Публичный доклад на педсовет. "Воспитание толерантности у детей".
материал по теме

Годун Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на педсовет18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности у детей.

Что такое толерантность?  Это способность  человека в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать  с окружающей средой, сохраняя при этом уважение к себе, свое душевное равновесие, не вступая в конфронтацию и оставаясь в позитивных отношениях  с  собой и миром.  Толерантность часто называют терпимостью, но  это не значит, что мы должны учить своего ребенка подставлять левую щеку, когда его ударили по правой. Толерантный человек – это человек, умеющий принять другого, и уважаемый за это.  Он умеет сочувствовать, стремится к миру и сотрудничеству, к позитивному диалогу. Толерантность - это  скорее не терпимость, а умение принимать и понимать  другого  человека.  Интолерантность – противоположное понятие. Интолерантные взрослые, а вслед за ними и дети, могут нетерпимо, пренебрежительно, агрессивно относится к другим, непохожим на него,  людям…

Что значит другой?  

- Другая внешность (например, ребенок с яркими внешними особенностями или физическими особенностями)

- Другое поведение  (занятие балетом у мальчиков,  «слишком интеллигентная девочка» и т. д.)

- Другой образ жизни (заболевание, уклад семьи и др.)

- Другая национальность

- Другая вера

- Другое социальное положение (многодетная семья, пьющий папа и др.)

- Другой материальный достаток

Для интолерантных детей: Другой – значит Чужой, Опасный. Для толерантных детей, Другой – это всего лишь другой, и возможно, очень интересный.   Свою интолерантность, с молчаливого согласия родителей или неосмотрительных педагогов,  дети понесут  дальше – в школу, в подростковый и юношеский возраст.  Они забудут, с чего началась их нетерпимость, и перенесут ее на все сферы жизни.

Итак  Когда нам воспитывать толерантность в ребенке?

время формирования и воспитания нравственных качеств: это дошкольное детство. Трудно требовать от подростка понимания и сотрудничества, если его этому никогда не учили.

     Воспитание толерантности начинается с детства,  старший дошкольный возраст, к которому относятся  дети – лучшее время, это период наивысшей чувствительности к воспитанию нравственных категорий.

Где воспитывать толерантность?

А Где проводят  дети свою жизнь?  Дом, родственники, садик, кружок, улица…

Дошкольное детство замечательно тем, что ребенок практически не остается без попечения взрослых. И что бы его не воспитала улица, первые уроки должны быть преподнесены дома и в дошкольном учреждении.  Ребенок должен выходить на улицу со стойким социальным иммунитетом: я знаю, что в мире встречаются плохие вещи, и плохие люди, я умею их отличать, но  я  не стану от этого злым.

Третий вопрос: Кто?  Кто будет воспитывать толерантность? Это близкие взрослые, которым ребенок доверяет,  кого послушает.  Родители и мы.

 Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров. Поэтому для начала необходимо самим родителям ,а также и нам с вами относиться к ребенку толерантно. 
Во-первых, не обижать его. 
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. 
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. 
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений.

Задача воспитания толерантности – обратить конфликт в конструктивный,  вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. 
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. 
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. 
Для того чтобы воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно,  первоначально родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.

От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.

Итак Схема воспитания толерантности очень проста.

Отношения между родителями

– отношения родителей к ребенку

– отношение ребенка к родителям

 – отношения ребенка к другим родственникам и близким

– отношения ребенка к сверстникам и взрослым людям.

(Приемы:

Мы все похожи.  Наши дети ходят в 64 сад. Сад находится в городе Нижневартовске. Это обычный российский город. Россия – это страна на планете Земля.

Каждый из нас уникален и ценен. )

Игра«Другой ребенок»:  (Надписи: «Я заикаюсь»,  «Я ношу вещи старшей сестры (брата),  «Я плохо говорю по-русски», «Я  люблю вышивать и плести из бисера» (мальчик),  «У нас нет машины», «Меня воспитывает бабушка», «Я вся (весь) в веснушках», «Я меньше всех в группе», «Я не умею давать сдачи»,  «Я не умею сидеть спокойно», «Я неаккуратно ем», «Я все время хочу к маме» и др Ведущий: «Мы не будем  демонстрировать интолерантное поведение, нетерпимость к вам». Но я даю минуту, ровно одну минуту, для того, что бы вы представили  себя маленьким ребенком, который прожил на свете всего шесть лет, и о котором все думают только то, что написано  ,Время пошло…»  Спустя минуту, ведущий говорит:  «Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию.  Покажите его с помощью карточки. А теперь мы поучимся толерантности.   Мы увидим в Другом, непохожем на нас человеке его особенную ценность. Например: «Этот ребенок  шепелявит… Зато он прекрасно бегает!»

      Ведущий  по-очереди  называет качества, написанные на карточках, а взрослые предлагают  альтернативные, «позитивные» варианты…  Когда каждому, «другому» ребенку будет дана положительная характеристика «Зато…», ведущий снова просит  почувствовать участников свое состояние, )

Что мы должны делать для развития толерантности?
- воспитывать с любовью и во имя любви;
-воспитывать в духе мира;
-вовлекать в процесс воспитания толерантности родителей;
- поощрять совместную деятельность;
- признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
-формировать чувство справедливости;
-избегать жестоких отношений;
-не допускать проявлений манипулирования;
-быть готовым и способным к диалогу; пониманию и солидарности;
- воспитывать сопричастность;
- быть примером для детей и сообщества; уметь слушать;
- выражать одобрение относительно того, что сделано;
-поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у детей чувство взаимного расположения;
-давать детям возможность самостоятельно решать проблемы;

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.