ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»
материал (подготовительная группа) по теме

Кириченко Светлана Наильевна

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Путешествие в ОСЕНнем лесу»

1. Обобщить знания детей о характерных признаках осени, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

2.Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный выдох.

3. Учить создавать рисунок в смешанной технике, радоваться полученному результату.

4. Развивать слуховое внимание, продолжать учить выполнять действия, соотнося их с характером и темпом музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_dlya_starshikh_doshkolnikov.rar66.99 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

1. Обобщить знания детей о характерных признаках осени, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

2.Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный выдох.

3. Учить создавать рисунок в смешанной технике, радоваться полученному результату.

4. Развивать слуховое внимание, продолжать учить выполнять действия, соотнося их с характером и темпом музыки.

Цель: Создание игровой ситуации, развитие связной речи. Закрепить у детей представления об осени и осенних изменениях в природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепление представления об осени и ее приметах;

- уточнение, расширение, активизация словаря по теме, глагольная лексика и слова – признаки;

- развитие фонематического слуха;

- совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование однокоренных слов, совершенствование слоговой структуры слова, закрепление простых и сложных предлогов, употребление сложноподчинённых предложений, развитие связной речи) .

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие длительного плавного выдоха;

- развитие зрительного внимания;

- развитие координации речи с движениями;

- развитие артикуляционной моторики, тонкой и общей моторики;

- развитие восприятия, творческого воображения;

- развитие эмпатии, рефлексии своей деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи;

- воспитание бережного отношения к природе;

- воспитывать художественное восприятие объектов природы.

Оборудование: музыка П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», магнитная доска, портреты времен года, дерево с листочками, панно «Осенний лес», схема-план для описания овощей, картинки с изображением овощей, карточка «Осенние листья деревьев», краски гуашевые в больших банках (на каждой банке прикреплено задание-инструкция, кисти, шаблон платья осени (для самостоятельного рисования, схема – рисунок с изображением капель дождя (для воспроизведения ритмического рисунка) .

Цели и задачи занятия

Актуализация знаний детей о времени года «Осень»;

Развитие памяти, внимания, ориентировку в пространстве, умения наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять;

Развитие общей и мелкой моторики;

Совершенствовать коммуникативные навыки, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

Создать радостную и праздничную атмосферу занятия, хорошее настроение его участникам

Ход  НОД 

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь».

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по самому красивому времени года-осени. Ребята, вы любите осень? Кто знает стихи об этом времени года?

Дети читают стихи об осени.

Осень в лесу

Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину -

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

- Стыну... -

И дрожит от холода.

 

А береза рада

Желтому наряду:

- Ну и платье!

Что за прелесть! -

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И березка шепчет:

- Зябну!.. –

 

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

- Мерзну! Мерзну! -

Обмануло золото -

Не спасло от холода.

А. Гонтарь

Сентябрь

Пусто в домике стрижа —

Улетел, бедовый.

И как зонтик у ежа

Жёлтый лист кленовый.

Октябрь

Вяжет сети паучок,

Гонит тучи ветер.

Загрустил бурундучок

О прошедшем лете.

Ноябрь

В инее ложбина,

В огоньках рябина.

Дятел клювом бьёт —

Зиму в гости ждёт.

Психолог: В этот месяц, что ни год,

В школу тянется народ:

Золотой шуршит листвою

Ярких астр букет несет.

Что это за месяц? Сентябрь приготовил вам небольшое испытание. Посмотрите, на столе он перемешал картинки с временами года, выберите из картинок только осенние.

(Дети по очереди подходят к столу, и выставляют на магнитную доску картинки с изображением осени)

Назовите какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь)
(на экране картинки ранней осени)
Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин
Ребята, назовите, признаки ранней осени? (Осенью листья желтеют, птицы улетают в теплые края. Солнце светит, но не греет. В лесу появились грибы и ягоды)
(на экране картинки середины осени)
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Ребята, назовите, какие признаки вы знаете в середине осени? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Часто идёт дождь 
(на экране картинки поздней осени)
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья
Какие признаки поздней осени вы знаете? (На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. На полях, в огородах собрали урожай)

Муз. рук.

Игра «Узор дождя».

Педагог: Кто всю ночь по крыше

Бьёт да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

Крупно, дробно зачастило,

И всю землю намочило.

(Ответы детей: дождь.)

Педагог: Правильно ребята. Это дождик. Дождик нарисовал на «окне» «узор». Давайте его оживим и озвучим.

Дети по показу выстукивают ритм в соответствии со схемой- изображением (чередование громких и тихих ударов) .

Педагог: У вас получился настоящий осенний дождь.
Шляпка большая
На ноге сидит,
В дождик вырастает,
Хоть совсем не гриб.
Я его беру с собой,
Не нужна мне шляпа,
Разверну над головой,
Если дождь закапал.
(Зонтик)

СЛЫШЕН ШУМ ДОЖДЯ. Дети разбирают зонты и строятся.

