Организация деятельности и планирование работы экологического кружка в средней группе детского сада
методическая разработка (средняя группа) на тему

Здесь даны рекомендации по организации экологического кружка в детском саду и приведен примерный тематический план его работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_ekologicheskogo_kruzhka_v_dou.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это,  прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».  В. Сухомлинский.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят, посещающих коррекционную группу.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх — летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Цель работы кружка — формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развивать системное видение мира, интеллектуальные и творческие способности.

Задачи экологического кружка «Юный эколог»: расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей; формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов; вызывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы; развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления; навыки диалектического мышления, любознательность, творческий потенциал, фантазию, воображение; обучать решению прогнозных исследовательских задач.

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:  

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.  

Принцип деятельного подхода.  Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.      

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.    

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.  

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Содержанием работы кружка «Юный эколог»  является опытническая работа с предметами и явлениями живой и неживой природы. С детьми проводятся несложные опыты с различными объектами окружающего мира. Специально организованные опытнические ситуации в отличие от простых наблюдений позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны объекта природы.

Через опыты можно ярко продемонстрировать свойства, качества явлений, их взаимосвязи. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Организация деятельности и режим экологического кружка.

Кружок проводится 2 раза   в месяц во вторую половину дня в 16.00ч. – 16. 20ч продолжительностью 20 минут. Программа кружка рассчитана на один год работы с детьми средней коррекционной группы.

Материал в цикле подобран таким образом, что позволяет детям увидеть в знакомом, привычном что – то новое, ранее не замечаемое, осмыслить то, что усвоено механически.

Методы, используемые для реализации работы кружка:  игровые ситуации;  наблюдение,   беседа,   исследовательская деятельность,   экспериментальная деятельность.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми. В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. А также научит детей сравнивать, сопоставлять, разовьет наблюдательность, восприятие, мышление.

Тематический план работы кружка «Юный эколог»

Месяц

Тема

Источник

Октябрь

  1. Зачем им крылышки? Зачем одуванчику «парашютики», а репейнику крючки?

Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

  1. У кого какие клювы? Кто улетит, кто останется?

Цель: установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида животных;  понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 74.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 23, 64.

Ноябрь

  1. Зачем зайчику другая шубка?

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

2.   Как звери меняют шубку?

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 24.

Декабрь

  1. Нужен ли зимой растениям снег?

Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

2.       Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель: выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 21.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 43.

Январь

  1. Зачем утке и лягушке такие лапки?

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

  1. Кто живет в воде? Дышат ли рыбы?

Цель: найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 25.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 26, 64.

Февраль

  1. Как появляется снег  и дождь?  (Круговорот воды в природе).

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, рассказать, что происходит с паром в верхних слоях атмосферы, как образуются дожди.

2.        Солнечные зайчики, разные отражения.

Цель: понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете, научиться пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» стр. 48

 О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 93,94.

Март

  1. Может ли растение дышать?

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

  1. Как развивается растение? Вершки - корешки.

Цель: Выделить циклы развития растения: семя, росток, растение, цветок, плод, семя. Выяснить, что раньше появляется из семени.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 55.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 20, 66.

Апрель

  1. Почему птицы могут летать?

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

  1. Из чего птицы строят гнезда?

Цель: выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 26.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 25.

Май

  1. Как спрятаться бабочкам?

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

  1. Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Цель: сформировать представление о причинах происхождения низких и высоких звуков (частоте звука).

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр. 27.

Л.А. Королева «Познавательно – исследовательская деятельность  в ДОУ» стр.28