Наличие собственного инновационного педагогического опыта
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

От первого слова малыша до красивой связной речи долгий путь.
Проблема, над которой я работаю: «Формирование и развитие речевых способностей у детей дошкольного возраста».
Перед собой я поставила следующие задачи: достичь всестороннего развития личности ребёнка, воспитывать интерес к художественной литературе, к слову. Художественная литература и фольклор обогащает духовный мир ребенка, помогает усвоить ценности, традиции своего народа, культуру общества, в которой ему предстоит жить. Своей главной задачей считаю научить детей слушать художественное произведение, помочь вслушаться в ритм и музыку слов и фраз, интонацию, сопереживать героям, вникать в смысл произведения. Мне хочется воспитать в лице своих воспитанников хороших учеников и читателей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наличие собственного инновационного педагогического опыта

воспитателя МБДОУ «Кочкуровский д/с «Чипайне»

Кияйкиной Татьяны Яковлевны.

   От первого слова малыша до красивой связной речи долгий путь.

   Проблема, над которой я работаю: «Формирование и развитие речевых способностей у детей дошкольного возраста».

   Перед собой я поставила следующие задачи: достичь всестороннего развития личности ребёнка, воспитывать интерес к художественной литературе, к слову. Художественная литература и фольклор обогащает духовный мир ребенка, помогает усвоить ценности, традиции своего народа, культуру общества, в которой ему предстоит жить. Своей главной задачей считаю научить детей слушать художественное произведение, помочь вслушаться в ритм и музыку слов и фраз, интонацию, сопереживать героям, вникать в смысл произведения. Мне хочется воспитать в лице своих воспитанников хороших учеников и читателей. Все знают, какую поистине неоценимую роль в развитии ребенка играет предметное окружение, которое создает условия, делающие жизнь малыша в детском саду комфортной и интересной. Каждое своё занятие стараюсь построить так, чтобы каждый ребёнок был увлечён делом. Разнообразные предметы, игрушки, игровые пособия выбираю с учетом возраста, интереса, задач воспитания и обучения. Дети очень любят слушать сказки. И такое занятие по развитию речи стараюсь строить, как сказочный спектакль, где артисты - дети, а я (воспитатель), ведущий сказочного действа, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашающий участников выполнять определенные действия. Эта замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся выражать свои чувства, расширяются их представления об эмоциях, чувствах, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Дети знают, что войти в сказку можно лишь человеку с открытым сердцем и добрыми намерениями, и только тогда он познает все мудрые уроки сказки. Конечно, эти занятия требуют тщательной подготовки, но это того стоит. На таких занятиях открывается мир ребёнка, проявляются какие - то способности, талант. Дети же, как правило, все изумительно талантливые актеры и отвечают на усилия взрослого открытием своей маленькой прекрасной души. Путь в сказку должен быть волшебным и легким для детей, но никто не утверждал, что он должен быть легким для того, кто сказку организует. Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Достижения  малыша множатся с каждым днем. Теперь уже он не только охотно слушает то, что ему рассказывают, но и сам хочет поделиться  своими новостями, планами, опасениями. Ребенок начинает рассуждать о том, что видит вокруг, о том, что привлекло его внимание, произвело какое-то впечатление. Это как бы собирательный портрет трехлетнего говоруна, но каждый ребенок развивается индивидуально, и темпы развития речи тоже не могут быть совершенно одинаковыми. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Многие отечественные ученые-педагоги и представители педагогической общественности (Л.П. Бочкарева, Н. Ф. Виноградова, Н. С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л. П. Стрелкова, A. M. Счастная, А. П. Усова, Л. Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н. В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Благодаря сказкам речь детей не только пополняется новыми словами, но и становится  образной и красивой.

Чтение для детей дошкольного возраста – самый естественный способ узнавания мира и человека, путешествия во времени и пространстве, знакомство с тем, что недоступно ему в реальной действительности. Ребёнок ставит себя на место героев, проживает их жизнь и знакомится с окружающим миром, его системой ценностей и приоритетов.

   Одной из моих целей как воспитателя является общение с детьми и организация общения детей. Общение детей - это тоже деятельность, в которой они учатся вести разговор, излагать свои предложения, убеждать, спорить, доказывать, отстаивать свое мнение и потому, разумеется, мыслить. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.