РЕБЕНОК:        Все зиме мы радуемся,

                      С осенью прощаемся!

                      Осень, осень, не грусти,

        Дарим тебе танец мы!

ТАНЕЦ С ЗОНТАМИ.

Сказка «Помоги дождику узнать – хороший он или плохой? »  "Жил-был дождик. Однажды скучал он на тучке и вдруг услышал, что его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня! » Спустился дождик на землю и понял, что его зовет полевое зёрнышко. Полил его дождик, и вырос колосок. «Спасибо тебе, хороший дождик! » - сказал колосок. Запрыгал дождик от удовольствия по полю и… облил мышку. Заплакала мышка: «Плохой дождик: намочил мою шерстку, мне холодно и зябко! » Огорчился дождик, пошел, не разбирая дороги, и угодил в болото. А там ему очень обрадовались лягушки: «Здравствуй, хороший дождик! Помоги нам! Мы давно тебя ждем – болото совсем пересыхает». Припустил дождик, что было силы, и намочил девочку. Рассердилась девочка: «Плохой дождик! Испачкал мое новое платье, а бантик намок и стал некрасивым! » Испугался дождик, хотел на тучке спрятаться, но услышал, как его позвал мальчик: «Эй, хороший дождик! Полей подольше и посильней – мне надо кораблики в лужах пускать! » Снова припустил дождик.

А вечером вернулся он на тучку и подумал: «Хороший я или плохой? » А вы, ребята, как думаете? (ответы и рассуждения детей)

Педагог: Дождик хочет сказать вам спасибо, вы действительно ему помогли.

Но посмотрите, что же случилось с Осенью? Косы ее растрепал осенний ветер, краски платья – смыл дождик. Давайте поможем вернуть ее прежний красочный наряд.

Для этого необходимы краски, да непросто краски, а «волшебные

природные ». Сама природа наградит нас ими за каждое правильно выполненное задание.

Непогода! Не очень приятное природное явление: сырость ,слякоть. НО поздняя осень, ребята, может быть разной: дождливой и солнечной, а иногда сказочно - таинственной. И, чтобы в этом убедиться, давайте с вами заглянем в лес.(музыка сказочного леса)

давайте , дети, пропоем чистоговорку про нашего лесного гнома. Гном латал свой пёстрый колпачок , готовясь к зиме.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЧИСТОГОВОРКА НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ «Л-ЛЬ».

(МЕЛОДИЯ ТРАНСПОНИРУЕТСЯ.)

ЛИ-ЛИ-ЛИ-В ГОСТИ К ГНОМУ МЫ ПРИШЛИ.

ЛА-ЛА-ЛА-У НЕГО В РУКАХ МЕТЛА.

ЛУ-ЛУ-ЛУ-ВЗЯЛИ В РУКИ МЫ МЕТЛУ.

ЛИ-ЛИ-ЛИ-КОЛПАЧОК ШИТЬ ПОМОГЛИ.

Мы попали в сказочный лес. Деревья стоят без листвы, качают своими ветками, слушая песню пролетающего ветра. И мы сейчас попробуем пропеть песенку ветра.

ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ. (за выполнение синяя краска)

Потоки ветра устремились ввысь -« У-У-У»

И вниз - « У-У-У».

Играет ветер опавшими листьями – « Ш-Ш-Ш ».

И вдруг ветер стал сильным и порывистым « Ф- Ф-Ф».

И не удержался последний берёзовый листок «И-и-и».

А вот мне на ладонь упала первая снежинка «О»,

А за ней ещё одна « А».

Только старое дерево недовольно скрипело, раскачиваясь на ветру « ХХХ».

А вот и лес! Смотрите дети!

Лучше нет его на свете!Воздух здесь чистый, приятный, лесной

Пахнет здесь ёлочкой, мхом и сосной……

Положите ручки на животик, сделайте лёгкий вдох через нос.

Носом-вдох, а выдох- ртом,

Дышим глубже, а потом

Дышится легко, ровно, глубоко.

Вот он лес! Какой чудесный!

А  в лесу так интересно!

Листья, слышите, шуршат,

И деревья здесь трещат.

Ветер ветви их качает.

Листочки осенние на веточках висели, ветерок зашалил... 
Закружил осенний лист и упал под ноги, даётся вам задание, 
пройдите испытания!
 

Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?» (зелёная краска)

Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.

Логопед приглашает детей пройти к наборному полотну и предлагает им встать полукругом, а на наборное полотно помещает картинку с наложенными изображениями листьев (рис. 1).

Л. Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.

http://skosh.ru/images/otkr2kl.png

Рис. 1

 

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

Обводит изображение пальцем.

2-й ребенок. Я вижу березовый листок.

