Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «900 блокадных дней»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ушакова Ирина Александровна

Интеграционное занятие с детьми по теме "Блокада Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе «900 блокадных дней»

Составила воспитатель ГБДОУ №114 Баку Л. Г.

Цель: дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.

2. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников

3. Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам.

4. Активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал

Предварительная работа:

1. Оформление экспозиции посвященной Дороге жизни;

2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;

3. Чтение книги «Дорога жизни» Н. Ходза;

4. Рассматривание фотоальбома «Город – герой»

5. Схема – макет «Дорога жизни»

6. Разучивание с детьми стихов о блокаде.

Вступление

Ребята, вы знаете, что есть много различных праздников. Какие праздники вы можете назвать?

Вы назвали разные праздники, но есть в России особенные дни. Это дни воинской славы. В такие дни в разных городах России, где во время войны происходили крупные сражения, проходят праздничные мероприятия. Встречаются ветераны, участники тех боев, горожане возлагают венки и цветы к памятникам. Есть такой день и у нашего города. Это 27 января День полного снятия блокады Ленинграда. Радостный и одновременно грустный праздник.

Введение в тему:

Сегодня я расскажу, как наш город защищали солдаты, рабочие, добровольцы. Я начинаю рассказ:

Было 22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, тёплым, тихим. Но вдруг в мирную тишину ворвался из уличных репродукторов тревожный голос:

-Германские войска напали на нашу страну.

Война! (слайд)

Один из главных ударов немецких войск был нацелен на Ленинград. Благодаря героическому сопротивлению советских войск немцам не

удалось взять город, но они окружили его со всех сторон. Город все

время обстреливали из орудий, его бомбили самолеты. (слайд)

Все изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война! Уже в первую ночь радио на улицах тревожно предупреждало горожан:

«Внимание! Внимание! Говорит штаб местной противовоздушной

обороны города. Воздушная тревога! Воздушная тревога! »

Это значило, что к нашему городу приближались вражеские бомбардировщики. (слайд)

(слайд) В городе началась мобилизация. Днем и ночью уходили из Ленинграда воинские эшелоны на фронт. Ленинградцы, которые не были мобилизованы в армию, стремились попасть на фронт добровольцами, чтобы с оружием в руках защищать любимую Родину.

(слайд) Враги подошли близко к Ленинграду. Фашистам удалось окружить его а из окружённого города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине.

И приехать никто не может в окружённый Ленинград. Все пути к нему на СУШЕ захвачены фашистами. А когда город окружён врагами, это значит, что он в блокаде. ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ! ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ!

.(слайд) Город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой. В подвалах домов и в окнах квартир были оборудованы огневые точки. До линии фронта можно было доехать на трамвае

.(слайд) Все время хотелось есть. Норма выдачи хлеба зимой 1941 года составляла 125 граммов. Враг надеялся, что голод сломит волю ленинградцев – и город падет. Но он жестоко просчитался! Мужественно вели себя не только взрослые, но и дети (Показать кусочек хлеба)

Девятьсот дней Ленинград находился во вражеской блокаде. А это значит, что он со всех сторон по суше был окружен врагами. В условиях блокады было очень трудно снабжать город оружием, продовольствием, лекарствами. Его запасы заканчивались. А в городе больше двух миллионов людей. Чем их кормить? Далеко, за кольцом блокады – тысячи городов и деревень. Там – Большая земля. Там есть мука, мясо, масло. Но как их доставить в окружённый город? Только одна дорога связывала блокированный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. (слайд)

Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро осталось свободным. К городу Волхову по железной дороге везли грузы. Здесь их переносили на суда, которые по реке Волхов отправлялись дальше к Новой Ладоге. Но речные суда не могут ходить по бурной Ладоге, и поэтому на озере их поджидали баржи, которые везли бесценный груз дальше до порта Осиновец. Долгий и опасный был путь по Ладоге.

Но наступила зима и Ладожское озеро замерзло. Как теперь доставить в город продовольствие и вывезти ленинградцев на Большую землю? (ответы детей). Правильно, зимой Дорога жизни шла по льду. (слайд)

Физкультминутка

В осеннем тумане Закрывают ладонями глаза

В январском снегу Разводят руки в стороны

Стоит Петербург Руки над головой в виде крыши

На морском берегу Плавные движения руками-волны

С дворцами и парками Отводят руки влево и вправо

Строг и красив Повторить

Как будто вплывает Движения руками «плывут»

В широкий залив Повтор

В блокадные дни Шагают на месте

Под обстрелом в снегу Повторить

Не сдался, не сдался Повороты головы

Наш город врагу Повтор

ТРИЗ (системный оператор) : «Ленинград (блокадный) – Санкт – Петербург (мирный) .( 7 слайдов)

Все время, пока Ленинград был в блокаде, войска готовились к ее прорыву. И вот 18 января 1943 года встретились солдаты двух фронтов – Ленинградского и Волховского. Блокада была прорвана! (слайд)

Прошел еще один трудный год. И, наконец, наступил день великого ликования ленинградцев – 27 января 1944 года. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады! » (слайд)

Ребенок читает стихотворение:

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика —

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут.

Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших – в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах.

Священное место для каждого жителя нашего города – Пискаревское мемориальное кладбище. (2 слайда)

Ребенок читает стихотворение:

На Пискаревском холмики и плиты.

Трава могильная и памятный гранит.

Десятки тысяч голодом убитых…

Над ними в скорби женщина стоит.

В честь героев обороны города был создан Зеленый пояс Славы. Один из памятников Зеленого пояса Славы – «Цветок жизни». (слайд) Он посвящен детям блокадного города, которые жили и боролись рядом с взрослыми.

Недалеко от «Цветка жизни» на холме гранитные плиты «Дневник Тани Савичевой» (слайд). Таня Савичева ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти близких людей. Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны.

Упражнение «Ассоциации»

Детям предлагается рассказать, что они представляют, когда говорят «мир», «мирная жизнь», «война». Затем дети делают вывод что хорошо, что плохо, что добро, что зло.

Изготовление открытки в стиле оригами.

Вы знаете, что на праздник принято дарить подарки, открытки, украшать улицы и дома. Вот и мы сейчас сделаем красивую открытку, чтобы она украшала уголок Санкт – Петербурга. Открытку мы украсим цветами символами жизни, стойкости.

Дети складывают цветы из бумаги и наклеивают на заготовку открытки.

Рефлексия

Детям задаются вопросы:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Где проходила Дорога жизни?

3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

4. О каких мемориалах вы узнали?

5. Что вам запомнилось из моего рассказа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".

Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «900 блокадных дней»

Дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «900 блокадных дней»

Цель: дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны. Задачи:1. Закрепить знания детей о героической обороне Ленингра...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...