малюток

« Птицы – наши друзья»

Учить  отражать в содержании книжек-малюток знакомую информацию о перелетных птицах, оформлять ее красочно, в привлекательном виде.

Рисование птиц.

Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида птицы.

Лепка жаворонков из соленого теста.

Приобщать детей к народным традициям и обычаям.

  Подвижные игры:

« Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются.

« Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями.

« Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши».

« Летал, летал воробей » - народная игра.

Развивать образность движений, формировать интерес к двигательной активности.

Музыкальная игра «Птичья мелодия»

Учить детей подбирать звучание разных музыкальных инструментов к образу той или иной птицы.

Изготовление стенгазет :

-«Международный день птиц»,

-«Это интересно знать!» (необычные факты из жизни перелетных птиц),

-«Как мы птиц встречали» (фоторепортаж)

Учить детей применять свои знания при составлении различных видов газет.

Экспериментальная деятельность.

Собрать коллекцию домиков для птиц. Собрать с детьми материалы, из которых    их делают.                    

Формировать  у детей познавательную активность.

   Прогулка.

 Развесить кормушки на деревьях, растущих вокруг детского сада. Насыпать в кормушки корм, крошки, зернышки.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помогать им.

Работа с родителями.

Предложить совместно с ребенком изготовить буклет или презентацию о перелетных птицах

Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Обеспечение преемственности в закреплении у детей знаний о перелетных птицах.

Четвертый этап (обобщение, анализ и систематизация знаний)

Мудрым никто не родился, а научился.

Задачи педагога на этапе:

  • Выяснить, произошли ли изменения в развитии каждого воспитанника;
  •  Обобщить и систематизировать навыки и умения, приобретенные детьми на протяжении предыдущих этапов.

Виды деятельности

Цель

Игра-викторина «Что мы знаем о птицах».

Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, их сезонном поведении.

Вечер загадок «Наши пернатые друзья».

Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц,

Дидактические игры:

« Разбери птиц »

« Четвертый лишний » (какая птица лишняя?)

« Кто чем питается? » (подобрать корм)

«Найди свою группу»

Закреплять умение классифицировать  птиц  на перелетных, зимующих. Учить сравнивать и обобщать.

Разгадывание с детьми кроссвордов о перелетных птицах.

Закрепить знания у детей названий птиц, особенностей их внешнего вида.

Самостоятельная художественная деятельность. Рисование на тему «Моя любимая птица»

Закрепить умение передавать в рисунке образ птицы, ее характерные особенности.

Музыкальная дидактическая игра

«Узнай по голосу».

Закрепить  умение различать птиц по голосу.

Инсценировка для детей младшей и средней групп « С птицами я дружу, и о них я расскажу».

Закрепить умение детей передавать свои знания о перелетных птица в театрализованной деятельности.

Дидактическое упражнение «Узнай птицу».

Закрепить у детей умение с помощью вопросов угадывать птицу.

Игра-путешествие « В гости к птицам»

Закрепить знания детей о птицах,  их образе жизни и отличительных особенностях,

Пятый этап (творческий)

Не бойтесь мечтать, фантазировать и творить!

Задачи педагога на этапе:

  • Верить в творческий потенциал, способности каждого ребенка;
  • Создать благоприятную атмосферу для  их развития;
  • Наполнить творческий процесс позитивными эмоциями;
  • Использовать в работе  идеи детей, родителей, сотрудников.

Виды деятельности

Цель

«Составление творческих рассказов на темы «Моя любимая птица»,

 « Что интересного я знаю о грачах» «Один день из жизни ласточки…»,

«Эта удивительная птица - соловей» и др..

Виды деятельности

Учить применять полученные знания о перелетных птицах при составлении творческих рассказов. Развивать речевую активность детей, творческое воображение и фантазию.

Цель

Творческие изображения птиц с использованием нетрадиционных техник(крупы, ткани, ниток, перьев, глины, теста, термомозаики).

Развивать творческие изобразительные навыки при передаче образа перелетной птицы.

Придумывание сказки на тему

 « Необычное путешествие ласточки». В работе использовать знакомый детям алгоритм создания сказки – взрослый поэтапно рисует сюжет сказки, придуманной детьми.

Развивать у детей творческое воображение.

Привлечь детей к оформлению фотоальбома « Птицы - наши друзья».

Формировать у детей позитивные эмоции при выполнении творческой деятельности.

Совместно с детьми разработать эскизы костюмов птиц к празднику.

Развивать у детей желание проявлять дизайнерские умения в практической деятельности.

Изготовление птиц из бумаги в подарок малышам.

Развивать творческие навыки по конструированию из бумаги при передаче образа перелетной птицы.

Конкурс на лучшего чтеца стихов о птицах.

Развивать навыки выразительности речи, формировать положительный эмоциональный настрой.

Работа с родителями.

Организовать конкурс «Лучший стоп-кадр» (фотография птицы)

Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Создать благоприятную атмосферу для развития творческих способностей детей.

Шестой этап (рефлексивно-оценивающий)

Замечаем и радуемся успехам каждого.

Задачи педагога на этапе:

- Научиться характеризовать как свое личное развитие, так и умственное, моральное развитие воспитанников;

- отобрать для дальнейшей работы педагогические методы и приемы, давшие наилучшие результаты.

Тематический праздник птиц.

Уточнить знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях.

Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.

Расширять кругозор детей о народных праздниках.

Развивать связную речь, способствовать активизации словаря.

Обучать детей элементам словотворчества.

Развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам речевой   деятельности.

Обогащать эмоционально-чувственную сферу.