   Важным условием развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста является поддерживание долговременного интереса к занятиям, как у детей, так и у их родителей. Когда подбираю материал на занятие, ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ребёнка, чётко представляю, кому какой вопрос задам, кого похвалю, а кому, может быть, и улыбнусь вместо замечания. Каждого ребёнка на занятии стараюсь выслушать, не обрывать на полуслове. К каждому занятию готовлю  дополнительный материал: дидактические игры, занимательные вопросы. Занятия должны приносить радость, проходить на эмоциональном подъеме. На занятиях учу детей планомерно обследовать предметы, выявлять и сравнивать их свойства, делать выводы и применять полученные результаты в своей деятельности. Когда мы вместе с ребенком рассматриваем какой-то предмет, задаю ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из какого материала сделан? Для чего нужен?". Можно просто спросить: "Какой он?" Так мы побуждаем называть самые разные признаки предметов, помогаем развитию связной речи. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

   Детей необходимо включать во взаимодействие друг с другом, обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); уточнив ситуацию общения, создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Ребенок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, когда содержание захватывает их эмоционально.
   Ознакомление дошкольников со сказкой и с художественной литературой вообще происходит, как правило, в специально организованной или свободной деятельности педагога с детьми. Методика ознакомления дошкольников со сказкой рассматривается в работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. Н. Арзамасцевой, В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой, Р. Халиковой. Они подчеркивали, что рассказывать или читать сказки детям желательно ежедневно, важно, чтобы это правило не нарушали, и родители в выходные дни и тогда, когда ребенок по каким-то причинам не посещает детский сад.

   Отбор произведений осуществляется на основе принципов доступности, последовательности, учета возрастных особенностей, а также с точки зрения познавательной и художественной ценности произведений. На протяжении дошкольного возраста художественное восприятие совершенствуется, и в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героев. Это позволяет говорить о том, что произведения художественной литературы оказывают большое влияние на социальное развитие дошкольников, а именно, дети учатся отличать хорошие поступки от плохих, действовать, выстраивать свою линию поведения по аналогии с поведением понравившихся героев, хотя стихийно не всегда могут повторить положительные поступки.

   И, тем не менее, недостаточно только прочитать книгу детям. Важно беседовать с детьми о прочитанном, обсуждать поступки и поведение героев, актуализировать воспоминания детей о похожих ситуациях в их жизни.

   Традиционно при ознакомлении дошкольников с детской литературой выделяют три части. В первой части идет знакомство с произведением, основная цель которого – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Чтобы подготовить детей к восприятию сказки, необходимо провести беседу; рассмотреть иллюстрации с изображениями героев сказки; показать предметы, о которых упоминается в сказке, и объяснить их назначение. Так как у нас национальный детский сад, где дети общаются на мордовском - эрзя языке, мы так же читаем мордовские сказки. В мордовских народных сказках встречается  много незнакомых слов: это и названия предметов национальной одежды мордовского народа (сюлгамо – застежка и нагрудное украшение мордовских женщин; пулай – поясное украшение мордовских женщин; руця – верхняя рубашка и др.),

И мифологические персонажи (Ведява – русалка, богиня воды и деторождения; Вирява – богиня леса и плодородия; Паксява – хозяйка поля; Юртава –  покровителница двора, хозяйства;  Варда – злое сказочное существо, ведьма; Куйгорож – мордовский гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой; Варма – ветер и др.).

   Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления прочитанного. В этой части, после прочтения сказки задается ряд вопросов по ее содержанию и форме: «Что вы прослушали? Как вы догадались, что это сказка? О чем рассказывается в этой сказке? Как сказка начинается? Как сказка заканчивается? Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему? Какие слова и выражения в сказке вам понравились и запомнились? Объясните, что они означают».

С целью речевого развития на данном этапе осуществляются следующие основные виды деятельности детей:

1. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

3. Придумывание продолжения к сказке или другого конца сказки.

4. Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов с последующим обсуждением иллюстраций и поделок.

5. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр).

   С целью актуализации читательского опыта, можно предложить детям провести параллели между сказками разных народов (например, мордовская сказка «Три брата» и русская народная сказка «Сивка-бурка») и ответить на следующие вопросы: «Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?».

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т. С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной (С. И. Букатина, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой деятельности (Т. А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.).

