Наличие собственного инновационного педагогического опыта «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»
статья на тему

Рагузина Наиля Рястямовна

Собственныйо инновационный педагогический опыт  по теме:  «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Наличие собственного инновационного педагогического опыта

 «Использование нетрадиционной техники рисования

 в  совместной деятельности педагога и детей»

«Детство - важный период человеческой жизни, не

подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло

детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в

решающей степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность и перспектива опыта

  Одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе – формирование творческой личности. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как известно – все дети талантливы. Поэтому так важно, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.                            

    Я работаю в логопедической группе. Для детей с нарушением речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, воображения, восприятия. Неполноценная речевая деятельность накладывает особенности и на формирование сенсорной сферы. Процесс формирования изобразительной деятельности протекает с запаздыванием и часто сопровождается негативными реакциями. Несформированность рисуночно- графических навыков часто становится проблемой  в период школьного обучения.

    Поэтому я большое внимание уделяет использованию нетрадиционной техники рисования, которая доступна в использовании, эффективна для создания выразительных образов, способствует развитию специальных художественно- творческих способностей. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно- выразительными средствами

    Я 28 лет работаю с детьми дошкольного возраста. Работая так долго, я обратила внимание на результаты диагностики по изобразительной деятельности.

     Дети показывают хорошие результаты по критериям:

  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

  • Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
  • Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
  • Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  • Проявление фантазии, художественного творчества;
  • Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Подводя итоги, я сделала заключение, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я стала углублённо изучать методическую литературу.

Для себя я чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются  как на занятиях, так и в свободное время. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Рисование нетрадиционной техникой  не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

  Опыт работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что использованию нетрадиционной техники рисования уделяется еще не достаточно внимания. Учитывая современные концепции развития личности ребенка, я развиваю художественно-творческих способности в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами.

  Свою работу я строю, основываясь на следующие педагогические принципы:

- воспитательный характер обучения;

- построение материала от простого к сложному;

- доступность;

- разнообразие материала;

- систематичность;

- совместная деятельность;

- активность.

Наличие теоретической базы опыта

  Для обеспечения теоретической базы я использую следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:

- Гаврина С. и др. «Развиваем руки, чтобы учиться и писать и красиво рисовать», Ярославль, 1997г.,

  -Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности», Москва, 2000г.,

  -Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005г.,

   -Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.,

   -Комарова Т. «Изобразительная деятельность детей в детском саду». – М.: 2006.,

   -Котляр В. «Изобразительная деятельность дошкольников». Киев, 1986.,

   - Соломенникова О. «Радость творчества» - М.: 2005 и др.

Ведущая педагогическая идея.

  Ведущей педагогической идеей считаю, что использование нетрадиционной техники рисования влияет на уровень интеллектуального  развития ребенка т.к. интеллектуальное развитие находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев его рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развитие мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание и связная речь, без нарушения звукопроизношения, он контактен и общителен.

Оптимальность и эффективность средств

  Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:

  1. Занятие:

  - «Я в волшебном лесу» (печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью, черно-белый граттаж);

  - «Я в подводном мире» (обведение ладони, восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой);

  - «Звездное небо» (печать по трафарету, набрызг);

  - «Золотая осень» (печать листьями, набрызг, оттиск печатками).

2. Беседы с использованием наглядно-иллюстрированного материала по данной теме.

3. Работа по организации развивающей среды (пособия,  дидактические игры, фотоальбомы).

4. Конкурсы («Яркие краски осени», «Зимушка хрустальная»).

5. Рисунки детей асфальте (ко дню защиты детей).

6. Работа с родителями (участие в совместных мероприятиях, привлечение к оформлению предметной среды).

7. Музыкальное сопровождение занятий по изобразительной деятельности.

Проведенная мною работа способствовала:

- формированию эстетических чувств;

- развитию художественного вкуса, эстетической этики;

- формированию интеллектуальных и художественных способностей.

Результативность опыта

  Мной проведен анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте.

  Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей детей. Были разработаны пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами. Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способностью создавать художественны образ, знаний основ цветоведения. Благодаря проведенной мной работе, исследуемые показатели развивались. Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их.

Возможность тиражирования

Опыт моей работы был размещен:

- на сайте МААМ. ru;

- на сайте ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наличие собственного инновационного педагогического опыта

В данном материале представлен опыт работы МДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида" по проблеме:" Формирование ценностных ориентиров в социально-правовом воспитании детей дошкольного возраста"....

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Наличие собственного инновационного педагогического опыта

От первого слова малыша до красивой связной речи долгий путь.Проблема, над которой я работаю: «Формирование и развитие речевых способностей у детей дошкольного возраста».Перед собой я поставила следую...

Педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Педагогический опыт на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития т...

Выступление на педагогическом совете "Использование нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста"

из опыта работы "Использование нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста"...

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников" (экспериментальная работа)

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.Рисование прио...