Обводит изображение пальцем.

3-й ребенок. А я увидела дубовый листок.

Обводит изображение пальцем.

4-й ребенок. Не назвали только рябиновый листок. Вот он.

Обводит изображение пальцем.

Л. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Игра «Угадай, чей лист» (за выполнение – желтая краска)

Педагог: Ветерок срывает листочки, и они падают на землю.Листья падают, значит, это……………

Давайте понаблюдаем за этим явлением. Смотрите глазками, головой не шевелите.

Гимнастика для глаз «Падающие листочки» (воспитатель вверх по однму листочку, дети следят за их падением)

Вот листья разные

Желтые и красные.

Вы листочки все возьмите,

Их название скажите.

ЗАГАДКИ

Руская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

(берёза)

-Тёмной он покрыт корой.

Шлист красивый, вырезной,

Ана кончиках ветвей

Зреет много желудей.

(Дуб)

-Бусы кравные висят, из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи

(Рябина)

-Ну не дерево, а диво

Разноцветный и красивый

Лист ладошкаю раскрылся.

Ветер дунул лист свалился.

(Клён)

Педагог: Нужно назвать дерево, с которого упал лист и сказать, какой он.

Образец ответа: «Этот лист упал с берёзы – это берёзовый лист». И т. д.

Педагог: -Ай да молодцы! все деревья узнали!

За ваши ответы природа дала нам желтую краску. Как вы думаете, что может быть желтым? (ответы детей)

Педагог: Хорошо. Что же ждет нас впереди?

ЛОГОПЕД:  Чтобы было интересней,

                     Будем петь мы с вами песни.

                     Только, дети, вы старайтесь,

                     Слова чётко пропевайте.

                     Не в ладоши хлопайте,

                    Язычком работайте.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

ПОВЕРНУЛСЯ ЯЗЫЧОК             -ДЕТИ ГЛАДЯТ ЯЗЫКОМ ОБЕ ЩЕКИ  ПООЧЕРЕДНО.

ВПРАВО ,ВЛЕВО ,НА БОЧОК.

РОТИК ОТКРЫВАЕМ,                      - УПРАЖНЕНИЕ « БОЛТУШКА»

ЯЗЫЧКОМ БОЛТАЕМ.

А ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ , БЕЗ ШУТКИ   –ПРОВОДЯТ ЯЗЫКОМ ПО ВЕРХНИМ И НИЖНИМ ЗУБАМ.

ЯЗЫЧКОМ ПОЧИСТИМ ЗУБКИ.

УЛЫБНЁМСЯ ВСЕМ ДРУЗЬЯМ,     -УЛЫБНУТЬСЯ ШИРОКО.

БЕЗ УЛЫБКИ ПЕТЬ НЕЛЬЗЯ!

Муз. рук.

Игра «Щедрый урожай» (за выполнение – красная краска)

Педагог: Осень богата урожаем! Она принесла нам свои подарки, но не простые. Нам надо отгадать их.

Дети берут по одной картинке (овощ) и, не показывая друг другу, составляют по схеме – картинке загадки (описание овоща). Остальные дети отгадывают.

Педагог: Какие вы молодцы! Теперь пришла пора и нам сделать подарок для осени. Посмотрите на нее. Какая она ненарядная, а ее сестры (другие времена года) в своих чудесных платьях. Мы тоже можем подарить осени платье, да не одно, а много. Пусть носит их и радует нас!

Пальчиковая гимнастика СУ-ДЖОК

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

Игра «Наряд для осени» с элементами арт-терапии.

Дети под музыку раскрашивают платье для осени.

(дети работают с шаблонами платьев из альбомных листов)

Релаксация «Осенний лес»

Мы пришли в осенний лес -

Полон сказочных чудес:

Золотом листва сияет, нежно солнце согревает…

Так приятно и легко!

Дышим ровно, глубоко…

Пахнет хвоей и грибами, и опавшею листвой.

Мы прекрасно отдыхаем – расслабляемся с тобой…

Так приятно и легко,

Дышим ровно, глубоко…

Стали птицы распевать, ну а нам пора вставать!

Дружно, сладко потянулись…

И с улыбкой все проснулись!

Анализ работ детей. Выставка

Педагог: Замечательные наряды получились для Осени. Она нам так благодарна!

Итог занятия:

Педагог: Ребята, посмотрите на нашу Осень! Ей очень понравились все ваши платья, и из каждого она что-то взяла. Получился вот такой наряд.

(Дети рассматривают портрет осени)

Педагог: Что мы можем сказать о нашей гостье? Кто больше слов скажет, какая осень? (Ответы детей: дождливая, холодная, пасмурная, ветреная, теплая, сухая) .

Педагог: Что собирают осенью? (Ответы детей: урожай овощей, фруктов, грибов и ягод).

Педагог: Как вы думаете, какое у осени настроение?