   Как видно из вышеизложенного, целесообразнее использовать в процессе социально-коммуникативного развития дошкольника произведения с занимательной, простой и ясной сюжетной линией, где главные герои познают добро и зло, становятся терпимее и доброжелательнее друг к другу. Сказка должна помочь дошкольнику научится адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации, давать элементарную оценку и самооценку поступкам и действиям, проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям. В процессе ознакомления со сказкой дошкольник приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе. А в процессе ознакомления с народной сказкой у детей старшего дошкольного возраста развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными изобразительно-выразительными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. Конечно, знакомство со сказкой не ограничивается только непосредственно организованной деятельностью.  Вся работа с детьми по данной теме представлена перед родителями, коллегами в различных формах. Это консультации, беседы, открытые показы, стендовые доклады, литературные викторины. Для родителей проводим беседы: «Читаем каждый день», «Положи твое сердце у чтения», «Обогащаем словарь детей». Консультации «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Развиваем речь детей, читая художественную литературу», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы». Чтение или рассказывание сказок сопровождает многие виды деятельности детей в детском саду. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью. Уже первые занятия по ознакомлению со сказками показали, что в процессе чтения у детей пробудился интерес к художественной книге. Многие дети проявляли инициативу, высказывая просьбу почитать в свободное время, побеседовать с воспитателем о тех сказках, которые им прочитали родители, приносили понравившиеся книги из дома, чтобы показать их другим детям. Таким образом, можно сделать вывод, что чтение сказок в детском саду полезно сочетать с чтением в кругу семьи, ведь обсуждая прочитанное вне детского сада, дети учатся общаться друг с другом и с взрослыми, у них развивается связная речь.

Результаты проделанной работы позволяют сделать следующие выводы:

  • К трем годам  малыш начинает:
    - Часто задавать вопросы.
    - Пользуется двух-, трехсловными предложениями.
    - Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.
    - Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
    - Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
    - Знает время суток.
    - Называет два цвета.                                                                                                                                                        

  Дети 4-5 лет уже могут  рассказать о событиях собственной жизни,  о своём                                                                                                                                                            личном опыте, причем делать это очень выразительно. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую                                                                                                                                                                           активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Когда читаю детям художественные произведения, предусмотренные программой, применяю словесные методы.  Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю  или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.). В своей  работе использую и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ. Заучивание стихов развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями.                                                                                               Дошкольников пятого — седьмого годов жизни обучаю речи методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирующего их связную речь.
Метод пересказа состоит в том, что когда  читаю (рассказываю) детям художественное произведение или напоминаю им о том, что мы вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказываю  «случай из своей жизни» (повествование), или даю словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели, и поощряю (подталкиваю) их к тому, чтобы они захотели: 1) задать вопросы по ходу рассказа , 2) повторить рассказ (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых).
Детям очень нравится метод сочинения (рассказывания), когда они сами придумывают, сочиняют сказки, фантазируют на любые темы.
В своей работе применяю метод рассказа - рассказ без показа, рассказы из жизненного опыта, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых. В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору использую  метод беседы (разговора). Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Известно, что беседа — активный метод умственного воспитания. Вопросо-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.
 Но ребёнок никогда не будет заниматься скучным и трудным делом. Всё, что он слышит, видит и чувствует, должно приносить ему радость, вызывать интерес. Так же использую практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать  совершенствовать речевые умения и навыки.  Практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы на занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи). Одним из эффективных средств                                                                                          развития речи детей является обучение творческому рассказыванию. Творческий рассказ — это рассказ, придуманный ребенком. Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребенком новые образы, ситуации и действия. Обучение ребенка творческому рассказыванию способствует развитию логического мышления, на котором в основном базируется связная речь. Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).

Анализ проделанной работы показывает, что дети стали лучше выражать свои мысли. Чтобы и дальше добиваться оптимальных результатов в обучении, необходимо соблюдать некоторые условия:

  • Знать психологические особенности детей 2-7 лет и учитывать их в своей работе.
  • Постоянно стремиться к тому, чтобы на занятиях дети получали новую информацию.
  • Умение ставить детей в ситуации, вызывающие необходимость использования русского языка,- одна из важнейших задач национальных детских садов.

   Об эффективности своей работы я  могу судить только в том случае, когда я  добиваюсь от детей не только усвоения изучаемого материала, но и его использования в самостоятельной речи. На занятиях должна создаваться атмосфера уважения и любви друг к другу: воспитателя к детям и детей к педагогу.

   Конечно, задачи, стоящие перед воспитателем огромные и ответственные. Их можно решать лишь тогда, когда творчески будешь относиться к своей работе, будешь работать над повышением своего мастерства, будешь использовать всё передовое. Я верю, что каждый ребёнок талантлив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наличие собственного инновационного педагогического опыта

В данном материале представлен опыт работы МДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида" по проблеме:" Формирование ценностных ориентиров в социально-правовом воспитании детей дошкольного возраста"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр...

Представление собственного инновационного педагогического опыта.

Актуальность этого опыта заключается в том что именно игра  выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удо­вольствия, по которым игровую деятел...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме  «Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной литературой»...

Наличие собственного инновационного педагогического опыта «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»

Собственныйо инновационный педагогический опыт  по теме:  «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей» ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...